Фрагмент для ознакомления
2
Ответы на вопросы
1. Основные компоненты содержания образования. Образовательный стандарт. Отличительные особенности ФГОС НОО
Ответ:
Стандарт (англ, standard - «норма», «образец», «мерило») - система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
Понятие стандарта означает норму, образец, мерило. Основное назначение стандартов состоит в такой организации регулирования отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребности общества.
В 1992 г. в системе образования Российской Федерации впервые появилось новое для нас понятие «государственные образовательные стандарты», утвердившееся с момента введения в действие Закона РФ «Об образовании», ст. 7 которого гласит: «В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты». Федеральный компонент государственного образовательного стандарта определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Основными нормативными документами, устанавливающими требования к структуре, содержанию и уровню среднего профессионального образования, в отечественной школе на протяжении многих лет были перечень специальностей среднего профессионального образования, типовые учебные планы по всем специальностям, включающие как компонент квалификационные характеристики специалиста, типовые учебные программы для дисциплин типового учебного плана.
Содержание образования выступает одним из основных средств и факторов развития личности. Содержание образования имеет исторический характер, поскольку определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества.
В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы.
При таком подходе (знаниево-ориентированном) к определению сущности содержания образования в центре внимания находятся знания, они выступают абсолютной ценностью и заслоняют самого человека.
Реализация в последние годы личностно-ориентированного подхода к определению сущности содержания образования позволила абсолютной ценностью выдвинуть не отчужденные от личности знания, а самого человека. Этот подход нашел отражение в работах И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, В. С. Леднева, Б. М. Бим-Бада, А. В. Петровского.
Так, И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которых призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества.
Согласно точке зрения С. А. Смирнова содержание образования может быть представлено следующими компонентами:
когнитивный опыт личности;
опыт практической деятельности;
опыт творческой деятельности;
опыт отношений.
Когнитивный опыт личности включает систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины мира.
Знания как основной элемент содержания образования – это результат познания действительности, законов развития природы, общества и мышления.
Опыт практической деятельности составляет система общих интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой конкретных видов деятельности.
Опыт творческой деятельности призван обеспечить готовность учащихся к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности.
Опыт отношений личности представляет собой систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность состоит в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
единство образовательного пространства Российской Федерации;
преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
духовно-нравственное развитие и воспитание.
Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
Для каждого уровня образования разработан свой государственный стандарт:
ФГОС начального общего образования (1–4 классы)
ФГОС основного общего образования (5–9 классы),
ФГОС среднего общего образования (10–11 классы).
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
Единство образовательного пространства Российской Федерации.
Преемственность основных образовательных программ.
Вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
Государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения..
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
к результатам освоения основных образовательных программ.
Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
2. Учебный план начальной школы. Его характеристика
Ответ:
Учебный план, реализующий Основную образовательную программу начального общего образования, составлен на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования c учётом требований СанПиН и определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения), отражает особенности основной образовательной программы начального общего образования Образовательной системы «Перспектива» и «Гармония».
Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных предметных областей и учебных предметов для реализации Основной образовательной программы, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности обучающихся; их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
В учебном плане представлены предметные области, которые конкретизируются учебными предметами:
- филология (русский язык, литературное чтение, иностранный язык);
- математика и информатика (математика);
- обществознание и естествознание (окружающий мир);
- основы духовно-нравственной культуры народов России;
- искусство (музыка);
- искусство (изобразительное искусство)
- технология (технология)
- физическая культура (физическая культура).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует в пределах максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся), используется: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся.
Обучение в 1 – 4 классах МОУ «СОШ № 4» г. Южноуральска осуществляется следующим образом:
1-е классы - пятидневная неделя с двумя выходными днями и обучением в одну смену;
2-4-е классы - шестидневная неделя с одним выходным днем в две смены;
Продолжительность уроков – 45 минут (в 1-х классах – 35 минут, с 1 января – 45 мин.). В начальной школе создан класс компенсирующего обучения. В школе работает 5 групп продлённого дня.
Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определены в соответствии с действующими санитарными нормами. Определена максимальная нагрузка обучающихся:
- при 5 – дневной учебной неделе в 1 – х классах - 21 час;
- при 6-дневной учебной неделе во 2 - 4 классах – 26 часов.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели, в 1 классе — 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
3. Учебники и учебные пособия. Требования к учебникам
Ответ:
Одними из основных средств обучения являются учебники и учебные пособия.
В учебниках, как правило, содержатся указания по организации учебной работы школьников, фактическое изложение учебного материала в соответствии с темами, материал для тренировочных упражнений, справочная информация, вопросы для самоконтроля.
