Фрагмент для ознакомления
2
Практическое задание 1. Молодая женщина жалуется на упадок сил, подавленное настроение, внезапные вспышки агрессии. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.
Ответ: Для помощи молодой женщине, испытывающей упадок сил, подавленное настроение и внезапные вспышки агрессии, важно следовать определенной программе работы, которая включает в себя различные методы и способы оказания помощи. Однако цель тех или иных методов будут заключаться в восполнение ресурсов (физических, психических, эмоциональных) для последующей работы над причинами подобных изменений.
Способы оказания воздействия
1 Этап: Первичная оценка и поддержка:
- Оценка состояния: Провести детальную беседу для понимания проблемы.
- Эмоциональная поддержка: Поддерживать ее эмоционально, давая понять, что она не одна.
- Оценка риска: Определить наличие потенциальной опасности для себя или окружающих.
2 Этап: использование терапевтических методов:
- Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) / гештальт: Помогает изменить негативные мысли и поведенческие шаблоны.
- Методы релаксации: Дыхательные упражнения, йога или медитация для снятия стресса.
- Искусствотерапия: Использование творчества для выражения эмоций.
3 Этап: фармакологическое лечение (при необходимости!):
- Психотерапевтические препараты: В случае необходимости может назначить психотерапевт /психиатр.
4 Этап: Развитие стратегий самопомощи:
- Упражнения по саморегуляции: Помощь в управлении эмоциями в повседневной жизни.
- ЗОЖ: Питание, физическая активность, полноценный сон.
-Постановка целей: Помощь в определении и достижении личных и профессиональных целей.
5 Этап: Система поддержки:
- Семейная терапия: При необходимости вовлечь близких для создания семейной поддержки.
- Групповая терапия: Возможность общения с людьми, сталкивающимися с подобными проблемами.
Практическое задание 2. На телефон доверия позвонила молодая супруга. Скоро будет год, как вышла замуж. Чувствует, что муж теряет интерес к ней. Полагает, что пока у него нет женщины на стороне, но предчувствует, что если и дальше все будет также продолжаться, то возможно муж от нее уйдет или найдет на стороне другую женщину. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.
Ответ: Программа работы будет направлена на повышение значимости клиентки в своих глазах, поднятия её самоценности, а также стабилизации тревожности (находится в постоянно фоновом состоянии брошенности).
Программа работы с данным консультативным случаем может включать следующие методы и способы оказания воздействия:
1. Эмпатический слушатель: Позволить молодой супруге выразить свои эмоции и беспокойства, проявлять понимание и симпатию. Это поможет ей почувствовать поддержку и укрепит доверие между ней и консультантом.
2. Работа с коммуникацией: Помочь молодой женщине выразить свои ожидания и потребности своему мужу. Предложить ей конкретные стратегии по улучшению коммуникации в отношениях с мужем.
3. Понимание отношений: Пригласить молодую супругу рассмотреть свои отношения со своим мужем - их историю, качества, позитивные аспекты и возможные проблемы. Вместе искать способы укрепления этих отношений.
4. Изучение потребностей: Помочь молодой женщине понять свои собственные потребности и ожидания от отношений, а также убедиться, что они соответствуют потребностям ее мужа. Выработать стратегии по встрече ее потребностей и удовлетворению потребностей ее мужа.
5. Поиск новых способов общения: Предложить молодой супруге идеи и стратегии для поддержания связи и интереса со своим мужем. Например, предложить найти общие хобби или интересы, участие вместе в новых занятиях или курсах, посещение семейных сеансов консультации и т. д.
6. Работа над самооценкой: Помочь молодой женщине развить свою самооценку и самоуважение, чтобы она могла ощущать себя ценной и привлекательной. Это может включать работу над укреплением ее самоощущения, физическим и эмоциональным самочувствием.
7. Развитие индивидуальности: Поддержать молодую супругу в развитии ее собственных интересов и карьеры, чтобы она не полностью зависела от отношений с мужем. Это поможет ей чувствовать себя уверенной и независимой, а также удерживать его интерес.
8. Семейная терапия: Предложить молодой паре рассмотреть возможность посещения специалиста по семейной терапии, который поможет им улучшить взаимодействие, разрешить конфликты и вернуть интерес друг к другу.
