Фрагмент для ознакомления
2
Вопросы для обсуждения:
1. Содержание понятия «обучение». Особенности обучения детей дошкольного возраста.
Обучение это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Особенности процесса обучения дошкольников
Учебно-познавательная деятельность детей тесно связана с игрой.
Обучение дошкольников осуществляется в разных формах (на экскурсиях, в играх, в различных видах деятельности, в быту, во время рутинных процессов и т. д.), а не только на занятиях в школе.
В процессе обучения в ДОУ дети не усваивают основы науки, а получают систематические представления об окружающем мире и учатся учиться (слушать воспитателя, отвечать на вопросы, задавать их, действовать по инструкциям, в старшем дошкольном возрасте - поставить или принять учебно-познавательную задачу, спланировать ее достижение, оценить свои результаты, сравнить их с другими).
Обучение во всех формах и видах деятельности происходит при ведущей роли взрослого, целенаправленно передающего детям социальный опыт.
В дошкольном возрасте дети испытывают трудности в отделении главного от второстепенного.
Необходимость обеспечить в процессе обучения непосредственное восприятие детьми изучаемых свойств предметов и явлений окружающего мира.
Особое значение при обучении дошкольников имеют такие факторы, как интерес к учебе, одобрение и доброжелательность взрослых, высокая эмоциональная напряженность процесса, положительный эмоциональный климат.
Непроизвольное внимание, его неустойчивость, высокая эмоциональная чувствительность дошкольников, малый объем памяти, быстрая утомляемость определяют специфику форм, методов и средств обучения детей, продолжительности регламентированных занятий.
2. Закономерности и принципы обучения дошкольников.
Закономерности — это объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между явлениями и процессами, характеризующие их развитие. Закономерности обучения отражают комплекс связей в процессе обучения. Модели обучения отражают внешние и внутренние связи.
Принципы обучения вытекают из установленных наукой законов этого процесса. Принципы (основа, происхождение) – система исходных, основных требований к обучению, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач развития личности, это практические указания, руководящие требования к осуществлению обучения.
На основе принципов можно сформулировать конкретные педагогические правила. Правила – основаны на общих принципах описания педагогической деятельности учителя в определенных условиях обучения для достижения дидактических, образовательных, развивающих целей. Правила раскрывают отдельные аспекты применения того или иного принципа обучения. Правила являются переходным звеном от теории к практике.
3. Структура, функции, движущие силы процесса обучения детей дошкольного возраста.
Структура процесса обучения состоит из шести взаимосвязанных компонентов:
1. Стимулирующе-мотивационная – предполагает формирование познавательной мотивации у дошкольников, стимулирование интереса к решению учебно-познавательных задач.
2. Целевой – отражает цели обучения детей на разных этапах дошкольного детства.
3. Содержание – определяет содержание дошкольного образования – объем социального опыта, необходимого для усвоения дошкольниками.
4. Оперативно-деятельностная - характеризует процессуальную сторону процесса обучения в дошкольных образовательных учреждениях, реализуемую через совокупность форм, методов, организационно-педагогических условий и средств.
5. Контроль и регулирование – включает контроль и регулирование учебного процесса, коррекцию его хода и результатов, а также обеспечение обратной связи в обучении.
6. Оценочно-эффективный - обеспечивает диагностику результатов обучения, установление соответствия целей и результатов, выявление причин их несоответствия, постановку новых целей и задач обучения дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях.
Движущая сила процесса обучения:
- между потребностями общества в подготовке подрастающего поколения и уровнем этой подготовки;
- между познавательными потребностями ребенка и реальными возможностями их удовлетворения;
- между знаниями и умениями ребенка и целью, поставленной им извне;
- между старыми и вновь приобретенными знаниями ребенка.
Наличие этих противоречий стимулирует процесс обучения, придает ему динамизм, дает толчок к его совершенствованию.
4. Цели и задачи обучения детей в дошкольный период.
Целью обучения в дошкольный период является системная передача взрослыми и усвоение детьми элементов общественно-исторического (социального) опыта. Задачи обучения дошкольников определяются ведущей целью усвоения общественно-исторического опыта. Функции процесса обучения определяют характер и направленность задач (обучающие, воспитательные, развивающие).
Основные общие задачи обучения дошкольников.
Формирование системных представлений ребенка о себе и окружающем.
Развитие общего мировоззрения детей.
Формирование общих и специальных навыков и умений, позволяющих ребенку участвовать в различных видах деятельности (двигательной, художественно-эстетической, познавательной, игровой, трудовой, конструктивной и др.).
Развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, мышления, памяти, внимания) и мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, серийирование и др.).
Формировать умения дошкольников организовывать свою познавательную деятельность (подготавливать место для занятий, планировать последовательность действий, оценивать ход и результаты деятельности, работать вместе и индивидуально).
Формирование умений ребенка слушать, отвечать и задавать вопросы, действовать по инструкциям, принимать и выполнять учебную задачу, сохранять произвольность в процессе обучения на уроке.
Развитие любознательности и познавательных интересов детей.
Развитие умения творчески интерпретировать полученные знания, умения и навыки.
Воспитание положительного эмоционального отношения к учебной, познавательной, исследовательской деятельности, к освоению новых знаний и опыта, к конструктивному взаимодействию с учителем в процессе обучения.
Формирование общей и специальной готовности детей к школьному обучению.
5. Содержание, формы, методы, средства, результаты процесса обучения в ДОУ.
Содержание дошкольного образования регламентируется государственным образовательным стандартом (сегодня, на этапе его создания и апробации, действует система требований к содержанию, методам, педагогическому взаимодействию и развивающей среде в дошкольных образовательных организациях) и выражается в программах для дошкольников. воспитание и обучение дошкольников.
В педагогике формы организации обучения делятся на общие и специальные.
Методы обучения классифицируются исходя из структуры деятельности и подразделяются на:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности детей (речевые, изобразительные, практические, индуктивно-дедуктивные, репродуктивные, продуктивные и проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы детей);
- методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности детей (познавательные игры, игровые упражнения, анализ жизненных ситуаций, опора на опыт ребенка, создание ситуаций успеха, педагогические требования, поощрение, выговор);
- методы контроля и оценки результатов учебно-познавательной деятельности детей (действия с предметами, речевые задания, диагностические тесты, анализ продуктов детской деятельности, наблюдение).
Учебные пособия – это материальные или идеальные предметы, которые «размещаются» между педагогом и дошкольниками и используются для приобретения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности. Средства обучения делятся на материальные и идеальные.
К материальным средствам обучения относятся учебные пособия, модели, таблицы, макеты, предметы, технические средства, мебель, помещения для занятий с детьми, микроклимат, режим питания и т. д.
Эффективной составляющей процесса обучения - результатами обучения для дошкольников является освоенный детьми педагогически адаптированный сегмент общественно-исторического опыта, необходимый в этот возрастной период для оптимального развития и адекватного вхождения ребенка в общество. Степень достижения результатов обучения отражает качество дошкольного образования. Контроль эффективности этого процесса происходит в рамках текущего, периодического, итогового и опережающего видов контроля. По его результатам происходит своевременная коррекция всех компонентов процесса обучения дошкольников.