К учебникам, используемым в общеобразовательной школе, применяются следующие требования:
соответствие целям воспитания учащихся; направленность на формирование основ диалектического мировоззрения;
методологическая состоятельность раскрытия основных понятий, фактов, законов, теорий; рассмотрение системы знаний в единстве с методами познания, с применением знаний на практике;
корректность введения научных понятий, общепринятость терминологии и символики, раскрытие научных положений в соответствии с достижениями современной науки;
отражение эволюции научных идей, роли прогрессивных деятелей науки, вклад отечественных ученых в развитие науки; ознакомление с успехами и перспективами развития науки и техники;
соответствие учебной программе, целесообразность структуры учебника; прикладная, политехническая и профориентационная направленность материала учебника;
доступность и посильность изложения учебного материала для учащихся определенного возраста, соответствие предыдущей подготовке и уровню развития школьников;
соответствие объема учебного материала нормам учебного времени; логичность и последовательность изложения учебного материала, достаточность приводимых объяснений;
ясность, точность и лаконичность изложения материала; использование средств выразительности и образности языка для усиления эмоционального воздействия на сознание учащихся;
согласованность со смежными дисциплинами, использование межпредметных связей;
выделение основного теоретического и практического учебного материала; наличие обобщений, выводов;
пригодность учебника для организации самостоятельной работы учащихся, осуществления индивидуализации обучения; направленность на развитие навыков самообразования;
использование средств мотивации обучения, развития интереса учащихся к предмету и его практическим приложениям;
направленность учебного материала на формирование научно-теоретического мышления, умений выразить свои суждения в устной и письменной форме; побуждение учащихся к самостоятельным умозаключениям, обобщениям и выводам; развитие воображения учащихся пространственных и временных представлений о мире, явлениях и событиях;
учет возможностей применения технических средств обучения в процессе преподавания; высокое качество иллюстративного материала; включение в учебник необходимых справочных материалов.
Работа над усвоением учебной информации осуществляется школьниками не только с помощью учебников, но и с помощью учебных пособий: хрестоматий по литературе и истории; задачников по математике, физике, химии; сборников упражнений по родному и иностранному языкам; контурных карт по истории и географии; тетрадей для лабораторных исследований по биологии, химии; словарей, справочников и энциклопедий и т.д. Учебные пособия служат вспомогательным средством для учителей и учащихся при организации учебной работы, как в школе, так и при выполнении домашних учебных заданий.
4. Внимание. Виды и свойства внимания
Ответ:
Внимание — это активная направленность сознания на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального.
Виды внимания:
• Непроизвольное внимание — вызывается внешними неожиданными факторами: теми или иными особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть сила, интенсивность, новизна, необычность, контрастность раздражителя или подвижность объекта.
• Произвольное внимание — возникает вследствие сознательно поставленной цели. Оно всегда требует волевых усилий.
• Послепроизвольное внимание — возникает вслед за произвольным и обладает чертами как непроизвольного, так и произвольного.
Свойства внимания:
• Избирательность внимания — сосредоточение его на объектах, представляющих для человека наибольший интерес.
• Устойчивость внимания — длительность удержания его на одном предмете или виде деятельности.
• Распределение внимания — одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними.
• Объем внимания — количество объектов, одновременно охватываемых вниманием с одинаковой степенью ясности восприятия (средний объем внимания: 5—7 объектов).
• Переключаемость внимания — способность внимания переключаться с одного объекта на другой.
От особенностей внимания зависят такие черты личности, как внимательность, наблюдательность и рассеянность.
5. Восприятие. Виды и особенности восприятия. Особенности восприятия младшего школьника
Ответ:
Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Это не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями20.
Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, иногда не только смотрит и слушает, но и всматривается и вслушивается. Он активен при восприятии. Восприятие у человека протекает не обособленно от других психических процессов, а в тесной связи с ними: с мышлением (осознаем и понимаем воздействующие предмет); с речью (называем его); с чувствами (как-то относимся к нему); с волей (организуем процесс восприятия вплоть до целенаправленного наблюдения).
Виды восприятия
Восприятие времени – это отражение объективной действительности, скорости и последовательности явлений действительности.
Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, а также связано с представлениями о настоящем и будущем.
Восприятие темпа – это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса.
Восприятие ритма – это отражение равномерности чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений на наши органы чувств.
Восприятие пространства – это отражение формы, величины, объема объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся21.
Линейная и воздушная перспектива. По мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на печатке глаза уменьшается. Примером линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги и др.
Восприятие формы, объемности и величины предметов – это сложный процесс, который осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов.
Восприятие движения – это отражения во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве22.
Воспринимаются:
характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т.п.);
форма движения(прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное и т.п.);
амплитуда (размах) движения (полная, неполная);
направление движения (направо, налево, вверх, вниз);
продолжительность движения (краткое, длительное);
скорость движения (быстрое или медленное движение; при циклических движениях – быстрый или медленный темп);
ускорение движения (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое).
Зрительные иллюзии – это неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов23.
Свойства восприятия
В ходе восприятия в сознании человека возникает целостный образ различных предметов и явлений. Свойства предметов не существуют отдельно сами по себе, а включены в целостный образ предмета. Объединять отдельные свойства предметов в целостный образ помогает процесс восприятия. Знание закономерностей процессов восприятия способствует лучшему пониманию механизма формирования свидетельских показаний.
В отличие от ощущений, в результате процесса восприятия складывается целостный образ такого сложного явления, как преступление. Обычно человек при недостатке информации стремится сам восполнить недостающие элементы воспринятого объекта, что иногда приводит к ошибочным суждениям, поэтому при допросе свидетелей нужно выяснять не только то, что они, к примеру, видели, слышали, но и на чем основаны их утверждения о тех или иных свойствах воспринятого ими объекта.