- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Вопросы к экзамену на тему Психология личности
- Готовые работы
- Ответы на билеты
- Психология (другое)
70 страниц
NaN источников
Добавлена 08.07.2024 Опубликовано: stuservice
3240 ₽
6480 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
2. Системный подход как общенаучная методология изучения личности: характеристики системы. 3
3. Психологическая интерпретация категории личность. Структура личности и устойчивость личностных свойств, функции личности. 6
4. Формирование личности и критерии сформированности личности. Механизмы формирования личности. 9
5. Топографическая модель личности. Уровни сознания в психодинамической теории З. Фрейда. Значение термина «психоанализ». 11
6. Структура личности в психоаналитической теории З. Фрейда. Принципы работы психического аппарата. 13
7. Психологическая интерпретация мотивации в психодинамической теории З. Фрейда. Инстинкт жизни и смерти. Катексис и антикатексис. 15
8. Психологическая интерпретация мотивации в психодинамической теории З. Фрейда. Структура влечения. 17
9. Развитие личности в психоаналитической теории З. Фрейда. Стадии психосексуального развития личности. 18
10. Развитие личности в психоаналитической теории З. Фрейда. Фрустрация, депривация, фиксация. 21
11. Природа тревоги в психоаналитической теории З. Фрейда 22
12. Защитные механизмы в психоаналитической теории З. Фрейда. 24
13. Неполноценность и компенсация, стремление к превосходству в индивидуальной теории личности А. Адлера. 25
14. Стиль жизни и социальный интерес. Источники формирования социального интереса. Жизненные задачи. 26
15. Типология личности в индивидуальной психологии А. Адлера. 28
16. Развитие личности. Влияние особенностей порядка рождения в семье на психические особенности детей в теории А. Адлера. 29
17. Психологическая интерпретация мотивации в теории А. Адлера: фикционный финализм. 32
18. Структура личности в аналитической психологии К.Г. Юнга. 34
19. Психологическая интерпретация категории «коллективное бессознательное» в аналитической психологии К.Г. Юнга. Архетипы и символы коллективного бессознательного. 35
20. Аттитюды Эго-направленности и психологические функции. Психологические типы личности в аналитической психологии К.Г. Юнга. 37
21. Развитие личности в аналитической психологии К.Г. Юнга: индивидуация и самореализация. 41
22. Методы исследования и изучения личности в психоаналитической теории З. Фрейда и К.Г. Юнга. 42
23. Периодизация психосоциального развития в теории Э. Эриксона. Эпигенетический принцип. 1-4 стадии психосоциального развития. 42
24. Периодизация психосоциального развития в теории Э. Эриксона. Эпигенетический принцип. 5-8 стадии психосоциального развития. 46
25. Эго-идентичность в теории личности Э. Эриксона. Психологические статусы Эго-идентичности личности. 48
26. Основные положения теории Э. Фромма: диалектический гуманизм. Одиночество, изоляция и отчужденность как характеристики человеческого существования. 51
27. Психологическая интерпретация мотивации в теории Э. Фромма. Экзистенциальные потребности личности. 53
28. Механизмы бегства от свободы в теории Э. Фромма. Конфликт свободы и безопасности. Позитивная свобода. 55
29. Развитие личности в теории Э. Фромма. Синдром роста и синдром распада. 56
30. Социальная характерология в теории Э. Фромма. 58
31. Природа и механизм развития личности в теории К. Хорни. Типология личности в теории К. Хорни. 61
32. Базальная враждебность и базальная тревога. Невротические потребности личности в теории К. Хорни. 63
33. Основные положения теории объектных отношений. 65
34. Психологическая интерпретация и развитие личности в теории М. Кляйн. 66
35. Психологическая интерпретация и развитие личности в теории Д.В. Винникотт. 68
36. Теория привязанности Дж. Боулби. Привязанность как психологическая детерминанта развития ребенка. 70
37. Природа личности в диспозицинальной теории личности Г. Олпорта. Типы черт. Идеографический подход к изучению личности. 73
38. Развитие личности в диспозициональной теории личности Г. Олпорта. Проприум. 75
39. Психологическая интерпретация мотивации в диспозициональной теории личности Г. Олпорта. Функциональная автономия. 76
40. Природа личности в факторной теории Р. Кеттелла. Классификация черт. 79
