Фрагмент для ознакомления
1
1. Предмет источники и система административно-процессуального права.
2. Понятие и структура административного процесса.
3. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения.
4. Понятие и виды административных производств.
5. Нормотворческое производство в государственном (муниципальном) управлении.
6. Нормативные правовые акты государственного управления: правовая характеристика и классификация.
7. Правотворческая деятельность в сфере государственного управления понятие, субъекты и их компетенция.
8. Производство по обращениям граждан и организаций в государственном (муниципальном) управлении.
9. Правовое регулирование и порядок рассмотрения обращений граждан и организаций.
10. Понятие и основные признаки административного правонарушения. Виды административных правонарушений.
11. Регистрационное производство в государственном управлении.
12. Виды регистрационного производства и их классификация.
13. Процедуры государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
14. Процедуры государственной регистрации автомототранспортных средств.
15. Процедуры государственной регистрации прав на недвижимость.
16. Процедуры государственной регистрации актов гражданского состояния.
17. Процедуры государственной регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства.
18. Процедуры государственной регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания.
19. Лицензионно-разрешительное производство в государственном управлении.
20. Общий порядок производства по лицензированию отдельных видов деятельности
21. Контрольно-надзорное производство в государственном и муниципальном управлении.
22. Правовое регулирование и порядок осуществления проверок в процессе контрольной и надзорной деятельности
23. Государственно-экзаменационное производство. Понятие и виды государственных экзаменов и экзаменационных производств
24. Понятие и виды дисциплинарных производств. Общие правила дисциплинарного производства.
25. Производство применению отдельных мер административного предупреждения и пресечения
26. Административное судопроизводство.
27. Дисциплинарное производство в государственном и муниципальном управлении.
28. Понятие состава административного правонарушения. Виды составов, их признаки.
29. Понятие и особенности административной ответственности.
30. Множественность административных правонарушений.
31. Понятие должностного лица по административному праву. Административная ответственность должностных лиц.
32. Понятие и принципы производства по делам об административных правонарушениях, его задачи. Сроки в производстве.
33. Правовая характеристика административных правонарушений, посягающих на права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность: особенности юридических составов.
34. Правовая характеристика административных правонарушений в области охраны собственности: особенности юридических составов.
35. Правовая характеристика административных правонарушений в промышленности, строительстве и энергетике: особенности юридических составов.
36. Правовая характеристика административных правонарушений на транспорте, в области дорожного движения, связи и информации: особенности юридических составов.
37. Правовая характеристика административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг: особенности юридических составов.
38. Правовая характеристика административных правонарушений в области таможенного дела, защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации: особенности юридических составов.
39. Правовая характеристика административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды и природопользования, в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель: особенности юридических составов.
40. Правовая характеристика административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти, против порядка управления и в области воинского учета: особенности юридических составов.
41. Правовая характеристика административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность: особенности юридических составов.
42. Административное наказание в виде административного штрафа. Характеристика производства по исполнению постановления о наложении административного штрафа.
43. Административное наказание в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения. Производство по исполнению постановления о данном административном наказании.
44. Административное наказание в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу. Производство по исполнению постановления о данном административном наказании.
45. Административное наказание в виде административного ареста. Производство по исполнению постановления о данном административном наказании.
46. Административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Производство по исполнению постановления о данном административном наказании.
47. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
48. Характеристика стадии возбуждения дела об административном правонарушении и составляющих ее этапов.
49. Характеристика стадии рассмотрения производства по делам об административных правонарушениях и составляющих ее этапов.
50. Характеристика стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях и составляющих её этапов.
51. Характеристика стадии исполнения постановления о назначении административного наказания и составляющих ее этапов.
52. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.
53. Протокол об административном правонарушении, его содержание и юридическое значение.
54. Административное задержание как мера пресечения и административно-процессуального обеспечения.
55. Доставление физического лица, отграничение его от административного задержания.
56. Личный досмотр и досмотр вещей, их нормативное регулирование и применение в деятельности органов внутренних дел.
57. Изъятие вещей и документов как мера пресечения и административно-процессуального обеспечения.
58. Характеристика лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях.
59. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
60.Подведомственность в производстве по делам об административных правонарушениях.
61. Компетенция органов внутренних дел по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
62. Постановление по делу об административном правонарушении, его содержание и юридическое значение.
Фрагмент для ознакомления
2
1. Предмет источники и система административно-процессуального права.
Ответ: Предметом административно-процессуального права являются три основных видов отношений. В логической последовательности они представляют собой фактическое (простое) общественное отношение, материальное правовое отношение и процессуальное отношение. Важно отметить, что процессуальное отношение одновременно является и материальным административно-правовым отношением.
