Фрагмент для ознакомления
2
49.Психология подростка. Проблема ведущей деятельности и социальной ситуации развития в подростковом возрасте
Учебная деятельность, которая являлась ведущей в младшем школьном возрасте, требует, чтобы ребенок постоянно находился во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
В тоже время физическое развитие, а также и прогрессирующее психическое развитие приводят ребенка к изменению его внутренней позиции. Позиция («позиция школьника»), с которой ребенок вошел в школьную жизнь, и которая характеризовала не только его отношение к учению, но и всю систему взаимоотношений с окружающей действительностью, начинает расшатываться, а затем к концу младшего школьного возраста и вовсе перестает определять и его психическую жизнь, и его поведение. В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем психическом развитии у школьников к 11-12 годам формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную, более «взрослую» позицию. Реализоваться же эта позиция уже не может в школьной жизни.
Следовательно, ребенок нуждается – для осуществления своей новой роли «взрослого» - в новых условиях. Эти условия ему может предоставить новая социальная ситуация развития. Однако, поскольку, окружающая ребенка действительность сопротивляется принять его стремление быть взрослым, т.е. никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок занять не может, то он находит свое место в детском обществе, в среде сверстников. Именно здесь складывается новая социальная ситуация развития. Подросток нуждается в среде сверстников, которая для него становится «референтной группой». Причем у каждого подростка начинает складываться своя референтная группа и не является то странным, что дети, до сих пор крепко дружившие, перестают нуждаться друг в друге, т.к., возможно, у каждого появляется собственная потребность в общении, зависящая как от взглядов ребенка, так и от социальных условий, в частности, семьи ребенка.
Естественно, что, находясь в новой социальной ситуации развития, в среде сверстников, ребенок вступает в общение. Оно в подростковом возрасте называется интимно-личностным и является ведущим видом деятельности подростка.
Именно в такой социальной ситуации и благодаря такому типу деятельности ребенок начинает осваивать нормы социального поведения, нормы морали. В этот период, как правило, учебная деятельность для подростка отступает на задний план.
Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она и остается преобладающей (но не ведущей), в деятельность общения. Обухова Л.Ф. говорит об этом так: «Главное происходит на переменах. Туда выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное. Интересно складывается система отношений с учителем: то место, которое занимает ребенок внутри коллектива, становится важнее оценки учителя». (Обухова, С. 291).
Поскольку «центр жизни» подростка оказывается в среде сверстников, то, естественно, что каждый из них стремиться занять видное место в этой среде. С этим связаны такие потребности подростка, как 1) самопознание, 2) самовыражение, 3) самоутверждение, т.е. – он активно стремится к личностному самосовершенствованию. Причем, потребности самовыражения и самоутверждения могут быть настолько сильны, что подросток, чтобы не потерять авторитет в глазах сверстников, уронить свою честь и достоинство, - может совершить действия, которые расходятся с моральными установками общества, а то и своими собственными. Следствием этого является понятие «трудного подростка».
Важно еще раз обратить внимание на то, что с самого начала подросткового возраста ребенок стремится быть похожим на взрослых. Это еще одна особенность социальной ситуации, которая существенно влияет на систему взаимоотношений подростков со взрослыми. С этой особенностью и с этим стремлением тесно связана следующая характеристика подросткового возраста – становление как управляемого процесса подражания в развитии личности. Подражание начинается с подражания внешним атрибутам взрослости, а заканчивается формированием личностных качеств взрослого человека (для девушки – черты женственности, для юноши – мужественности).
Показателями чувства взрослости являются:
1. Возникновение требований у подростка, чтобы к нему относились как к взрослому, выполнять какую-то роль в семье.
2. Стремление к самостоятельности, т.е. желание оградить некоторые сферы своей жизни от родителей.
3. Наличие собственных взглядов.
Чтобы после формирования чувства взрослости не возникли большие трудности в отношениях с подростком, необходимо, чтобы в его семье родители давали возможность подростку участвовать в семейной жизни (делах). Подростки должны систематически помогать взрослым, поддерживать их. Родители должны учитывать мнения подростков. Родители также должны контролировать отношения ребенка со сверстниками и подсказывать, чтобы эти отношения были равноправными. Взрослым также следует направлять подростка на формирование интеллектуальной зрелости (стремление к самообразованию).
50.Методика проведения урока по психологии в среднем учебном заведении
Основными видами аудиторных занятий являются лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, консультации. Они проводятся чаще всего парами академических часов, между которыми делается перерыв. Существует, однако, практика, когда перерыв между двумя академическими часами в составе пары не делается.
Учебная деятельность студентов предполагает большую самостоятельную работу при подготовке к семинарским и практическим занятиям, при изучении научной литературы. Важнейшими видами учебной работы являются также научно-исследовательская работа, написание рефератов, выполнение курсовых и дипломных работ, различные виды практик.
Лекция по психологии представляет собой монологическую форму обучения. Особенностью традиционных лекций является то, что активность на них проявляет преподаватель (говорит прежде всего он), студенты же относительно пассивны, внешние проявления их активности достаточно редки (они в основном слушают).