41. Методы изучения личности в теории Р. Кеттелла и Г. Айзенка. LQOT – данные. 83
42. Иерархическая модель личности в теории Г. Айзенка. 85
43. Теория типов личности Г. Айзенка. 85
44. Психологическая интерпретация личности в теории научения Б.Ф. Скиннера. Респондентное поведение. Эффекты процесса научения. 87
45. Психологическая интерпретация личности в теории научения Б.Ф. Скиннера. Оперантное поведение. Операнты и реакции. 88
46. Режимы подкрепления в теории научения Б.Ф. Скиннера. 89
47. Типы подкрепления в теории научения Б.Ф. Скиннера. 92
48. Виды подкрепления в теории научения Б.Ф. Скиннера. Подкрепление и наказание. 92
49. Психологическая интерпретация личности в социально-когнитивной теории А. Бандуры. Проблема взаимного детерминизма: модель-триада. 93
50. Научение через наблюдение в социально-когнитивной теории А. Бандуры. Процессы научения через наблюдение. 94
51. Роль подкрепления в социально-когнитивной теории А. Бандуры. Косвенное подкрепление. Самоподкрепление. 96
52. Саморегулирование. Самоконтроль и самоэффектиность в социально- когнитивной теории А. Бандуры. 97
53. Концепция личностного конструкта в когнитивной теории личности Дж. Келли. Человек как исследователь. Свойства и типы личностных конструктов. 100
54. Основные положения теории поля К. Левина. Психологическое поле и жизненное пространство. Схема психологического изучения поведения человека. 103
55. Структура личности в теории поля К. Левина. Напряженные системы в модели личности и способы его уравновешивания. 105
56. Топологический анализ в теории поля К. Левина. 107
57. Динамический анализ в теории поля К. Левина. 108
58. Психологическая интерпретация внутриличностного конфликта в теории поля К. Левина. 109
59. Экспериментальные работы, выполненные в рамках теории поля К. Левина. Исследование незавершенных действий, замещающих действий, исследование забывания намерений. 110
60. Экспериментальные работы, выполненные в рамках теории поля К. Левина. Исследование уровня притязаний, фрустрации, стилей лидерства. 116
61. Циклы контакта в теории Ф. Перлза. 119
62. Механизмы прерывания контакта в теории Ф. Перлза. 120
63. Теория «Self» и функции «Self» в теории Ф. Перлза. 121
64. Психологическая интерпретация природы и мотивации личности в гуманистической психологии А. Маслоу. 122
65. Дефицитарный образ и метаобраз жизни, метапатологии в теории А. Маслоу. 125
66. Феноменологическая теория личности К. Роджерса. Тенденция актуализации, самоактуализации и организмический оценочный процесс. 126
67. Позитивное внимание и безусловное позитивное внимание. Условия ценности (обусловленное позитивное внимание) в теории К. Роджерса. 128
68. Я-концепция. Структура и развитие Я-Концепции в теории К. Роджерса. Механизмы защиты. 129
69. Антропологические характеристики человеческого существования в теории В. Франкла. Ценности личности. 131
70. Основные положения «логотерапии» В. Франкла. 132
71. Экзистенциальный анализ личности в теории А. Лэнгле. 133
72. Концепция четырех фундаментальных мотиваций А. Лэнгле. 134
73. Концепции личности в отечественной психологии А.Н. Леонтьева. 135
74. Концепции личности в отечественной психологии С.Л. Рубинштейна. 136
75. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. 136
76. Концепции личности в отечественной психологии. Учение Б.Г. Ананьева о природе человека. Биосоциальная целостность человека. 139
77. Индивид и личность. Общая схема индивидных свойств человека. 140
78. Индивид и личность. Индивидные свойства и особенности регуляции поведения. 142
79. Темпераментная интеграция индивидных свойств. Соотношение типов конституции и темперамента в классификации Э. Кречмера. 143
80. Темпераментная интеграция индивидных свойств. Соотношение типов конституции и темперамента в классификации У. Шелдона. 144
81. Темпераментная интеграция индивидных свойств. Психологическая интерпретация темперамента в теории И.П. Павлова. 145
82. Половой диморфизм. Пол индивида и пол личности. 149
83. Половой диморфизм и психологические характеристики индивида: эволюционный смысл полового диморфизма. 150
84. Половой диморфизм и психологические характеристики: психосексуальная дифференциация и социальное поведение. Этапы осознания ребенком половой идентичности. 150
85. Понятие индивидуальности. Индивидуальность как единство всех уровней в организации человека (Б.Г. Ананьев). 155
