Фрагмент для ознакомления
1
1. Суть и функции культурно-просветительской деятельности.
2. Типология культурно-просветительской деятельности.
3. Содержание культурно-просветительской деятельности.
4. Нормативно-правовая база культурно-просветительской деятельности.
5. Воспитательный потенциал культурно-просветительской деятельности.
6. Художественно-эстетическая деятельность детей и родителей в семье как форма культурно-просветительской деятельности.
7. Значение праздника в жизни человека.
8. Методика подготовки и проведения праздника как формы культурно-просветительской деятельности.
9. Возможности музейной педагогики в культурном просвещении: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых.
10. Взаимодействие музейных работников с образовательными учреждениями и семьей.
11. Взаимодействие работников библиотеки с образовательными учреждениями и семьей.
12. Экскурсия как просветительский процесс.
13. Возможности медиасредств в культурном просвещении населения: оперативность, экономичность, масштабность, комплексность подачи информации и ее восприятия, доступность информации.
14. Роль специалиста СКД в организации культурно-просветительской деятельности детей в образовательной организации.
15. Требования к структуре и содержанию конспектов праздничных мероприятий, занятий, экскурсий, бесед и других форм организации культурно-просветительской деятельности.
16. Виды планирования культурно-просветительской деятельности различных возрастных групп.
Фрагмент для ознакомления
2
1. Суть и функции культурно-просветительской деятельности.
Культурно-просветительская деятельность – это специальная технология, осуществляемая с целью пропаганды и распространения культуры, знаний и ценностей среди широкой аудитории. Культурно-просветительская деятельность представляет собой совокупность мер и действий, направленных на сохранение, трансляцию и приобщение подрастающего поколения к этническому, историческому опыту предшествующих поколений. Структуру культурно-просветительской деятельности можно представить следующим образом: семья, школа, среда, образовательные проекты в учреждениях культуры (музеи), библиотеки, электронно-библиотечные Ресурсы. сущность культурно-просветительской деятельности заключается в трансляции и популяризации знаний в различных сферах жизнедеятельности человека. В современном обществе функции культурно-просветительской деятельности расширяются и приобретают особую значимость в связи с необходимостью фильтрации информации, получаемой из социальных сетей
К основным функциям социально-культурной деятельности относятся:
• Развивающая функция связывает в одно целое все остальные функции, поскольку так или иначе каждая функция связана с развитием и саморазвитием личности.
• Коммуникативная функция предполагает реализацию потребности человека в общении. Эту функцию выполняют кинотеатры, музеи, театры, библиотеки, учебные заведения, а на уровне аудиовизуальных технических комплексов (интернет, телевидение и т.п.).
• Информационно-просветительная функция включает в себя педагогическую, образовательную, самообразовательную деятельность, направленную на духовное обогащение личности, приобретение системы знаний в соответствии с его интересами, предпочтениями, потребностями.
• Культурно-творческая функция связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью, целенаправленная на творческую учебную деятельность детей (фестивали, олимпиады, конкурсы, туристические походы).
• Рекреативно-оздоровительная функция состоит в разработке и осуществлении развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, причем с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, снятия производственного напряжения и одновременно развивающего воздействия.
• Экономическая функция является достаточно востребованной для специалистов социально-культурной сферы. Деятели культуры и искусства, организатор социально-культурной деятельности, не зависимо от учреждения, должны быть общительными, способными к прогнозированию, выработке конструктивных решений, сопереживанию, эффективному взаимодействию с другими людьми, как объектами социо-культурной сферы, иметь навыки руководства малыми группами, неформальными общностями, стихийно складывающимися в сфере организованного и неорганизованного досуга.
• Функция нормативно-правового обеспечения направлена на защиту конституционных свобод личности в условиях досуга.
• Гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку.
2. Типология культурно-просветительской деятельности.
В.Я. Суртаев (Василий Яковлевич – доктор педагогических наук, профессор, директор Ростовского филиала Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств) в зависимости от способа осмысления и подачи социальной информации условно разделяет клубные формы на четыре группы:
1) рационально-познавательные (лекции, беседы, встречи за «круглым столом»);
2) эмоционально-зрелищные (спектакли, концерты, театрализованные представления);
3) познавательно-поведенческие (участие в работе инициативных любительских и общественно-политических клубов);
4) комплексные (праздники и обряды, дискотеки, многообразные виды тематических вечеров)
При этом он отмечает, что важным основанием для классификации просветительных мероприятий является степень участия в них масс.
Чаще всего формы информационно-просветительской деятельности разделяют на три вида: монологические, в которых преобладает речь ведущего или лектора (популярная лекция, публичная речь, экспресс-информация, брифинг, консультационно-справочная работа); диалогические формы, в которых происходит взаимодействие информатора или ведущего и аудитории. К ним относятся: встречи с интересными людьми вечер вопросов и ответов, ток-шоу, диспут, круглый стол, аукцион идей; комплексные формы, которые входят в работу лекториев, университетов. Среди них различные месячники (культуры, искусства, памяти, согласия и т.д.); чтения (литературные, педагогические, тематические циклы).