Традиционными функциями лекции являются: 1) информационная, 2) систематизирующая и 3) разъясняющая. Предполагается, что преподаватель на лекции сообщает новые знания в систематизированном виде, а также разъясняет наиболее трудные вопросы учебного курса. Лекции могут также выполнять (4) стимулирующую и развивающую функцию.
К самостоятельной учебной работе студентов относятся самостоятельное чтение учебных пособий, подготовка к лекциям, семинарам и практическим занятиям, подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ. Как формы самостоятельной учебной деятельности они могут быть направлены на:
1) расширение и углубление психологических знаний по отдельным темам;
2) освоение умений использования этих знаний для решения прикладных задач;
3) усвоение умений и навыков психологического исследования;
4) усвоение умений и навыков практической психологической работы;
5) развитие умений самопознания и саморазвития.
Самостоятельное чтение учебных пособий, подготовка к лекциям, семинарам и практическим занятиям обычно занимает не менее 50% времени при изучении дисциплины. Объем знаний, которые необходимо усвоить студентам высших учебных заведений, значительно превышает количество часов, отводимых на аудиторную работу с преподавателем. В связи с этим основной акцент делается на самостоятельном изучении учебного материала. Предварительная самостоятельная подготовка студентов к лекциям, семинарам и практическим занятиям значительно повышает их эффективность.
Подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ по психологии как квалификационных работ входит в учебные планы по многим образовательным программам.
Реферат является формой самостоятельной учебной работы по предмету, направленной на детальное знакомство с какой-либо темой в рамках данной учебной дисциплины. Основная задача работы над рефератом по предмету — углубленное изучение определенной проблемы учебного курса, получение более полной информации по какому-либо его разделу. Научно-исследовательский аспект в реферативной работе обычно не предусматривается.
Важнейшим видом учебных занятий студентов в вузе является их участие в учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе. Она чаще всего проводится в рамках выполнения курсовых и дипломных работ.
Курсовые работы по психологии могут выполняться на 2-м, 3-м и 4-м курсах. Для студентов непсихологических специальностей это может быть отдельная курсовая работа, призванная углубить психологическую компетентность в определенной сфере профессионального образования. Студенты-психологи часто выполняют курсовые работы на нескольких курсах; такое выполнение курсовых работ должно обеспечить преемственное формирование научно-исследовательских умений, а также умений в области практической психологии при решении конкретной психологической проблемы. Курсовая работа может быть направлена на поиск общих психологических закономерностей, на решение какой-либо прикладной задачи или же быть практически ориентированной.
Дипломная работа по психологии выполняется, как правило, только студентами психологических специальностей. Она является формой итоговой аттестации студентов за весь период обучения и выполняет как обучающую, так и оценочную функцию. При работе над ней студент должен проявить умения, уже освоенные им при выполнении курсовых работ.
Учебная работа по психологии может включать также различные виды практики: учебную, педагогическую, производственную, научно-исследовательскую и квалификационную. Практика как вид учебной деятельности по психологии типична для образовательных программ, направленных на подготовку психологов. В то же время отдельные психологические задания могут даваться студентам других образовательных программ в рамках их профессиональных практик.
Учебная работа разделяется на классную, домашнюю и внеклассную. Внеклассная работа может носить как учебный, так и внеучебный характер.
Психология в средних учебных заведениях часто преподается в форме факультативных занятий. Факультативное занятие — это тоже урок, но учащийся имеет определенное право относительно его выбора и посещения. Это право определяется учебным планом школы. Факультативный предмет предполагает оценку усвоенных знаний и умений. В рамках учебной работы по предмету учащимся могут даваться задания по подготовке рефератов.
При проведении уроков по психологии преподаватель может давать учащимся домашние задания разного типа. Однако далеко не всегда есть необходимость в использовании домашних заданий при изучении психологии в общеобразовательной школе.
В средних специальных заведениях используются различные формы самостоятельной учебной работы, такие как производственная (профессиональная) практика, выполнение курсовой и дипломной работы.
Внеклассные занятия по психологии могут иметь как обучающую и развивающую, так и воспитывающую функцию. Они не являются обязательными для посещения и не предполагают обязательную оценку знаний. Многие практически ориентированные уроки психологии и психологические тренинги могут проводиться в виде таких внеклассных занятий.
51.Общая характеристика развития в юношеском возрасте
Ученые этому возрасту, дают разные временные рамки. Кто-то утверждает, что от 17 и до 23. А вот, например, В. С. Мухина определяет юность как период отрочества до взрослости – возрастные границы от 15 – 16 до 21 – 25.
Юность, по мнению В. И. Слободчикова, - завершающая стадия ступени персонализации. «Главные новообразования юношеского возраста – саморофлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни».Проще говоря, юность – это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей – служба в армии.
В юности происходит овладение профессией, появляется возможность создания своей семьи, выбор стиля и своего места в жизни.
Л. И. Божович писал: «Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, - характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацию выбора».
Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния.
Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально – личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой. Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование юношеского возраста. В это период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим). Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира.
Главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Возрастает волевая регуляция. Проявляется стремление к самоутверждению. Происходит так же и самооценка внешности. А одна из важных психологических характеристик юности – самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я».
Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (но, эти процессы весьма вариативны).
Ведущая деятельность – учебно – профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности – стремление приобрести профессию.
Мышление в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Появляется страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств.
Интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, формируется абстрактно – логическое мышление. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, проявляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность, неприятие лицемерия, ханжества, грубости.
Юность – решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение, это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Поэтому мировоззрение связано с решением в юности смысложизненных проблем. Явлений действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним. Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы социальной общности (социальной группы, нации и так далее), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. В основе мировоззренческий проблем лежит проблема смысла жизни – «для чего я живу?», «как жить?». Юноша ищет глобальную и универсальную формулировку «служить людям», «приносить пользу». Его интересует не столько вопрос «как быть?», сколько «Каким быть?», а также гуманистические ценности (он готов работать в системе социальной защиты), общественная направленность личной жизни (борьба с наркоманией и тому подобное), широкая социальная благотворительность, идеал служения.
Важное значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. Общение со сверстниками – это специфический канал информации, специфический вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта. Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.
52.Методика проведения практических и семинарских занятий по психологии в средних учебных заведениях
Практические методы предполагают практическую деятельность субъектов, направленную на усвоение знаний, умений и навыков.
В эту группу входят методы, при использовании которых учащиеся не только слушают (как при словесных методах), смотрят (как при наглядных методах), но также выполняют определенные познавательные действия, направленные на решение учебных задач.
В преподавании психологии к ним относятся:
1) лабораторные работы, моделирующие психологические эксперименты;
2) выполнение психодиагностических заданий, в частности тестов;
3) решение психологических задач;
4) упражнения;
5) групповая дискуссия;
6) дидактические и деловые игры, имитирующие изучаемые процессы.
Эти методы используются по-разному в зависимости от того, какие учебные цели они преследуют.
Лабораторные работы как модели психологических элементов могут проводиться для того, чтобы:
1) на практике продемонстрировать психологические закономерности;
2) освоить методику психологического эксперимента.
Психологические тесты проводятся для освоения психодиагностических умений или в целях самопознания. Типы тестов, используемых на практических занятиях по психологии:
1) сложные профессиональные тесты (например, MMPI);
2) относительно простые общепсихологические тесты (например, тест Г. Айзенка на выявление экстраверсии и нейротизма);
3) психологические тесты для прикладных целей определенных сфер профессиональной деятельности (например, «Опросник стиля руководства»);
4) развлекательные тесты (например, «Любят ли вас окружающие?»), их нецелесообразно использовать на занятиях по психологии.
Решение психологических задач может быть направлено на закрепление теоретических знаний или на применение этих знаний для решения практических задач. Имеются сборники психологических задач.
Упражнения помогают формировать умения и навыки исследовательской работы, например, в применении методов математической статистики или усвоении консультационных умений.
Групповая дискуссия и деловая игра как методы преподавания психологии помогают осваивать профессиональные умения.
Семинарское занятие по психологии предполагает диалог, участие студентов в обсуждении учебного материала, преподаватель руководит этим процессом.
Функции семинара:
закрепление и расширение знаний (повторяют материал, получают больше информации, готовят рефераты или сообщения по вопросам);
развитие умений самостоятельной работы (при подготовке к занятиям развиваются умения поиска, отбора и переработки информации);
стимулирование интеллектуальной деятельности (активизация мнемической и мыслительной деятельности обучающихся).
Типы семинарских занятий в зависимости от степени активизации мнемической или мыслительной деятельности: репродуктивный и продуктивный.
Репродуктивный тип: студенты должны запомнить и пересказать учебный материал. Типы вопросов: внимание, его виды; понятие о памяти; основные свойства характера и т.д.
Продуктивный тип: студенты должны сравнить, проанализировать, обобщить, критически оценить, сделать выводы. Типы вопросов: чем отличается …; что общего между …; какие механизмы …; выделите достоинства и недостатки ... и т.д.
Важнейшим аспектом деятельности преподавателя является продумывание темы и хода семинара, подбор литературы, постановка вопросов для обсуждения (обычно их 3-5).
Конспектированию источников также нужно учить, а именно:
отбору важной информации;
переработке текста;
схематизации и структурированию прочитанного материала;
формулированию выводов.
Практическое занятие по психологии предполагает не просто обсуждение учебного материала, а выполнение студентами практических заданий.
Функции этих занятий:
закрепление теоретических знаний на практике;
усвоение умений исследовательской работы;
усвоение умений практической психологической работы;
применение теоретических знаний для решения практических задач;
самопознание;
саморазвитие;
Типичные задания для практических занятий: демонстрационный эксперимент, индивидуальные задания, групповые задания, эксперимент в подгруппах, решение психологических задач, дискуссия.