Фрагмент для ознакомления
2
1. Понятие психотерапии. Специфика психотерапии как вида психологической практики.
Психотерапия – система лечебного воздействия на психику, а через психику – на весь организм и поведение больного. Это комплексное лечебное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических расстройств и заболеваний.
Условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и собственной личности.
Психотерапия как вид психологической практики:
особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическимисредствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера;
средство, использующее вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными;
длительное межличностное взаимодействие между двумя или более людьми, один из которых специализировался на коррекции человеческих взаимоотношений;
персонализованная техника, которая представляет собой нечто среднее между техникой планируемых изменений отношений, чувств и поведения человека, и познавательным процессом, который, в отличие от любого другого, ставит человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями.
2. Цели и методы психотерапии.
Цель психотерапии – помощь при психических и личностных расстройствах легкой и средней степени тяжести, содействие в разрешении проблем и преодолении психологических затруднений, в актуализации резервов личностного роста. Психотерапия бывает краткосрочной и длительной, групповой или индивидуальной, религиозно окрашенной или внеконфессиональной. Точкой приложения усилий психотерапевта могут быть бессознательная сфера психики (все виды глубинной, аналитической психотерапии), мышление и сознавание (когнитивная психотерапия, гештальт-терапия), эмоции и чувства, процесс сопереживания (роджерианство), итоги восприятия – сенсорно-перцептивный опыт и его словесное воплощение (нейролингвистическое программирование), человеческое тело и процессы в нем (телесно-ориентированные подходы).
Наиболее часто используемые методы психотерапии.
Рациональная психотерапия. Это воздействие на больного с помощью логически аргументированных разъяснений. Осуществляется путем объяснения, сообщения пациенту того, что он не знает и не понимает и что может поколебать его ложные убеждения.
Суггестивная психотерапия. Суггестия — воздействие на психику путем внушения, принимаемое больным без логической переработки и критического осмысления.
Первым суггестивным методом является гипноз -внушение, проводимое в состоянии гипнотического транса. Под влияние внушения пациенты погружаются в особое состояние сна, при этом врач сохраняет с ними речевой контакт. Выделяют 3 стадии гипнотического транса, но для достижения лечебного эффекта не всегда необходимо введение в глубокое гипнотическое состояние. После введения в транс больному даются формулы внушения, затем пациент выводится из состояния сна. В группе гипнабельность (внушаемость) усиливается путем взаимной индукции и подражания.
Аутогенная тренировка — метод внушения самому себе каких-либо представлений, мыслей, чувств, имеющих целью устранить болезненные явления, укрепить волю и уверенность в выздоровлении. Методом самовнушения достигается релаксация пациента, а затем повторяются лечебные формулы.
Психоаналитическая психотерапия. Психоанализ более 100 лет назад и до сих пор остается одним наиболее проработанных методов психотерапевтического воздействия. Психоанализ позволяет исследовать бессознательные мотивы, приводящие к психическим расстройствам, корректировать их негативное влияние на психическое здоровье, эмоциональный фон и повседневную жизнь человека.
Пациент исследует бессознательное путём вербализации (проговаривания) мыслей, снов и фантазий, свободных ассоциаций, страхов и навязчивых идей; психоаналитик интерпретирует и анализирует их для пациента, делает заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, помогает выявить скрытые страхи и желания пациента. Психоаналитик помогает пациенту проработать бессознательные конфликты, помочь пациенту освободиться от них, перенастроить привычные психические реакции.
Групповые методы психотерапии. Сеансы проводятся в группе больных и предусматривают не только воздействие врача на больных, но и членов группы друг на друга. Большое значение имеет создание в группе атмосферы откровенности, взаимного доверия, заинтересованности в выздоровлении. Группы могут быть однородными и разнородными по возрасту, интеллектуальному уровню, нозологии. Группы включат в себя от 6-8 до 30 человек.
