Фрагмент для ознакомления
1
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ПОЛИТОЛОГИИ
1. Политология как науки и учебная дисциплина. Объект предмет, методы политологии. Функции политологии.
2. Ведическая традиция и политическая организация древнеиндийского общества.
3. Основные направления древнекитайской политической мысли: учение о «Дао» Лао-Цзы, политические идеи в конфуцианстве, школа «легистов» Шан Яна.
4. Политические идеи Древней Греции: Платон, Аристотель.
5. Политические идеи Древнего Рима: Полибий, Цицерон.
6. Политические учения Средневековья: Иоанн Златоуст (Власть и закон), Блаженный Августин (Духовная и светская власть), Фома Аквинский («О правлении государей»).
7. Политическая мысль Возрождения и Реформации: Томмазо Кампанелла («Город Солнца»), Никколо Макиавелли (Трактовка власти и управления), Мартин Лютер, Жан Кальвин. (Новая церковь и государство).
8. Политические учения Нового Времени: Ж. Боден, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г.-В.-Ф. Гегель, К. Маркс.
9. Политическая мысль Древней Руси: «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона.
10. Особенности политической мысли московского государства: «Москва – Третий Рим».
11. Славянофильство (А.С. Хомяков, И.С. Аксаков), и западничество (П.Я. Чаадаев, Н.Г. Чернышевский).
12. Теория русского социализма: А.И. Герцен.
13. Русский консерватизм: С.С. Уваров.
14. Народничество: П.Л. Лавров, П.Н. Ткачёв.
15. Органическая теория государства и демократии И.А. Ильина.
16. Идея соборности В.С. Соловьёва.
17. В.И. Ленин о диктатуре пролетариата и демократии.
18. Анархизм: М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин.
19. Евразийство: Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий.
20. Фридрих Ницше: антропология власти.
21. Огюст Конт: позитивистская методология в понимании социально-политической жизни.
22. Макс Вебер о роли протестантской этики и бюрократии в развитии капитализма, политике, как профессии и призвании, политическом лидерстве.
23. Хосе Ортега-и-Гассет о либеральной демократии и судьбе западноевропейской цивилизации: характеристика массы и проблема насилия; тенденция к примитивизации как фактор политики.
24. Пьер Бурдьё: социальное пространство и символическая власть.
25. Фридрих Август фон Хайек о централизованном управлении и планомерной экономике как «дороге к рабству».
26. Карл Поппер: критика историцизма и концепция «открытого общества».
27. Герберт Маркузе: критическая политическая философия франкфуртской школы, «одномерный человек».
28. Юрген Хабермас: жизненный и системно-инструментальный миры.
29. Мишель Фуко: концепция дисциплинарного общества.
30. Зигмунд Фрейд, Жак Лакан: психоанализ власти.
31. Жан Бодрийяр, Жак Деррида, Жиль Делёз: политика в ракурсе постмодерна.
32. Теория политической системы Дэйвида Истона.
33. Теория политической системы Габриэля Алмонда.
34. Типология политических систем Сеймура Мартина Липсета.
35. Типологизация политических режимов Жана Блонделя.
36. Теории демократии: теория элитистской демократии, теория плюралистической демократии, теория полиархии Роберта Даля.
37. Модели демократии Аренда Лейпхарта.
38. Карл Густав Юнг: идеология и политический миф.
39. Карл Мангейм: идеология и утопия.
40. Вильфредо Парето, Гаэтано Моска, Роберт Михельс: теории элит.
41. Морис Дюверже: взаимосвязь избирательных и партийных систем.
42. Габриэль Алмонд: концепция гражданской политической культуры.
43. Рональд Инглхарт: теория «бесшумной революции».
44. Геополитические доктрины.
45. Глобализация как основная тенденция развития мирового политического процесса. Глобализация и проблемы современной России.
46. Технологии избирательных кампаний: планирование, возможные стратегии, политическая реклама.
Фрагмент для ознакомления
2
XIX в. выступил связующим звеном между разными поколениями (и разными типами) консерваторов – Александровского и Николаевского царствований.
Заслуга определения концепции славянофильства принадлежит графу С.С. Уварову. Он выразил смысл славянофильства в формуле: «православие, самодержавие, народность». Невозможность перенесения в Россию западных политических институтов, осуществления либеральных реформ он обосновывал глубокой религиозностью народа, преданностью его самодержавию, моральным единством. Порядок в стране держится на вере во власть: если исчезнет вера, то исчезнет государство. Именно поэтому, считал С.С. Уваров, необходимо сохранение самодержавия.