Практическое задание 3. За помощью к школьному психологу обратилась учительница. Запрос: «Как мне добиться дисциплины в классе? Как мне успокоить класс? Все время шум. Меня никто не слушает». Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.
Ответ: Педагогу следует использовать различные методики и подходы. Например, она может попробовать установить жесткие правила и последовательно их соблюдать, поощрять успехи учеников, проводить индивидуальные беседы с нарушителями дисциплины, использовать техники позитивного воспитания, проводить различные уроки и игры, которые помогают сосредоточить внимание учеников и т.д. Важно также понять, что может быть причиной недисциплинированного поведения учеников и помочь им справиться с этими проблемами.
В ходе консультации беседа с учителем будет строиться с применением метода активного слушания, метода анкетирования для учителя, метода наблюдения, чтобы уточнить особенности взаимоотношений учащихся с учителем.
Личная беседа с преподавателем:
1. Как давно начались проблемы в поведении класса?
2. Это единственный класс, где возникают проблемы с дисциплиной?
3. Как складываются Ваши взаимоотношения с коллегами по работе и родителями учеников?
4. Что конкретно Вы считаете нужным изменить в данной ситуации и как именно это должно измениться?
5. Какие методы и приемы Вы использовали для стабилизации дисциплины в классе?
6. С какими трудностями при этом Вам пришлось столкнуться?
7. Какие чувства Вы испытываете по отношению к классу? Есть ли «любимчики» и «изгои»?
8. Насколько регулярно Вы подвергаете критике работу класса во время учебного процесса?
9. Что может помешать в решении проблемы дисциплины? Какова самая главная трудность?
10. Что, по Вашему, может помочь в решении проблемы?
Гипотеза: неуверенное поведение учителя, отсутствие связи с классом, неумение держать дисциплину в классе, низкая замотивированность класса.
Исходя из гипотезы, необходимо определить особенности отношений внутри класса и тип нарушения семейного воспитания. Это можно осуществить с помощью методики «Психологический портрет учителя» (Г.В.Резапкина) и методики «Оценка работы» Ж. Хазарда.
Рекомендованная литература: Произведение Томаса Гордона «Курс эффективного преподавателя».
Практическое задание 4. К психологу пришла мама ученицы, которая учится в 10 классе и попросила помощи. Она рассказала, что ее дочь до 6-7 класса была веселой, активной девочкой, хорошо училась в школе, любила общаться с детьми и одноклассниками, много времени отдавала внеклассной работе. Сейчас, она совсем изменилась. Замкнулась, перестала общаться с друзьями, теряется в присутствии незнакомых людей, сторонится компаний и шумных собраний. Стала хуже учиться. Все свободное время проводит в своей комнате. Придирчиво относится к своей внешности. Живет своей довольно напряженной жизнью, иногда прорывающейся в нервных репликах и подавленном настроении. На искренний разговор не идет. Как вернуть дочь к нормальной жизни? Что с ней происходит? Сформулируйте психологическую гипотезу относительно перемен, происходящих с девушкой? Какие психологические проблемы ее мучают?
Ответ:
Гипотезы:
- Возможно, у девушки начали проявляться признаки депрессии или других психологических нарушений, вызванных стрессом или внутренними конфликтами.
- Возможно, у девушки начались проблемы с самооценкой и социальной адаптацией, что привело к изоляции и ухудшению учебных результатов.
- Возможно, в жизни девушки произошли изменения или травматические события, которые повлияли на ее психологическое состояние.
Психологические проблемы:
- Снижение самооценки и уверенности в себе.
- Социальная изоляция и проблемы в общении с окружающими.
- Потеря интереса к общению и активной деятельности.
- Эмоциональные проблемы, такие как апатия, напряженность и подавленное настроение.
У девушки укоренилось чувство несовершенства своего внешнего вида, что вызывает у неё чувство некрасивости. Эти переживания, присущие подросткам, которые находятся в постоянной заботе о своем облике, могут принимать разные формы. Однако чувства отчужденности и замкнутости развиваются там, где не хватает уверенности и способности гармонично проявлять себя и идентифицировать свою роль, пересматривать и проецировать себя в будущем.
Для решения подобных проблем возможно проведение индивидуальных/семейных консультаций для подростка, а также участие в групповых мероприятиях с фокусом на работе с телом и социально-психологическим тренингом.