Гешталът-терапия. Основатель гештальт-терапии - Ф. Перлз. Гештальт понимается как единица анализа сознания и психики. Он обозначает цельные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания.
Терапевт помогает пациенту осознать целостность вербальных и телесных проявлений. Процесс осознавания строится таким образом, чтобы помочь организации чувств, поведения и телесных ощущений и восстановить нарушенную в динамике жизненного цикла целостную активность. Гештальт-терапия не обращается к поиску в прошлом опыте травмирующих событий, а разворачивается в настоящем (принцип «здесь-и-теперь») - прошлый опыт актуален настолько, насколько он представлен в настоящем; повторное его переживание и проигрывание, завершение гештальта ведут к осознанию и реорганизации. Гештальт-терапия проводится в основном в групповом формате с фокусом не на групповых отношениях и динамике, а на каждом участнике. Группа создает безопасную среду, служит своего рода "зеркалом" и моделью социальных отношений. Показания включают в себя широкий круг невротических и личностных нарушений.
Психодрама. Классическая психодрама — это групповой терапевтический процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутренних конфликтов человека.
Классическая психодраматическая сессия заключается в проигрывании психотравмирующих ситуаций в группе под руководством ведущего-психотерапевта. Пациент «проживает» свои проблемы посредством театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения. Через сценическое разыгрывание эпизодов своей жизни, собственных страхов и фантазий, человек получает возможность войти в контакт с самим собой, своими эмоциями, благодаря участию других членов группы – увидеть ситуацию с разных точек зрения, и не только выявить дисфункциональные аспекты своего поведения, но и выработать, натренировать функциональную реакцию на события. При благополучном протекании сеанса дисфункциональные роли преобразуются в функциональные.
Телесно-ориентированная психотерапия. Вильгельм Райх полагал, что индивидуальный характер выражается в характерных картинах мышечной ригидности, блокирующей основные биологические возбуждения (тревога, гнев, сексуальность) и отражающей функционирование специфической биологической энергии. Согласно В. Райху мышечный панцирь как телесное выражение психологических блоков организуется в семь основных защитных сегментов (глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза). Терапия по Райху состоит в ослаблении и ликвидации мышечного панциря в каждом сегменте с использованием специальных техник (дыхания, контактных методов, выражения эмоций и т. д.).
Когнитивно-поведенческая психотерапия (она же когнитивно-бихевиоральная психотерапия). Это современный метод лечения психических и эмоциональных расстройств, причинами которых являются дисфункциональные (разрушительные для психики), глубоко укоренившиеся убеждения и установки. Применяется уникальная схема лечения для каждого вида психотерапевтических расстройств и психологических расстройств с учетом индивидуальных качеств пациента. Один из самых эффективных методов в современной психотерапии.
Нейролингвистическое программирование (НЛП). НЛП не является отдельной психотерапевтической методикой. В НЛП сконцентрированы те инструментальные моменты, которые присутствуют в любой психотерапии. Психотерапия с использованием принципов и навыков НЛП рекомендуется, главным образом, людям, имеющим сложности в межличностных отношениях. НЛП применяется для развития коммуникативных навыков, совершенствования навыков управления, способствует личностному развитию: способности правильно понимать и управлять собственными эмоциональными состояниями и мотивацией, разносторонне воспринимать окружающий мир, достигать гибкости в поведении. Психотерапевт (НЛП-тренер) индивидуально подбирает модели и техники НЛП, эффективные для пациента методы саморазвития, дает необходимые знания и обучает пациента применять их на практике. Работа с психотерапевтом (НЛП-тренером) может проходить как индивидуально, так и в форме коллективных тренингов.
3. Психотерапевтическое вмешательство. Клинико-психологическое вмешательство.