14. Народничество: П.Л. Лавров, П.Н. Ткачёв.
На рубеже 60-70-х годов главным направлениям в русском революционно -демократическом движении стало народничество. Взгляды народников, защищавших интересы крестьянских масс, сохраняли преемственность с положениями революционных демократов 60-70-х годов, ибо, по-прежнему, в российском крестьянстве они видели главную силу, способную осуществить в более или менее близком по времени будущем революционный переворот, который разрушит монархию и весь существовавший в стране экономический и социальный порядок.
Лавров считал, что для установления нового, справедливого строя в России нужны критически мыслящие личности, революционеры, и видел только один путь построения справедливого общества — революцию. Со-циальная революция, по Лаврову, должна была произойти в форме полного экономического переворота и полного уничтожения ста¬рых государственных структур.
Основным стержнем преобразованной России Ткачев называл крестьянскую общину — социалистическую по сво¬ему духу. Он был убежден во "врожденности" коммунистических институтов у русского крестьянина. Ткачев проявлял интерес к со¬временным ему западным экономическим теориям, в частности к марксизму, учению Мальтуса и др., и считал, что изучение соци¬альных и экономических процессов общественной жизни чрезвы¬чайно важно.
15. Органическая теория государства и демократии И.А. Ильина.
Для Ивана Ильина государство – это организм, который рождается, живёт, стареет и умирает. Компоненты такого государства составлены из особенностей народа и территории, историческая картина страны накладывает отпечаток на натуру гражданина.
Что касается демократии, в концепции Ивана Ильина, то она тоже должна носить органический характер, но для каждой страны этот политический режим индивидуален и особенен. На такую специфику влияют сразу несколько обстоятельств: территориальные размеры страны, численность населения, климат и природа, национальный состав и история. Он предлагал ограничить всеобщее избирательное право системой цензов, решающую роль в которых должны были играть чистая репутация, образовательный уровень, прохождение определённых ступеней государственной службы или общественного самоуправления.
16. Идея соборности В.С. Соловьёва.
В философском исследовании феномена соборности трудно обойтись без представлений по этой проблематике, имевших место в творчестве русского мыслителя Вл. Соловьева.
Стремление уйти от догматики привело русского мыслителя к абстрактным рациональным построениям, в которых отсутствует живое переживание и живая мысль конкретного человека. Все, что касается простых, и в то же время сущностных качеств личности, в первую очередь феномена веры, требует своего «снятия», «оправдания» на суде разума, являющего в философии Вл. Соловьева, по сути, рассудком, который универсализирует, обобщает, устраняет то, что близко и дорого человеку. Такое понимание веры не приближает к Богу, не способствует установлению непосредственной связи между личностным ядром сознания и Творцом, Который ждет открытого сердца человека. Вера как феномен, укорененный в акте самосознания, в акте «Я», указывает на скрытые возможности сознания, актуализируя которые в процессе жизни каждый может стать богочеловеком, но не по сути, не по природе, а по призванию. Вера и помогает осуществить этот замысел, стать человеку призванным для вечной жизни. Поэтому правильнее понимать веру как доверие Богу, которое размыкает самость и выводит человека Ему навстречу, распахивает внутренний мир для Его принятия, но не для познания. Принимая в свое сердце Создателя, человек не озабочен получением знания о Боге, которое, как и любое другое знание, предполагает в конечном итоге использование предмета познания. Открывая свое сознание Творцу, нужно понимать, что Бог, будучи Светом жизни, освещает и освящает саму сущность личности, позволяя увидеть и свое человеческое достоинство, и свою немощь, греховность, нечистоту. Таким образом, все, что постигается человеком в акте веры – это только его собственный внутренний мир, являющийся той землей, которую необходимо возделывать, преобразовывать и совершенствовать.
17. В.И. Ленин о диктатуре пролетариата и демократии.
Рост революционного движения пролетариата во всех странах вызвал судорожные потуги буржуазии и ее агентов в рабочих организациях найти идейно-политические доводы для защиты господства эксплуататоров. Среди этих доводов особенно выдвигается осуждение диктатуры и защита демократии.
История учит, что ни один угнетенный класс никогда не приходил к господству и не мог прийти к господству, не переживая периода диктатуры, т. е. завоевания политической власти и насильственного подавления самого отчаянного, самого бешеного, ни перед какими преступлениями не останавливающегося сопротивления, которое всегда оказывали эксплуататоры.
