Фрагмент для ознакомления
2
Большое значение в процессе управления финансовыми резуль¬татами отводится экономическому анализу, основными задачами которого являются: систематический контроль за формированием финансовых результатов; определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты; выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины; оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности; разработка рекомендаций по использованию выявленных ре-зервов. В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой при¬были, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. Рентабельность – это относительный показатель, характеризующий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности; определяются делением прибыли на любой показатель.
Рентабельность продукции – отношение прибыли к себестоимости.
Рентабельность продаж – отношение прибыли к сумме выручки.
На изменение рентабельности продукции (продаж) влияют факторы: объем реализации продукции (VPП); ее структура (УДi); себестоимость (Сi) и уровень среднереализационных цен (Цi).
18. Анализ структуры и динамики себестоимости продукции по элементам затрат и статьям калькуляции
Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются резуль¬таты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Объектами анализа себестоимости продукции являются следу¬ющие показатели: полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат; затраты на рубль выпущенной продукции; себестоимость отдельных изделий; отдельные статьи затрат; центры ответственности. При анализе затрат по экономическим элементам основной задачей анализа является установление структуры этих затрат и ее изменение в отчетном году по сравнению с предыдущим, а также изучение соотношения отдельных элементов в общей сумме затрат, что имеет большое значение не только при решении вопросов размещения, но и для выявления тех ресурсов, которые занимают наибольший удельный вес в затратах себестоимости продукции. Наряду с анализом изменения структуры затрат на производство продукции необходимо также проанализировать изменения затрат в зависимости от места их возникновения, то есть по статьям калькуляции отклонения затрат по той или иной статье, а отношения по каждой статье к полной себестоимости предыдущего года – степень влияния данного отклонения на отклонения себестоимости в целом.
Основными источниками резервов снижения себестоимости промышленной продукции (Р↓С) являются: 1) увеличение объема ее производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия (Р↑VВ); 2) сокращение затрат на ее производство (P↓3) за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокра¬щения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д.
19. Маржинальный анализ себестоимости продукции (работ, услуг)
Маржинальный анализ - анализ соотношений показателей трех групп: объем, себестоимость и прибыль, при этом себестоимость подразделяют на переменные и постоянные расходы и рассчитывают величину маржинальной прибыли. Основные возможности маржинального анализа: 1) анализ безубыточного объема продаж (или порога рентабельности, мертвой точки, точки безубыточности, окупаемости издержек) при заданных величинах цены, постоянных и переменных расходов; 2) анализ зоны безубыточности предприятия; 3) анализ необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли; 4) анализ критического уровня постоянных расходов при заданном уровне маржинальной прибыли; 5) анализ критической цены реализации продукции при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных расходов. Известно, что: Прибыль = Доход от реализации – Переменные издержки – Постоянные издержки. Маржинальный доход (МД) предприятия – это доход от реализации продукции ми¬нус сумма переменных издержек. Он включает в себя постоянные затраты и прибыль. МД на единицу продукции – разность между ценой еди¬ницы продукции и переменными затратами на нее.
Маржинальный анализ позволяет: – более точно оценить влияние факторов на изменение сум¬мы прибыли и на этой основе более эффективно управлять про¬цессом формирования и прогнозирования ее величины; – определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной вели¬чине соответствующих факторов; – установить зону безопасности (зону безубыточности) пред-приятия; – рассчитать необходимый объем продаж для получения задан¬ной величины прибыли; – обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов обору¬дования, технологии производства, приобретения комплектую¬щих деталей и другие с целью минимизации затрат и увеличе¬ния прибыли. Точка безубыточности (ТБ) - это такой объем продаж, при котором выручка равна себестоимости, при этом себестоимость разделена на переменные и постоянные расходы. Расчет ТБ можно производить тремя методами:1) аналитическим, 2) маржинальным, 3) графическим. Аналитический метод основан на делении суммы постоянных затрат на разницу между ценой единицы и переменными затратами на единицу продукции. Маржинальный метод основан на расчете величины маржинальной прибыли на единицу продукции, ТБ определяется делением суммы постоянных расходов на маржинальную прибыль на единицу продукции . 3) Графический метод означает построение четырех графиков: постоянных расходов, переменных расходов, себестоимости реализованной продукции и выручки от реализации продукции, в одной системе координат в зависимости от объема продаж в натуральных единицах измерения.