86. Продуктивные и инструментальные проявления индивидуальности. 156
87. Подходы к изучению индивидуального характера: динамический. 158
88. Подходы к изучению индивидуального характера: клинический 158
89. Подходы к изучению индивидуального характера: психодинамический. 159
90. Психологическая интерпретация характера личности. Различная степень выраженности черт характера. 159
91. Акцентуации характера и расстройства личности. Критерии отличий акцентуаций характера от расстройств личности. 162
92. Концепция акцентуаций характера (А.Е. Личко): психологическая интерпретация типов акцентуаций характера (гипертимный, циклоидный, истероидный, лабильный). 163
93. Концепция акцентуаций характера (А.Е. Личко): психологическая интерпретация типов акцентуаций характера (психастенический, сенситивный, астено-невротический). 165
94. Концепция акцентуаций характера (А.Е. Личко): психологическая интерпретация типов акцентуаций характера (шизоидный, эпилептоидный, неустойчивый, конформный). 166
95. Мотивационная сфера личности. Мотивация. Мотивировка. Направленность. 168
96. Этапы формирования и реализации потребности личности. Механизмы. 169
97. Развитие и нарушение мотивационной сферы личности. 172
98. Эмоциональная сфера личности. 175
99. Структура эмоционального реагирования личности. 178
100. Самосознание личности. Компоненты самосознания. Психологические механизмы самопознания. 179
101. Я-концепция и структура Я-концепции в психологии личности (К. Роджерс, Р. Бернс). 180
102. Психологические защиты личности. Согласованность и противоречивость Я-концепции. 181
103. Движущие силы развития личности. Факторы и закономерности психического развития. 183
104. Социальные условия развития личности. Очеловеченное пространство и время. Социализация, общая схема процесса присвоения общественно-исторического опыта. 185
105. Жизненный путь и личность как субъект жизни. Субъективная картина жизненного пути личности. 187
106. Психологическое время личности. Психологический возраст личности. 189
107. Метод тестов и метод опроса в исследовании личности. Проективные методы. 190
108. Биографический метод исследования личности 192
Фрагмент для ознакомления 2
И.П. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре основные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности. Их проявление в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента.
Сильный. Человек сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде. Даже потеряв силу на время, он быстро ее восстанавливает. В сложной, неожиданной ситуации держит себя в руках, не теряет бодрости, эмоционального тонуса. Не реагирует на слабые воздействия, мало раним. Не обращает внимания на мелкие, отвлекающие воздействия.
Уравновешенный. Человек обладает способностью быстро и адекватно реагировать на изменения в ситуации, легко отказывается от выработанных, но уже не годных стереотипов и быстро приобретает новые навыки, привычки к новым условиям и людям. Он без труда переходит от покоя к деятельности и от одной деятельности к другой. У него быстро возникают и ярко проявляются эмоции. Обладает способностью к мгновенному запоминанию, ускоренному темпу действий и речи.
Слабый. Для людей со слабым типом нервной системы характерно быстрое падение работоспособности, потребность в более длительном отдыхе, зависимость от мелких, несущественных воздействий, излишне эмоциональная реакция на трудности. Такие люди не умеют переносить длительных или резких напряжений, теряются на экзаменах, публичных выступлениях, пугливы, обычно легко плачут, среди них много людей с повышенной внушаемостью. Люди со слабой нервной системой легко ориентируются в мире нюансов, тонких переходов, но плохо переносят стрессы.
Неуравновешенный. Человек работоспособен, готов к быстрой реакции, но его «лихорадит», ему трудно бороться с собой. Люди неуравновешенного типа взрывчаты, вспыльчивы, не умеют терпеть, сдерживать свои желания, ждать. У них легко возникает раздражительность и агрессивность.
Выделив и описав четыре типа нервной системы, И. П. Павлов сопоставил их с классическими типами темперамента, показав высокую корреляцию между ними. На этом основании он утверждал, что именно свойства нервной системы и определяют описанные темпераменты.
