Фрагмент для ознакомления
2
4. Теория X и теория Y МакГрегора.
По сути, теория МакГрегора, - это две взаимосвязанные теории: теория X и теория Y, старающиеся дать рациональное объяснение факторам мотивации.
Согласно теории Х МакГрегора, менеджмент считает, что работники изна-чально ленивы и всеми силами стараются избегать работы. Кроме того, работни-ки неинициативны, неамбициозны и не хотят брать на себя ответственность.
В то же время, по теории Y менеджмент склонен считать работников доста-точно амбициозными, стремящимися взять на себя ответственность и имеющими собственные мотивы к работе. То есть, преобладает позитивный взгляд на персо-нал.
В дополнении к четырем перечисленным теориям можно назвать еще одну - Концепция партисипативного управления, которая говорит о необходимости привлечения работников к управлению предприятием для повышения их мотива-ции. Различают три степени участия:
- выдвижение предложений;
- выработка альтернативы;
- выбор окончательного решения.
Однако применение этой концепции возможно только на предприятиях с трудолюбивыми, инициативными и творческими работниками.
Вопрос 3. Перечислите виды профессионального обучения.
Ответ.
Сегодня, в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции, компа-ниям требуются квалифицированные кадры. Поэтому вопрос профессионального обучения персонала стоит, как никогда, остро. Оно обеспечивает соответствие не-обходимых знаний и умений работника современному уровню производства и управления. Если говорить об обучении рабочих и служащих в учебных заведе-ниях, то оно включает в себя четыре основных вида.
1. Профессиональная подготовка. Существует начальная, средняя и высшая профессиональная подготовка рабочих, бакалавров, специалистов и магистров с получением документа об образовании (диплом, свидетельство). Срок обучения - от 1 до 6 лет.
2. Повышение квалификации. Выполняется на профессиональных курсах, в школах менеджеров, на факультетах повышения квалификации и в институтах бизнеса. Срок обучения - от нескольких дней до 6 месяцев.
3. Переподготовка кадров. Выполняется в учебных заведениях, где рабочие овладевают второй профессией, а служащие - второй специальностью. Срок обу-чения - от 6 до 24 месяцев.
4. Послевузовское профессиональное образование. Осуществляется для по-лучения высшей профессиональной или научной квалификации в аспирантуре или докторантуре. Срок обучения – от 2 до 4 лет. Обучение может быть без от-рыва от производства и с отрывом от производства.
Кроме этого, многие предприятия сегодня сами занимаются и подготовкой кадров, и повышением квалификации, и переподготовкой прямо на предприятии. В основном это планомерное краткосрочное обучение. Как правило, это курс, на котором знакомят с общими аспектами работы, правилами выполнения долж-ностных обязанностей и прочими нюансами. Данный вид обучения подходит для подготовки работников низшего и среднего звена, к которым не предъявляются повышенные требования. Например:
1. Подготовка работников определенной квалификации из числа вновь по-ступивших на предприятие.
2. Повышение квалификации кадров - обучение персонала с целью усовер-шенствования имеющихся знаний, умений и навыков. Программы рассчитаны именно на то, чтобы специалист восполнил недостаток знаний, который образо-вался по причине изменений требований к должности, пересмотра технологий. То есть, работник не приобретает новую профессию, а лишь повышает квалифика-цию.
3. Переподготовка кадров - обучение работников с целью приобретения новых знаний, умений и навыков. После прохождения курса сотрудник может за-нимать другую, в том числе вышестоящую должность. Например, бухгалтер ста-новится экономистом, бригадир – мастером и тд.
Это, так называемое «внутреннее обучение». Оно может иметь различные формы:
- наставничество: это процесс, при котором опытный сотрудник (наставник) передает свои знания и опыт новому сотруднику (наставляемому). Наставник по-могает наставляемому освоить новые навыки и адаптироваться к рабочей среде;
- обучение на рабочем месте: это форма обучения, при которой сотрудник получает новые знания и навыки, выполняя свои рабочие обязанности. Обучение может проходить под руководством опытного сотрудника или с использованием специальных инструкций и материалов;
- внутренние тренинги: это организованные мероприятия, на которых со-трудники получают новые знания и навыки от внутренних экспертов или при-глашенных специалистов. Тренинги могут быть проведены в формате лекций, се-минаров, практических занятий и т.д.;
- проектное обучение: это форма обучения, при которой сотрудники участ-вуют в реальных проектах, где они могут применить свои знания и навыки на практике. В процессе работы над проектом они также могут получать обратную связь и руководство от опытных коллег.
Кроме того, существуют и другие виды профессионального обучения, например, внешнее, с привлечением специалистов из других организаций, кор-поративное, индивидуальное, онлайн-обучение и тд.
Каждый из этих видов обучения имеет свои особенности и преимущества, однако выбор конкретного вида обучения зависит от целей и задач организации, доступных ресурсов и потребностей сотрудников.