«Свобода собраний» может быть взята за образец требований «чистой демократии». Всякий сознательный рабочий, не порвавший со своим классом, поймет сразу, что было бы нелепо обещать свободу собраний эксплуататорам на тот период и в той обстановке, когда эксплуататоры оказывают сопротивление их свержению и отстаивают свои привилегии.
18. Анархизм: М.А. Бакунин, П.А.Кропоткин.
С именем Бакунина связано зарождение и распространение идей так называемого коллективистского анархизма — одного из распространенных в прошлом и нынешнем столетии движений ультрареволюционного социализма. Формирование политических взглядов русского революционера происходило в общественной атмосфере напряженных размышлений и исканий в период после неудачного восстания декабристов. Уже в первых его самостоятельных работах сквозь контуры гегелевского диалектического метода и философии истории проступало оригинальное и политически ориентированное концептуальное мышление.
В истолковании социальных и политических проблем своего времени Бакунин чаще всего использовал естественно-правовую традицию в трактовке прав личности или обязанностей должностных лиц государства, а не формальный догматический анализ существующих государственных законов или иных установлений. Отрицательное отношение к законам и законодательному регулированию у него сложилось под воздействием характерного для анархизма негативистского восприятия любых форм государственной и политической власти и присущих им путей и средств социального регулирования.
Кропоткин стал создателем учения синтетической философии анархокоммунизма, основанного на принципе социальной кооперации и взаимопомощи. В этом смысле его концепция является весьма близкой некоторым современным кооперативным и этическим учениям более широкого социального содержания, а не одной только типичной манифестацией негативного отношения к государственной власти с ее притеснениями, несправедливостью и монополизмом. Судебную власть Кропоткин относил к разряду важного основания для самых различных вариантов организации властвования в обществе, однако в отношении суда, назначаемого государством, он полагал, что суд и государство в таком случае становятся «необходимым последствием» друг друга (узаконенная месть, именуемая правосудием).
19. Евразийство: Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий.
Важное место в мировоззрении Трубецкого занимают вопросы национальной самобытности. Вслед за Данилевским в своей ранней работе «Европа и человечество» (1920) он критикует отождествление интересов и ценностей «романогерманцев» с интересами и ценностями всего человечества. В вопросах национальной политики он предостерегает от крайностей шовинизма(проповеди национальной исключительности) и космополитизма (отрицания национального фактора). Существуют автономные культурные образования и подлинная коммуникация между ними возможна только через «антропологическое смешение», в противном случае будет лишь суррогат заимствования.
Савицкий один из главных его теоретиков и политических лидеров.
Создал базовые для евразийства теории месторазвития, хозяйстводержавия, циклов экономической истории, циклов евразийской истории. Был создателем новой науки — кочевниковедения, создателем евразийской версии русской геополитики, внес вклад в географию, экономику, политологию, литературоведение, искусствоведение, историю и т. д. Особый интерес вызывало у Савицкого взаимодействие русского этноса с монгольским, от которого русские, по мнению Савицкого, унаследовали «чувство континента».
20. Фридрих Ницше: антропология власти.
Главное достояние человека – внутренняя свобода. Отвергает идеи Декарта. Самодавлеющий образ сознания он заменяет самодавлеющим образом воли.
Учение о вечном возвращении. Бессмертие – «вечное возвращение», кольцо рождений и умираний, внутри которого человечество обречено бессмысленно страдать без надежды вырваться из него. Никакого загробного блаженства – лишь бесконечное повторение одних и тех же ошибок, одних и тех же мучений. Власть в понимании Ницше, в первую очередь, - власть над собой. Именно за ее добровольную передачу в чужие руки – в руки Бога, за призыв к отказу от самостоятельного решения своей жизни, Ницше яростно ополчается против христ. ценностей терпения и смирения.
Разделение на низшие и высшие сословия у Ницше: единственная аристократия – это аристократия духа. Низшие – масса, трусливо и раболепно принимающая нормы общества. Идеал аристократизма – Сверхчеловек.
21. Огюст Конт: позитивистская методология в понимании социально-политической жизни.
Роль Конта в истории социологии весьма противоречива. Почти полностью синтезировав многие основные идеи обществоведения своего времени, он заострил их против спекулятивно-умозрительного подхода к общественной жизни и теологических концепций. Апелляция к положительному знанию, признание закономерности исторического процесса, внимание к изучению социальных институтов и структуры общества — все это оказало в свое время сильное влияние на развитие