Нервная система первого типа (сильный, уравновешенный, подвижный) – сангвиник. Это человек с оптимально сбалансированными волевыми и коммуникативными свойствами, быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Он подвижен и общителен, легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он не отличается постоянством в общении и довольно часто меняет привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересных дел, то есть при постоянном возбуждении; в противном случае он становится скучным и вялым.
Второму типу нервной системы (сильный, неуравновешенный) соответствует холерик – человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением. Он отличается большой жизненной энергией, но ему недостает самообладания, поэтому он вспыльчив и несдержан. Такой человек приступает к делу с полной отдачей, со всей страстностью, увлеченно, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, у него появляется «слюнявое настроение». Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости. Увлекшись каким-нибудь делом, он чересчур налегает на свои силы и в конце концов очень истощается. Холерику трудно дается деятельность, требующая плавных движений, спокойного, медленного темпа, он неизбежно будет проявлять нетерпение, резкость движений, порывистость и т. д. В общении он вспыльчив, необуздан, нетерпелив, несдержан.
Человек с третьим типом нервной системы (сильный, уравновешенный, инертный) – флегматик – обладает высокой работоспособностью, внутренне стабилен, но «тяжел на подъем» и не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов. Для него затруднено включение в новые ситуации. Он с трудом входит в работу и выходит из нее, его эмоции проявляются замедленно и не сильно. Лица с инертным типом прочно закрепляют все усвоенное, не любят менять привычки, распорядок жизни, обстановку, работу, друзей и трудно и замедленно приспосабливаются к новым условиям. Это человек, реагирующий спокойно и медленно, не склонный к перемене своего окружения. Хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. Благодаря уравновешенности процессов раздражения и торможения, флегматик – спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик, отличающийся терпеливостью, выдержкой и самообладанием.
Он однообразен и невыразителен в мимике и интонации, даже о своих чувствах говорит недостаточно эмоционально, и это затрудняет общение с ним. Флегматик медленно, трудно привыкает к новым людям, не скоро начинает обращаться к ним – задавать вопросы, вступать в беседу. Ему присуща замедленность реакций в общении, круг общения его менее широк, чем у сангвиника. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным. Однако не следует думать, что он – всепрощающий и совершенно безобидный в общении человек. Подобно конденсатору, он долго впитывает в себя, поглощает, накапливает энергию неудовольствий, но, когда она достигает определенного предела, критической величины, неминуем сильный «разряд», нередко весьма неожиданный для его собеседника, по самому, казалось бы, незначительному поводу.
Для человека с четвертым – слабым – типом нервной системы, соответствующим меланхолику, характерно быстрое падение работоспособности, потребность в более длительном отдыхе, зависимость от мелких, несущественных воздействий, излишне эмоциональная реакция на трудности. Такие люди не умеют переносить длительных или резких напряжений, теряются на экзаменах, публичных выступлениях, пугливы, обычно легко плачут, среди них много людей с повышенной внушаемостью. Их воображение вечно занято картинами болезней, войны, мрака, ужаса, разрушения. Люди со слабой нервной системой легко ориентируются в мире нюансов, тонких переходов, но плохо переносят стрессы.
Обладая высокой чувствительностью нервной системы, они часто имеют выраженные художественные способности. Это люди, плохо сопротивляющиеся воздействию сильных стимулов, поэтому они часто пассивны и заторможены. Воздействие на них сильных стимулов может привести к нарушениям поведения. У них нередко отмечается боязливость и беспокойство в поведении, тревожность, слабая выносливость. Незначительный повод может вызвать у них обиду, слезы. Они склонны отдаваться переживаниям, не уверены в себе, робки, малейшая трудность заставляет их опускать руки. Они не энергичны, не настойчивы, не общительны. Их пугает новая обстановка, новые люди, они теряются, смущаются и потому боятся новых контактов, уходят в себя, замыкаются, уединяются. Подобно улитке, они постоянно прячутся в свою «раковину».
82. Половой диморфизм. Пол индивида и пол личности.
Под половым диморфизмом понимают подразделение людей на лиц женского и мужского пола (мужчин и женщин). Наличие в природе полового диморфизма вообще отражает различия в задачах, решаемых в процессе полового размножения мужской и женской особью. У человека с появлением культуры половой диморфизм стал проявляться и в разделении труда, или вернее экологических функций в популяции (добывание пищи, рождение и воспитание потомства, приготовление пищи, постройка жилья и так далее). В силу биологических особенностей мужчина был более приобщен к поддержанию эколого-экономического благополучия семьи и общины. Женщине достался примат воспроизводства популяции, отсюда её ведущая роль в биологическом существовании человека. Лишь в последнее время возникли тенденции стирания социальных (но не биологических) различий между мужчиной и женщиной.