20. Анализ материальных затрат в себестоимости продукции (работ, услуг) по данным калькуляций
При анализе использования материальных ресурсов по статьям калькуляции изучается изменение прямых материальных затрат и материальных затрат в составе комплексных статей себестоимости (общепроизводственных расходов, общехозяйственных расходов, потерь от брака, расходов по подготовке и освоению производства). Анализ проводится по всему предприятию, по центрам ответственности и местам возникновения затрат, а также по отдельным видам продукции на основе калькуляций.
По статьям калькуляции – может быть по группам статей калькуляции, в целом по предприятию и местам возникновения затрат, отдельным видам изделий.
- сырье и материалы
- топливо и энергия на технологические цели
Факторы по абсолютным показателям:
- Объем продукции
- Структура продукции
- Уровень затрат
- Цены на материальные ресурсы
Факторы по относительным показателям:
Более глубокий анализ должен осуществляться по отдельным видам выпускаемой продукции. Для этого следует составлять нормативные, плановые и отчетные калькуляции затрат на важнейшие или на все виды продукции. При сопоставлении отчетных калькуляций с плановыми калькуляциями выявляются отклонения от плана по отдельным статьям затрат и оценивается текущая работа управленческого персонала. При сопоставлении отчетных калькуляций с нормативными калькуляциями - резервы снижения себестоимости.
Для составления нормативных и плановых калькуляций следует иметь нормы (плановую величину) расхода материальных ресурсов на единицу изделий, а также величину нормативной или плановой заготовительной себестоимости единицы используемых материальных ресурсов. Нормы расхода материалов могут устанавливаться как расчетно-аналитическим, так и опытно-статистическим методом. В заготовительную себестоимость включается отпускная цена материала (без НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей), таможенные пошлины, надбавки посредников, транспортно-заготовительные расходы. При анализе отклонений фактических затрат материалов по сравнению с нормативными затратами выявляются резервы снижения себестоимости продукции. Калькуляции выявляют эффективность работы менеджмента и резервы.
Наибольший эффект такого анализа – по массовым и крупносерийным производствам.
При анализе прямых материальных затрат следует выделить влияние определенных факторов:
- изменения объема продукции,
- изменения структуры продукции с точки зрения ее материалоемкости,
- изменения удельного расхода материалов на единицу продукции (так называемого фактора норм ΔН),
- изменения заготовительной себестоимости материальных ресурсов (так называемого фактора цен ΔЦ).
Анализ влияния указанных факторов производится аналогично расчетам влияния факторов на себестоимость продукции
21. Анализ комплексных статей затрат в составе себестоимости продукции (работ, услуг)
Косвенные затраты в себестоимости продукции представлены такими комплексными статьями:
1. Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования,
2. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы,
3. Коммерческие расходы.
Анализ этих расходов производится путем сравнения фактической их величины на рубль произведенной продукции в динамике за 3-5 лет, а также с плановым уровнем отчетного периода. Такое сопоставление показывает, как изменилась их доля в стоимости выпущенной продукции в динамике и по сравнению с планом и какая наблюдается тенденция — роста или снижения.
В процессе последующего анализа выясняют причины, вызвавшие абсолютное и относительное изменение косвенных затрат. По своему составу это комплексные статьи. Они состоят, как правило, из нескольких элементов затрат.
Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования включают в себя амортизацию машин и технологического оборудования, затраты на их ремонт, эксплуатацию, расходы по внутризаводскому перемещению грузов, износ инструментов и др.
В состав общепроизводственных расходов включаются расходы на обслуживание, организацию структурного подразделения предприятия (цеха, производства, мастерской и т.д.) и управление им.
Общехозяйственные расходы связаны с обслуживанием и организацией производства и управлением предприятием в целом.
Коммерческими расходами называются расходы, связанные с реализацией продукции. К ним относится оплата услуг сторонних организаций, расходы на рекламу, расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции, расходы на погрузку и транспортировку продукции и др.
При анализе расходов на содержание и эксплуатацию машин и оборудования следует учитывать, что некоторые виды затрат, входящие в состав этих расходов (например, амортизация) не зависят от объема производства продукции и являются условно-постоянными. Другие полностью или частично зависят от его изменения и являются условно-переменными. Степень их зависимости от объема производства продукции устанавливается с помощью коэффициентов, величина которых определяется либо опытным путем, либо с помощью корреляционного анализа по большой совокупности данных об объеме выпуска продукции и сумме этих затрат.