Психотерапевтическое вмешательство, или психотерапевтическая интервенция – это вид психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и соответствующим этим целям выбором средств воздействия, т.е. методов (Б. Д. Карвасарский). Термин психотерапевтическое вмешательство может обозначать конкретный психотерапевтический прием, например, разъяснение, уточнение, стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, научение, тренинг, советы и пр., а также более общую стратегию поведения психотерапевта, которая тесным образом связана с теоретической ориентацией (прежде всего, с пониманием природы того или иного расстройства и целями, и задачами психотерапии).
Психология и медицина применяют различные виды вмешательств (интервенций). М. Перре и М. Бауманн подразделяют все виды интервенций, используемые в медицине, на четыре группы: медикаментозные (фармакотерапия), хирургические, физикальные (физиотерапия) и психологические (психотерапия). Психологические интервенции, или клинико-психологические интервенции и составляют сущность психотерапевтического вмешательства. С точки зрения указанных авторов, клинико-психологические интервенции характеризуются: 1) выбором средств (методов); 2) функциями (развитие, профилактика, лечение, реабилитация); 3) целевой ориентацией процесса на достижение изменений; 4) теоретической базой (теоретическая психология): 5) эмпирической проверкой; 6) профессиональными действиями. Рассмотрим основные характеристики клинико-психологических интервенций.
Методы клинико-психологических интервенций – это психологические средства, которые выбирает психотерапевт. Они могут быть вербальными или невербальными, ориентированными в большей степени либо на когнитивные, либо на эмоциональные, либо на поведенческие аспекты и реализуются в контексте взаимоотношений и взаимодействий между пациентом или пациентами (теми, кто нуждается в помощи) и психотерапевтом (тем, кто эту помощь оказывает). Типичными психологическими средствами являются беседа, тренировка (упражнения) или межличностные взаимоотношения как фактор влияния и воздействия.
4. Показания к психотерапии. Оценка эффективности психотерапии.
Показания к психотерапии определяются ролью психологического фактора в этиопатогенезе заболевания, а также возможными последствиями перенесенного ранее или текущего заболевания.
Комплексный подход в лечении различных заболеваний, учитывающий наличие в этиопатогенезе трех факторов (биологического, психологического и социального), обусловливает необходимость корригирующих воздействий, направленных на каждый фактор, соответствующий его природе. Это означает, что психотерапия как основной или дополнительный вид терапии может применяться в комплексной системе лечения пациентов с самыми разнообразными заболеваниями.
Наиболее существенным показанием к психотерапевтической работе с конкретным пациентом является роль психологического фактора в возникновении и течении болезни. Чем более выражена психогенная природа заболевания (то есть чем более выражена психологически понятная связь между ситуацией, личностью и болезнью), тем более адекватным и необходимым становится применение психотерапевтических методов.
Оценивая эффективность психотерапии?
На объективные показатели. К ним относятся различные психологические тестовые методики и шкалы. Клиент заполняет анкету в начале курса психотерапии и в конце курса, затем сравниваются результаты и получают данные об эффективности данного курса психотерапии для данного человека. Этот подход используется не всегда, но его выводы более научно обоснованы и доказательны.
На субъективные показатели. В большинстве случаев психотерапевт и клиент для оценки эффективности психотерапии ориентируются именно на эти показатели. К ним относятся уменьшение выраженности или полное устранение беспокоящих клиента симптомов, снижение внутреннего напряжения, стабилизация эмоционального состояния, изменение неадаптивного поведения на адаптивное, нормализация социального взаимодействия в межличностных отношениях, в семье, на работе, понимание и осознание человеком причин, сути и механизмов формирования данного проблемного состояния. Человек начинает более ясно видеть себя, окружающих людей, начинает понимать, что «свет-то всё время горел в комнате, я просто смотрел в другую сторону и не видел его».
5. Модели психотерапии.
Основными моделями в современной психотерапии являются: медицинская и психологическая.
Медицинская модель психотерапии — это метод лечения (в том числе и лекарственными препаратами). Основной упор делается на клиническую картину расстройств, то есть ваша проблема рассматривается с точки зрения соматоза, невроза или психоза. Предполагается, что в основе трудностей человека лежат болезни, болезненные состояния или болезненное развитие личности. Соответственно и усилия специалистов направлены на излечение этой болезни, последующую реабилитацию, и адаптацию здоровых членов семьи к особенностям больных членов семьи.
Психологическая (психотерапевтическая) модель — это скорее способ взаимодействия, сосуществование, внутреннее постижение, нежели лечение в его классическом понимании; это процессуальная работа: процесс осознания клиентом своих чувств, состояний, переживаний, изменений и т.д. В психологической модели понятие «психотерапия» вернее перевести как «служение душой (личностью)» психотерапевта, поскольку предполагает проникновение оного в суть проблемы, для чего нужен более тонкий и глубокий анализ.
В данной модели проблема человека рассматривается как нарушения личностного развития и роста (зачастую обусловленные другими людьми), которые привели к неудачной адаптации (и социализации) в жизни. Если человек обретает экологичные способы адаптации, то проблема (необходимость в ее проявлении) отпадает.
Психологическая модель используется в работе психологов и психиатров. В медицинской модели работают в основном врачи-психотерапевты и врачи-психиатры.
Существуют и другие модели психотерапии, например:
Диагностическая модель предполагает оказание помощи в виде выявления психологического диагноза и даче соответствующих рекомендаций.
Педагогическая модель используется чаще всего педагогами-психологами и социальными работниками, поскольку предполагает оказание помощи родителям в воспитании детей.
Социальная модель базируется на предположении, что трудности, возникшие в жизни человека — это результат неблагоприятных обстоятельств. Помощь оказывается в виде анализа жизненной ситуации и дачи соответствующих рекомендаций, а также предполагается непосредственное вмешательство в жизнь человека. Такую модель можно встретить в центрах социальной помощи населению и в службах знакомств.
6. Основные принципы психотерапевтической деятельности.
Для успешной практики психотерапии необходимо соблюдать ряд принципов, обеспечивающих безопасность, доверие и эффективность.
1. Конфиденциальность: Психолог обязан соблюдать строгую тайну относительно всей информации, полученной в ходе сессии. Это способствует созданию доверительных отношений и позволяет клиенту чувствовать себя комфортно в выражении своих мыслей и чувств.
2. Профессионализм: Психологи должны иметь высокий уровень профессионализма, основанный на глубоких знаниях и навыках. Понимание психологических теорий, методов психотерапии и этических норм.
3. Этический кодекс: стандарты, включающие в себя уважение к правам и достоинству клиентов, отсутствие дискриминации.
4. Эмпатия и понимание: Психологи обладают развитыми навыками понимания и эмпатии к клиенту. Это помогает создать психологически безопасное окружение, в котором клиенты могут открыто выразить свои мысли и эмоции.
5. Индивидуальный подход: Психолог адаптируют свои методы к индивидуальным потребностям и характеристикам клиента.
6. Самоопределение клиента: Психологи поддерживают право клиентов на самоопределение и принятие решений относительно своей жизни и процесса психотерапии.
7. Нет предвзятости: Психологи избегают субъективных суждений и предвзятости. Они стараются сохранять нейтральную позицию, чтобы помочь клиентам рассмотреть свои проблемы с разных точек зрения.
8. Контроль за безопасностью: Психологи следят за психологической и эмоциональной безопасностью клиентов, избегая потенциально вредных или травмирующих методов.
9. Непрерывное обучение: Психотерапия – это постоянно развивающаяся область, и специалисты стремятся к непрерывному профессиональному обучению и самосовершенствованию.
10. Исследование эффективности: Психологи оценивают эффективность своей практики и готовы адаптировать свои методы в соответствии с новыми исследованиями и научными достижениями.
Все эти принципы взаимосвязаны и обеспечивают основу для эффективной психотерапевтической работы.