Пол индивида — предпосылка развития психологического пола личности. При игнорировании анализа развития такого первичного свойства индивида, как пол, возникает представление, будто «мужская психология» и «женская психология» от природы даны индивиду. В результате исследователи оказываются стоящими на позиции, давно выраженной в «Домострое». И. С. Кон напоминает, в чем заключалась подобная позиция: «Природу обоих полов с самого рождения бог приспособил: природу женщины для домашних трудов и забот, а природу мужчины — для внешних. Тело и душу мужчины он устроил так, чтоб он более способен был переносить холод и жар, путешествия и военные походы, поэтому он назначил ему труды вне дома. А тело женщины бог создал менее способным к этому и поэтому...назначил ей домашние заботы... Женщине приличней сидеть дома, чем находиться вне его, а мужчине более стыдно сидеть дома, чем заботиться о внешних делах»[134]. Эта житейская типология исходит из того, что индивидные свойства однозначно детерминируют формирование психологического пола личности.
В действительности же половой диморфизм не только не определяет однозначно формирование психологического пола личности, но и не является с самого начала возникшим универсальным свойством любого биологического вида. Половой диморфизм имеет свою филогенетическую историю и свой эволюционный смысл. Представление об эволюционном смысле полового диморфизма может пролить свет на некоторые проблемы психологии половых различий.
83. Половой диморфизм и психологические характеристики индивида: эволюционный смысл полового диморфизма.
Половой диморфизм является прямым продуктом эволюции и естественного отбора.
Одна из самых важных причин полового диморфизма — возможность быстрого определения принадлежности особи к противоположному полу. Например, у большинства птиц самка больше самца по размеру, а самцы имеют более яркий окрас.
Видимое различие особей противоположного пола — не единственная причина существования полового диморфизма. Например, у насекомых женские особи часто больше, чем мужские. Это объясняется тем, что самка откладывает огромное количество яиц, а чем больше размер тела, тем больше яиц может быть отложено.
В некоторых случаях половой диморфизм позволяет мужчинам и женщинам использовать различные пищевые ресурсы, тем самым увеличивая возможности к выживанию.
84. Половой диморфизм и психологические характеристики: психосексуальная дифференциация и социальное поведение. Этапы осознания ребенком половой идентичности.
Половое созревание — центральный, стержневой процесс пе-реходного возраста. Но процесс этот не сводится к сумме описан¬ных выше биологических изменений. Человеческая сексуаль- ность — сложное биосоциальное явление, продукт совместного действия биологических и социальных сил.
Чтобы стать мужчиной или женщиной, индивид должен осо¬знать свою половую принадлежность и усвоить соответствующую половую роль. Половая идентичность личности предполагает осознание индивидом своей половой принадлежности, усвоение соответствующих навыков и стиля поведения, а также психосек¬суальных установок и ориентаций (интерес к противоположно¬му полу и т. д.).
Хотя закономерности психосексуального развития личности еще недостаточно изучены, психологи не сомневаются в том, что половая идентификация — продукт социализации, воспитания и научения.
Уже к полутора годам ребенок обычно знает, мальчик он или девочка, хотя и не умеет объяснить эту атрибуцию. Трех-, четырехлетний ребенок знает не только собственный пол, но имеет различать пол окружающих людей, хотя половая при¬надлежность еще ассоциируется у него с внешними случайными признаками, вроде одежды, и кажется принципиально обрати¬мой. Понятие половой принадлежности как необратимого свой¬ства складывается у ребенка приблизительно в 6—7 лет, и имен¬но теперь начинается бурный процесс половой дифференциации деятельности, установок и ценностей, субъектом которой является уже сам ребенок, а не его родители. Мальчики и девочки играют в разные игры, выбирают разных партнеров и т. д.
В переходном возрасте стереотипы «маскулинности» и «фемининности» поляризуются особенно резко, а потребность соот-ветствовать им становится как никогда острой. Это распростра¬няется не только на внешность, но и на многие социальные и психические качества.
