Фрагмент для ознакомления
2
Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений. целевых индикаторов и индикаторов по каждому этапу, а также условий досрочного прекращения реализации целевой программы.
Третий раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о ресурсах, необходимых для реализации каждого мероприятия (с указанием затрат). статьи и источники финансирования) и сроки. Мероприятия программы должны быть связаны по времени и ресурсам и обеспечивать достижение целей целевой программы.
Программные мероприятия должны включать в себя комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть в ходе их реализации.
В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.
Четвертый раздел целевой программы должен содержать обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроки и источники финансирования. Кроме того, в раздел должно быть включено обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмы привлечения этих средств.
Основные требования к пятому разделу целевой программы изложены в разделе VII Постановления Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 «О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» [1].
Шестой раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в развитие экономики, а также оценку эффективности бюджетных расходов. Эффективность оценивается по годам или этапам в течение всего периода реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.
На основании вышеизложенного, считаю, что етодика оценки эффективности целевой программы разрабатывается государственными заказчиками (госзаказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы.
4 КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ФИНАНСИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ?
Постановлением Правительства РФ от 26.06.95 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» утвержден порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ [2]. В соответствии с этим порядком финансирование целевых программ осуществляется следующим образом:
1.Подготовка проекта концепции целевой программы и проекта целевой программы, разработка которого осуществляется по решению Правительства РФ, а также проведение независимой экспертизы проекта целевой программы финансируются государственным заказчиком за счет средств федерального бюджета (раздел «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы»).
2.Утвержденные целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов РФ.
Решение проблем, находящихся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, осуществляется в основном за счет средств бюджетов последних.
Федеральные целевые программы финансируются за счет средств из федерального бюджета, но не только – используются также средства из бюджетов субъектов федерации, муниципальных образований и внебюджетные средства [9, с. 225]. Существует правило, что на один рубль бюджетных средств должно привлекаться 6 рублей внебюджетных средств.
Я считаю, что здесь сразу возникает некоторое идеологическое противоречие. Ведь если мы говорим, что федеральные целевые программы должны быть направлены на те области, где недостаточно эффективен рыночный механизм, то появляется вопрос, с какой стати там еще появятся 6 рублей внебюджетных средств, если это не выгодно частному бизнесу? А если это интересно частному бизнесу, то почему государство должно вкладывать туда свои средства? Получается, что государство начинает вмешиваться в те сферы, отрасли, где и так достаточно предпринимательской инициативы.
Теперь о том, что касается координации министерств. Федеральная целевая программа, отвечающая по содержанию нормативно установленным рамкам, как правило, является многодисциплинарной, когда чтобы добиться тех или иных сдвигов, необходимо обеспечить согласованную реализацию институциональных, организационных, финансовых мер в различных отраслях [5, с. 42].
На основании вышеизложенного, считаю, что требуются усилия нескольких министерств и ведомств. В идеале согласованность, единую идеологию их действий и должна обеспечивать федеральная целевая программа.
Отмечу, что на практике, к сожалению, получается иначе. Чаще федеральная целевая программа представляет собой набор довольно разрозненных мероприятий, инвестиционных проектов, формально объединенных некоторой единой тематикой.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Постановление Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 «О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» // Собрание законодательства РФ, 27.12.2004, N 52 (часть II), ст. 5506
2. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 594 «О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (вместе с "Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация", "Порядком закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд", "Порядком подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд") // Собрание законодательства РФ, 10.07.1995, N 28, ст. 2669
3. Жданчиков П.А. Структурный анализ оценки эффективности федеральных целевых программ // Экономический анализ: теория и практика. 2009. N 34. С. 25 - 35.
4. Ерофеева Т. П. Федеральные целевые программы: формирование и реализация // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2010. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/federalnye-tselevye-programmy-formirovanie-i-realizatsiya (дата обращения: 15.01.2024).
5. Каруева Д.Э., Миронова И.И. Процедуры утверждения и вопросы финансирования федеральных целевых программ // Наука и современность. 2014. №33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsedury-utverzhdeniya-i-voprosy-finansirovaniya-federalnyh-tselevyh-programm (дата обращения: 15.01.2024).
6. Колчина О.А. Анализ формирования и реализации федеральных целевых программ // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-formirovaniya-i-realizatsii-federalnyh-tselevyh-programm (дата обращения: 15.01.2024).
7. Кузык А., Симачев Ю., Чулок А. Федеральные целевые программы: проблемы управления и потенциал применения в качестве инструмента бюджетирования по результатам // http://www.iacenter.ru/publications/96
8. Мацнев Д.А. Программно-целевой метод планирования. М.: Экономика, 2011. 435 с
9. Сахарова, В. С. Федеральные целевые программы: объем, порядок, источники финансирования / В. С. Сахарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 10 (45). — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/archive/45/5519/ (дата обращения: 15.01.2024).
10. Федеральные целевые программы России: http://fcp.economy.gov.ru.