Таким образом, предмет административно-процессуального права представляет собой сложное структурное явление, объединяющее три составные части:
а) материальные административно-правовые отношения, реализация которых обеспечивается с помощью административного процесса;
б) общественные отношения, регулируемые нормами других отраслей российского права, связанные с государственным управлением и требующие процессуальных действий органов исполнительной власти;
в) сама процессуальная деятельность органов исполнительной власти и других уполномоченных субъектов.
Таким образом, предмет административно-процессуального права Российской Федерации состоит из материальных правовых отношений, возникающих в процессе государственного управления, и процедуры их реализации через административно-процессуальную процедуру.
В зависимости от правовых свойств источников административно-процессуального права, их система включает в себя несколько видов нормативных юридических актов. На первом месте стоит Конституция Российской Федерации, которая является высшим нормативным актом с прямым действием на всей территории страны. Федеральные законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (часть 1 статьи 15 Конституции РФ).
Конституция Российской Федерации содержит нормы, которые имеют как материально-правовое, так и административно-процессуальное содержание. Например, граждане России имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (часть 1 статьи 27), свободу получения и распространения информации (часть 4 статьи 29), право на объединение и создание профессиональных союзов (часть 1 статьи 30), а также право на участие в управлении делами государства (часть 1 статьи 32).
Следующим видом нормативных юридических актов являются федеральные конституционные законы, которые занимают второе место в иерархии источников права после Конституции Российской Федерации. Эти законы имеют большое значение в административно-процессуальном праве.
Федеральные законы являются основной группой законодательных актов и содержат в себе нормы административно-процессуального права. Некоторые из них включают законы об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, об исполнительном производстве, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о государственной регистрации юридических лиц, о лицензировании отдельных видов деятельности и другие.
Нормативные указы Президента Российской Федерации представляют собой самостоятельную группу источников административно-процессуального права. Они отражают полномочия Президента в сфере государственного управления и принимаются в форме положений, уставов, инструкций, правил, административных регламентов.
Таким образом, система источников административно-процессуального права включает в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента. Каждый из этих источников имеет свою юридическую силу и регулирует различные аспекты административно-процессуальных отношений.
Основа системы административно-процессуального права включает две большие группы норм, которые отличаются по своему содержанию и регулируют различные общественные отношения.
Первая группа норм регулирует вопросы общего характера и применяется к различным группам отношений. Например, административно-процессуальные нормы определяют цели и задачи процессуальной деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и других правомочных субъектов. Они также регулируют принципы процессуальной деятельности, основы правового положения участников процесса и другие аспекты.
Административно-процессуальные нормы, выполняющие общие функции, образуют Общую часть административно-процессуального права. Это становится очевидным, если сравнить их с нормами, составляющими Общую часть материального административного права:
- устанавливающие принципы государственного и общественного управления;
- определяющие правовое положение граждан в сфере управления;
- регулирующие организацию и функционирование органов управления;
- устанавливающие порядок создания предприятий и учреждений;
- регулирующие службу в органах управления;
- определяющие правовое положение общественных организаций в сфере управления;
- устанавливающие порядок издания актов управления;
- регулирующие применение мер убеждения и принуждения в сфере управления;
- регулирующие контроль исполнения в управлении;
- обеспечивающие соблюдение принципа законности в управлении.
Таким образом, эти нормы составляют основу административно-процессуального права и обеспечивают регулирование широкого спектра отношений в сфере управления.
Вторая группа административно-процессуальных норм регулирует более узкие, обособленные группы общественных отношений, которые возникают в процессе осуществления административного производства. Эти нормы объединяются в Особенную часть административно-процессуального права.
Система российского административно-процессуального права представляется следующим образом:
I. Административно-процессуальные нормы, которые регулируют статус участников административного процесса. 1. Нормы, регулирующие статус индивидуальных участников административного процесса: 1.1. Граждан Российской Федерации. 1.2. Иностранных граждан и лиц без гражданства. 2. Нормы, регулирующие статус коллективных субъектов административного процесса: 2.1. Федеральных органов исполнительной власти: - Правительства Российской Федерации и его подразделений. - Федеральных министерств и их центральных аппаратов, а также местных территориальных органов. - Других федеральных органов исполнительной власти, их центральных аппаратов и местных территориальных органов. - Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. 2.2. Нормы, регулирующие статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: - Высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. - Высшего должностного лица (руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации). - Других органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. 3. Нормы, регулирующие статус государственных служащих: - Федеральных государственных служащих. - Государственных служащих субъектов Российской Федерации. - Муниципальных служащих. 4. Нормы, регулирующие статус исполнительных органов местного самоуправления. 5. Нормы, регулирующие статус предприятий и учреждений различных форм собственности и их внутренних подразделений. 6. Нормы, регулирующие статус общественных объединений: - Политических общественных объединений. - Неполитических общественных объединений.
II. Административно-процессуальные нормы, которые регулируют порядок производства по индивидуально-конкретным делам в сфере государственного управления. 1. Нормы, регулирующие положение лиц, участвующих в производстве по индивидуально-конкретному делу. 2. Нормы, регулирующие принципы административного процесса. 3. Нормы, регулирующие общий порядок рассмотрения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления. 4. Нормы, регулирующие порядок вынесения решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу. 5. Нормы, регулирующие порядок исполнения решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу. 6. Нормы, регулирующие порядок обжалования решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу. 7. Нормы, регулирующие порядок опротестования решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу. 8. Нормы, регулирующие порядок пересмотра и отмены решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу.
III. Административно-процессуальные нормы, которые регулируют контрольно-надзорную деятельность с целью обеспечения законности при рассмотрении индивидуально-конкретных дел органами исполнительной власти.
2. Понятие и структура административного процесса.
Ответ: Административный процесс является одним из видов юридического процесса и отличается от других видов процессуальной деятельности своими особенностями, которые определяются нормами административно-процессуального права. В отличие от других видов процессов, административный процесс связан, в основном, с деятельностью органов исполнительной власти и других государственных управленческих органов. В рамках административного процесса рассматриваются административные дела и принимаются решения по ним. Административные дела возникают из административно-правовых отношений и разрешаются в соответствии с административно-правовыми нормами. Понятие "административное дело" также используется для описания полномочий Верховного Суда Российской Федерации и судов, созданных в соответствии с федеральным конституционным законом. Конкретные дела определенной категории рассматриваются в рамках установленного административно-процессуальными нормами порядка, который основывается на правовой процедуре. Однако в науке административного права продолжается дискуссия о понятии административного процесса, которая сводится к определению его объема, а именно к определению перечня конкретных дел, рассмотрение которых подпадает под понятие административный процесс. Структура административного процесса определяется различными категориями индивидуальных дел, которые рассматриваются и разрешаются в области государственного управления. Один из ключевых элементов этой структуры - производство, то есть установленный нормами административного процесса порядок рассмотрения и разрешения дел одной и той же категории. С точки зрения содержания, структура административного процесса определяется представлениями о его понятии и составных частях, включая перечень производств, входящих в его состав. В учебной и научной литературе выделяются различные виды и подвиды административных процессов, а затем уже конкретные производства, которые относятся к каждому виду. Таким образом, структура административного процесса является сложной и многоуровневой, определяемой как категориями дел, так и порядком их рассмотрения и разрешения. Это позволяет обеспечить эффективное функционирование государственного управления и справедливое рассмотрение индивидуальных дел в соответствии с принципами правового государства.
3. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения.
Ответ: Административно-процессуальные нормы являются одной из разновидностей юридических правил поведения, которые установлены государством и действуют в нашем обществе. Они обладают всеми признаками, которые присущи правовым нормам в общем. Однако, согласно мнению авторов, управленческие процессы в России периодически пересматриваются, поэтому их толкование должно осуществляться с учетом действующих нормативных правовых актов, которые регулируют общественные правоотношения, в основном административные. В данном контексте следует обращать внимание на нормы Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". В отличие от норм других процессуальных отраслей российского права, административно-процессуальные нормы имеют свои особенности. Во-первых, круг субъектов, правомочных устанавливать процессуальные нормы, различен. Гражданско-процессуальные и уголовно-процессуальные нормы, как известно, устанавливаются федеральным законодателем, то есть Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, в соответствии с положениями статьи 71 Конституции Российской Федерации. Административно-процессуальные нормы представляют собой особый вид правил, которые устанавливаются для регулирования управленческих отношений, возникающих в процессе разрешения конкретных дел исполнительными органами власти на уровне Российской Федерации и ее субъектов. Эти нормы не распространяются на все управленческие отношения, а лишь на те, которые связаны с решением конкретных индивидуальных дел. Таким образом, административно-процессуальные нормы регулируют отношения, возникающие в процессе применения материального административного права. Они являются общими правилами, установленными и закрепленными компетентными государственными органами Российской Федерации и ее субъектов. Целью этих норм является регулирование правовых отношений, возникающих при разрешении конкретных дел в рамках исполнительных полномочий государственных органов. Административно-процессуальные отношения — это урегулированные нормами административно-процессуального права отношения, возникающие из рассмотрения органами государственной власти споров публично-правового характера между физическими и юридическими лицами и административными органами.
4. Понятие и виды административных производств.
Ответ: Административный процесс в юрисдикционном смысле представляет собой комплекс административных процедур, которые направлены на рассмотрение и разрешение административно-правовых споров. В рамках этого процесса осуществляются следующие виды производств: 1. Производство по жалобам - это процедура, в ходе которой рассматриваются жалобы граждан или организаций на действия или бездействие органов государственной власти или местного самоуправления, нарушающие их права и законные интересы. В результате этого производства принимаются соответствующие решения, направленные на восстановление нарушенных прав и устранение негативных последствий.