Социальное равенство мужчин и женщин, которые получа¬ют одинаковое образование и занимаются одной и той же дея¬тельностью, неизбежно ослабляет поляризацию мужских и жен¬ских ролей, тем более что индивидуальные различия мужчин и женщин никогда не укладывались в рамки этой поляризации. Это не означает, разумеется, полного устранения половых раз¬личий в поведении и психике. Но взаимоотношения мужчин и женщин все чаще строятся не в соответствии со стереотипными предписаниями половых ролей, а на основе учета индивидуаль¬ных особенностей личности. Это касается и сексуального пове¬дения. Так называемый «двойной стандарт» утверждал разную половую мораль для мужчин и для женщин: мужчина может быть сексуально активным, женщина должна терпеливо ждать, пока ее выберут, и даже после этого проявлять сдержанность. Сегодня такие представления уже не являются безраздельно господствующими; молодежь все больше ориентируется на прин¬цип равенства прав и обязанностей.
Все это преломляется в юношеской психологии. Половое со¬зревание заново актуализирует для подростка давно решенный, казалось бы, вопрос о его половой идентичности. Не в том смыс¬ле, что подросток начинает в ней сомневаться (это бывает только в патологических случаях), но в том, что усложняются кри¬терии «маскулинности» и «фемининности», в которых все боль¬шую роль приобретают собственно сексуальные моменты (появ¬ление вторичных половых признаков, сексуальных интересов и т. д.). Выше уже говорилось, что именно соответствие идеа-лизированному стереотипу «маскулинности — фемининности» служит главным критерием, по которому подросток оценивает свое тело и внешность.
Волнующие переживания вызывает и сам процесс полового созревания. Времена, когда мальчики и девочки были настоль¬ко невежественны по части собственной физиологии, что первое семяизвержение у мальчиков и особенно менструации у девочек вызывали панический ужас, к счастью, прошли. Теперь эти со¬бытия в большинстве случаев встречают с радостью, как знак повзросления. Тем не менее подобные переживания весьма тре¬вожны. Подростки (да и юноши) — настоящие рабы «нормы». Они убеждены в том, что на все случаи жизни должны быть универсальные правила, и очень боятся в чем-то отстать от сверстников.
Половые стереотипы распространяются не только на внеш¬ность, но и на поведение и черты характера. Особенно сложно обстоит дело с «маскулинностью». Мужская роль и маскулин¬ные качества традиционно ценятся выше. Даже эмансипацию женщин мы измеряем тем, насколько хорошо они справляются с «мужскими» профессиями. Казак-девчонка принимается как нечто вполне естественное, тогда как феминизированный, изне¬женный мальчик вызывает осуждение. Кроме того, процесс социализации мальчиков более противоречив. В раннем детстве мальчики, как и девочки, теснее связаны с матерыо, чем с от¬цом. Во многих семьях отцы вообще отсутствуют. Резкое обособ¬ление мальчиков-подростков от женщин, принятое во многих обществах, равно как и распространенные однополые мальчише¬ские компании, объективно служат противовесом этой фемини¬зации, помогают мальчику утвердиться в мужской роли. Но од¬ностороннее влияние сверстников плюс внутренняя неуверен¬ность мальчика-подростка в том, насколько он соответствует завышенным критериям «маскулинности», часто порождают компенсаторное «гипермаскулинное» поведение (подчеркнутая агрессивность, грубость, пренебрежение к «женским» чертам ха¬рактера).
Этапы осознания ребенком половой идентичности
Первый этап – к 1,5 годам в ходе общения со взрослыми формируется знание первичной половой идентичности. Уже к этому времени дети могут знать о своей половой принадлежности. При этом особенно ранимым, потенциально слабым партнером является не женщина, а мужчина. Обычно в первые годы жизни дети очень привязаны к матери. В это время они сталкиваются с проблемами отделения и индивидуализации. Это подразумевает ослабление первоначальной идентификации с матерью, Уменьшение оральной зависимости от неё. У мальчиков и девочек этот процесс оставляет разные впечатления. Ранние впечатления девочек включают в себя двойную идентификацию: не только они идентифицируют себя с матерью (как и мальчики того же возраста), но и сами матери, как большие дочери, очень сильно идентифицируют себя со своими дочерями. Такое чувство особой привязанности делает последующее разделение матерей и дочерей более трудным. В то же время в отношениях с мальчиками матерям свойственно поощрять их оппозицию по отношению к себе и вообще всё, что усиливают их мужское самосознание. Кроме того, игрушки, которые предлагают ребёнку, игры и развлечения, вкусы, которые ему стараются привить, требования, которые к нему предъявляют, - всё пропускается через призму его пола: «Ты не должен плакать, ведь ты не девочка»; «Почему ты дерёшься, разве ты мальчик?». Первичное сознание своей половой принадлежности формируется у ребенка именно в этот период, составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосознания. С возрастом объём и содержание гендерной идентичности меняются, включая широкий набор маскулинных и фемининных черт.
