Фрагмент для ознакомления
2
Система законодательного регулирования бухгалтерского учета материальных запасов в России действует на основе законодательной базы, то есть четырёхуровневой иерархической системы регулирования бухгалтерского учета.
К документам первого законодательного уровня регулирования учета запасов относится Федеральный закон от 6.12.2011 №402 – ФЗ «О бухгалтерском учете», Гражданский кодекс РФ (часть1), а также Налоговый кодекс РФ (часть 1 и 2).
«Федеральный закон №402 «О бухгалтерском учете» определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, а также те хозяйствующие субъекты, которые обязаны вести бухгалтерский учет и на его основе предоставлять финансовую отчетность».
Статья 5 данного законодательного акта определяет активы как обязательные объекты бухгалтерского учета, чем и являются материально-производственные запасы.
Статья 9 данного документа регламентирует обязательное документальное подтверждение хозяйственных операций, в том числе и операций с материально-производственными запасами.
Статья 10 данного документа регламентирует содержание бухгалтерских регистров, в том числе и регистров по движению материально-производственных запасов в организации.
Документы второго, нормативного уровня регулирования учета запасов состоят из отраслевых стандартов, разрабатываемых Министерством финансов РФ.
¬ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»;
ФСБУ 5/2019 «Запасы» (приказ Минфина от 15.11.2019 № 180н) разработан на основе МСФО (IAS) 2 «Запасы» (приказ Минфина от 28.12.2015 № 217н);
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;
ПБУ 9/99 «Доходы организации»;
ПБУ 10/99 «Расходы организации».
К документам третьего – методического уровня регулирования учета запасов относятся методические рекомендации и инструкции, задачей которых является конкретизация действующих нормативных документов в соответствии с отраслевыми и иными особенностями организаций.
К методическим актам по регулированию бухгалтерского учета запасов относят следующие:
• Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н;
• Методические указания по инвентаризацию имущества и финансовых обязательств утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49;
• Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина РФ от 26.12.2002 № 135н;
• План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н.
На основе выше рассмотренных Методических указаний, организации самостоятельно разрабатывают документы четвертого организационного уровня регулирования учета запасов. К ним относятся внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для надлежащей организации учета и контроля за использованием материально-производственных запасов. В указанных документах устанавливается порядок осуществления контроля над обеспечением экономного и рационального расходования (использования) материально-производственных запасов в производстве, в обращении, правильного ведения учета, достоверность отчетов об их расходовании и т.п.
Документы четвертого уровня включают следующие внутренние документы, разработанные самой организацией:
• приказ об учетной политике организации для целей бухгалтерского учета;
• утвержденный руководителем рабочий план счетов;
• графики документооборота;
• утвержденные руководителем самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов;
• инструкция по проведению инвентаризации;
• должностные инструкции сотрудников и ответственных лиц;
• утвержденные руководителем формы внутренней отчетности;
• график проведения инвентаризаций имущества и обязательств и др.
Таким образом, система правого регулирования учета запасов в России подразделяется на четыре уровня: законодательный, нормативный, методологический и организационный, исходя из правого статуса нормативного акта, как и вся система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России. Иерархическая система регулирования позволяет решить возникающих проблем, связанных с нормативным регулированием, выбрав норму, которая имеет большую юридическую силу.
Понятие и оценка запасов государственного учреждения.
ФСБУ «Запасы» (СГС «Запасы») утвержден приказом Минфина от 07.12.2018 № 256н
Документ устанавливает единые требования к бухучету государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, а также бюджетному учету активов, классифицируемых как материальные запасы и незавершенное производство, а также требования к информации о запасах, результатах операций с ними, раскрываемой в бухотчетности госучреждений.
Итак, согласно новому стандарту сейчас запасы разделяются на две группы:
1. Собственно материальные запасы:
• материалы;
• готовая продукция и биологическая продукция;
• товары;
• иные матценности.
Материальные запасы - являющиеся активами материальные ценности, приобретенные (созданные) для потребления (использования) в процессе деятельности субъекта учета, в том числе для изготовления иных нефинансовых активов, готовая продукция, биологическая продукция, иные материальные ценности, приобретенные для продажи (товары), а также материальные ценности приобретенные (созданные) в целях реализации полномочий по обеспечению техническими средствами реабилитации, лекарственными средствами, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, иными материальными ценностями отдельных категорий граждан (организаций).
Готовая продукция - материальные ценности (изделия), созданные (произведенные) субъектом учета и предназначенные для отчуждения, прошедшие все стадии технологического процесса, а также укомплектованные изделия, прошедшие испытания и техническую приемку.