Второй этап – 3-4 года. После достижения ребёнком этого возраста различное развитие мальчиков и девочек общепризнано. В течение этого периода более специфичная маскулинная идентификация должна прийти на смену ранней идентификации мальчика с матерью и это совпадает со временем, когда отец всё чаще начинает присутствовать в мире своих детей. Однако в современном обществе это не так то просто осуществить, и поэтому мужская идентификация бывает подкреплена скорее стереотипными представлениями о роли мужчины в обществе, чем реальными отношениями между взрослыми людьми своего пола. Впоследствии мальчики могут переориентироваться на негативный способ проявления маскулинности, идентифицируя себя во всём, что не является женским. Это означает подавление в себе всех качеств, которые считаются женскими, а также предполагает низкую оценку того, что мальчику кажется «женским» в окружающем мире.
Итак, к 3-4 годам у ребёнка формируется способность различать людей по полу, складывается чёткое осознание своей половой принадлежности. В этот период зачастую дети отвергают то, что в их системе представлений противоречит нормам их пола: неподобающую одежду, занятия, манеры. Свидетельствует это о колоссальной внутренней работе, связанной с формированием самосознания.
Третий этап – 6-7 лет. На этом этапе происходит практически полная дифференциация половых ролей, выбираются определённые формы игр и компаний. У детей формируются представление о том, насколько его индивидуальные качества и социальное поведение соответствуют нормативам и ожиданиям определённой половой роли. Эти проявления гендерных различий затем усиливаются в результате учителей и школьного воспитания. Система образования становится наиболее мощным средством, при помощи которого общество воспроизводит гендер и социальные отношения.
Четвёртый этап (решающий этап при формировании половой идентичности)- период полового созревания, или пубертатный.
Становление не только половой идентичности, но сексуальной роли - проблема, которая возникает перед человеком и разрешается им в течение пубертатного периода. Половое созревание, по замечанию И.С.Кона, - это стержень, вокруг которого структурируется самосознание полростка. Потребность убеждаться в нормальности своего развития обретает силу доминирующей идеи. Все мальчики и девочки оценивают собственные признаки мужественности и женственности. От того, как складываются знания подростка о себе, как формируется переживание своего «физического Я» вообще и полового в частности, зависят многие стороны его будущего отношения к самому себе, к окружающим людям разного пола и – шире – чувству любви.
85. Понятие индивидуальности. Индивидуальность как единство всех уровней в организации человека (Б.Г. Ананьев).
Б. Г. Ананьев видел в индивидуальности целостность, внутреннюю замкнутость свойств человека и их взаимосвязанность.
Он считал, что индивидуальность не сводится к отдельным свойствам персоны или к их совокупности, а относится к человеку в целом. Понятие индивидуальности фиксирует не просто факт единичности человека, а целостное единство многообразных признаков конкретного субъекта:
• свойств индивида (совокупность природных свойств),
• личности (совокупность общественных и других отношений),
• субъекта деятельности (совокупность видов деятельности и меры их продуктивности).
Индивидуальность человека — сложное многоуровневое и многоструктурное образование, все элементы и свойства которого образуют единое целое.
86. Продуктивные и инструментальные проявления индивидуальности.
При изучении проявлений личности как субъекта деятельности могут быть выделены два плана анализа этих проявлений: продуктивный и инструментальный.
Под продуктивными проявлениями личности прежде всего имеются в виду те процессы активности личности, в которых личности приходится осуществлять выбор между различными мотивами, позициями и ролями, отыскивать, а иногда и создавать приемы и средства для овладения своим поведением, использовать различные защитные механизмы и средства для разрешения и перестройки приводящих к отклонению от нормативно заданной линии поведения ситуаций. К продуктивным проявлениям личности как субъекта деятельности также относятся те преобразования, те «личностные вклады» (В. А. Петровский), которые личность своими действиями вносит в смысловую сферу других людей и культуру. Если продуктом первого обозначенного круга проявлений личности как субъекта деятельности является прежде всего преобразование себя, то продуктом второго круга проявлений — преобразование других. Нет нужды специально оговаривать условность последнего разграничения, критерием которого является исключительно позиция исследователя, в зависимости от которой объектом анализа становятся либо те, либо другие продуктивные проявления личности. В реальности же оба этих аспекта нерасторжимы, и личность, как правило, изменяет себя через преобразования предметной действительности.
К инструментальным проявлениям личности как субъекта деятельности относятся характер и способности. При этом характер понимается как фиксированная форма смыслового опыта, смысловых установок личности, актуализирующихся в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются те или иные мотивы личности. Если мотивационные линии задают стратегию жизни личности, то характер определяет тактику поведения личности, действующей ради достижения своих мотивов.
Что же касается способностей, то они, как отмечают придерживающиеся самого разного понимания генезиса способностей советские психологи (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов), определяют меру успешности и эффективности деятельности, а тем самым в конечном итоге и степень продуктивности проявлений личности как субъекта деятельности.
В целом индивидуальность личности понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека. При анализе развития индивидуальности личности различают функциональную динамику ее развития, наиболее явно проявляющуюся в проблемно-конфликтных ситуациях (например, стресс, фрустрация, конфликт, кризис), и изменения ее психологического возраста в ходе жизненного пути.
87. Подходы к изучению индивидуального характера: динамический.
В динамическом подходе (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе) характер понимается как форма выражения смыслового опыта (обобщённые установки личности).
В установках выражаются ведущие отношения личности к действительности (к себе, к другим людям, к деятельности, к предметам), которые сохраняются во времени и позволяют предвидеть поведение личности.
Структура характера включает 4 блока черт:
Черты, выражающие отношение к другим людям.
Черты, выражающие отношение к себе.
Черты, выражающие отношение к деятельности.
Черты, выражающие отношение к вещам, предметам.
88. Подходы к изучению индивидуального характера: клинический
Клинический подход основан на представлении о разной степени выраженности черт характера и ее влиянии на поведение личности. Яркая выраженность группы черт, не приводящих еще к социальной дезадаптации, названа К. Леонгардом акцентуацией характера. По мнению К. Леонгарда, акцентуации прежде всего проявля¬ются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, он выделил 12 типов характеров. Используются и другие типологии (см. Классификация характера).
Первые типологии характера содержали небольшое число типов. Юнг выделил 2 типа характера: экстравертированный (человек обращен во вне) и интровертированный (человек обращен внутрь себя). Кречмер также описал всего 2 типа: циклоидный (2 полиса: повышенное или депрессивное настроение) и шизоидный (2 полиса: раздражителен или холоден). Со временем число типов увеличилось. У Ганнушкина мы находим уже порядка семи типов (или «групп») характеров; у Леонгарда и Личко – десять-одиннадцать. (Леонгард – 10, Личко – 11). Таким образом, наиболее известные типологии характеров (Личко, Леонгард) сложились в клинической психологии – выделение устойчивых способов поведения в жизненных ситуациях. В психоанализе главным основанием для классификации характеров служит фиксация субъекта на определенном способе удовлетворения, присущем той или иной стадии его психосексуального развития.
89. Подходы к изучению индивидуального характера: психодинамический.
В психодинамическом подходе (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе) характер понимается как форма выражения смыслового опыта (обобщенные установки личности). В установках выражаются ведущие отношения личности к действительности (к себе, к другим людям, к деятельности, к предметам), которые сохраняются во времени и позволяют предвидеть поведение личности. Структура характера включает 4 блока черт:
1) черты, выражающие отношение к другим людям (общительность, заботливость и т.д.);
2) черты, выражающие отношение к себе (эгоизм, самолюбие и т.д.);
3) черты, выражающие отношение к деятельности (трудолюбие, лень и т.д.);
4) черты, выражающие отношение к вещам, предметам (жадность, бережливость и т.д.).
Фрагмент для ознакомления 3
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней