Фрагмент для ознакомления
2
Он имеет восточное направление от маяка Амброз. Второй район разделения движения имеет юго-восточное направление и предназначен для судов, прибывающих из Южной Америки, Африки и с Антильских островов. Третий район имеет южное направление и предназначен для судов каботажного плавания. Аналогичным способом установлены районы разделения движения судов и на подходах к другим американским портам.
Одностороннее движение судов у поворотных точек строится на следующем принципе. В зависимости от угла поворота при обходе мыса, острова, маяка устанавливается два, три или четыре колена района разделения движения. По обе стороны от зоны разделения устанавливается путь для одностороннего движения судов. У мыса Саи-Висенти его ширина составляет 3 мили. Судам, огибающим мыс, рекомендуется располагать свои курсы в пределах этого водного пространства.
На североатлантическом направлении организованы сотни регулярных линий судоходными компаниями Великобритании, Германии, Италии, Нидерландов, США, Франции, и других стран. На этих линиях плавают современные многоцелевые суда и суда-контейнеровозы .
В порты европейских стран перевозятся различные машины и оборудование, американский уголь, канадская руда, хлопок, зерно, лесная продукция, химические и другие грузы. Во встречном направлении из Европы, суда везут английский уголь, различные машины и станки в Канаду, высококачественную норвежскую и шведскую железную руду в США. Перевозятся также Различные промышленные изделия, химические, промышленные и продовольственные товары. Преобладание на этом направлении генеральных грузов способствует расширению контейнерных перевозок между портами стран Северной Америки и Европы.
Латиноамериканское направление берет начало в портах Южной Америки и проходит вдоль восточного побережья Южной Америки до Ресифи. Затем трасса прибрежных путей раздваивается. Одна ветвь ее пересекает океан и проходит мимо островов Зеленого Мыса и Мадейра, через пролив Гибралтар в порты Южной, а через пролив Ла-Манш - Западной и Северной Европы; другая - Североамериканская ветвь, пересекает океан в генеральном направлении на Нью-Йорк.
Океанское плавание из восточных портов Южной Америки в Европу осуществляется на протяжении 5-6 тыс. миль, а из северных 3,5 тыс. миль (о. Барбадос - скала Бишоп) .
Из стран Латинской Америки, обладающих разнообразными природными ресурсами, в Европу транспортируется венесуэльская нефть, железная руда, руды цветных и редких металлов, различные зерновые, хлопок, кофе и другие грузы. Во встречном направлении - из европейских стран в Латинскую Америку доставляются промышленные изделия, машины и оборудование, химические, лесные и другие грузы.
Североамериканская ветвь имеет генеральное направление “Север-Юг”. Наибольшая протяженность пути составляет более 6 гыс. миль (Нью-Йорк - Байя-Бланка) и наименьшее - 2 тыс. миль (Нью-Йорк - северные порты Южной Америки). Морские перевозки на этом направлении осуществляются преимущественно на американских судах.
Из стран Южной Америки в США поступает разнообразное сырье (руда, хлопок, кофе, нефть, руды цветных металлов и т. д.); во встречном направлении идут различные машины и оборудование, промышленные товары, зерно, химические и другие грузы.
Европейско-западноафриканское направление пролегает от проливов Ла-Манш (скала Бишоп) и Гибралтара мимо Канарских островов, вдоль западного побережья Африки до Кейптауна. Протяженность его от Ла-Манша 5785 миль, а от Гибралтара 5120 миль в генеральном направлении “Север-Юг”.
Американо-западноафриканское направление имеет два маршрута - из портов Северной Америки в порты Африки и из портов Южной Америки в порты Африки. Из Северной Америки трасса проходит от Нью-Йорка, мимо островов Вознесения и Святой Елены к мысу Доброй Надежды (6785 миль), а из Южной Америки от Ресифи, Рио-де-Жанейро и залива Рио-де-ла-Плата на Кейптаун (около 3500 миль).
На этих направлениях в Европу транспортируются значительные объемы нефти и нефтепродуктов, высококачественной железной, марганцевой и других руд; а в страны Африки и Южной Америки перевозятся машины и оборудование, зерновые, химические и другие грузы.
Особо следует отметить региональный морской путь, пролегающий между портами Балтийского моря и Северного бассейнов России вокруг Скандинавского полуострова. Его протяженность составляет 4 тыс. миль. Причем половина пути проходит в водах Северного Ледовитого океана со сложными гидрометеорологическими условиями, часто повторяющимися штормами и непогодами.
Из портов Балтийского бассейна в Скандинавские страны и порты Северного бассейна России перевозятся нефть и нефтепродукты, уголь, соль, машины и оборудование, включая оборудование для добычи нефти и газа, а также трубы большого диаметра для строительства нефтегазопроводов. Во встречном направлении идет продукция севера - лес и лесоматериалы, апатиты, высококачественная железная и руды редких и цветных металлов, рыба и продукты зверобойного промысла. В последние годы прошлого столетия, в связи с разработкой северных газовых и нефтяных месторождений России, образовался значительный грузопоток нефти и газа в европейские страны - на порты Северного и Балтийского морей .
17. Экономическая характеристика районов, тяготеющих к Каспийскому бассейну.
Россия полностью обеспечена всеми видами минерального сырья и по их разведанным запасам занимает ведущее место среди крупнейших стран мира.
В России сосредоточено более половины мировых запасов угля и торфа, 1/3 нефти и газа, 2/5 железных руд, 2/5 калийных солей, 1/4 фосфоритов и апатитов, 1/15 гидроэнергетических ресурсов и половина мировых запасов древесины .
Промышленность России характеризуется большим разнообразием: до начала кризиса она включала более 400 отраслей и подотраслей.
Однако, не смотря на астрономические суммы дотаций, объем нефтедобычи за последний год сократился на 10%, а добычи угля - на 11% /5, c.11/, что связано с многомиллиардными задолженностями потребителей, гиперинфляцией, падением спроса на мировом рынке.
Однако, если с экономической точки зрения уменьшение добычи нефти, газа и угля несет безусловный вред, то для экологии ситуация совершенно иная: все эти ресурсы относятся к невозобновляемым, и увеличивая их потребление, страна проедает капитал будущих поколений. Среди традиционных для России обрабатывающих отраслей хотелось бы выделить такие, как металлургия, машиеностроение, химическая и нефтехимическая, легкая промышленность .
Центры металлургии расположены, как правило, в непосредственной близости от месторождений руды или источников дешевой энергии. Эта отрасль начала свою историю в 60-х годах XIX века во время промышленного переворота, и с тех пор ее роль в экономике страны вплоть до последнего времени постоянно возрастала. Центрами черной металлургии являются Северо-западный, Центральный, Центрально-Черноземный районы, Западная Сибирь. Цветная металлургия развита на Урале, в Восточной Сибири, на Кольском полуострове
Металлургическое производство тесно связано с развитием машиностроения. До начала нынешнего кризиса в стране производилось порядка 100 тыс. наименований машин и оборудования. Тяжелое машиностроение, ориентированное на источники дешевого сырья, наиболее распространено в таких районах как Урал и Кузбасс .
Энергетическое и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, приборостроение и автомобилестроение больше связаны не с природной а с социальной сферой в географии, а именно - с наличием квалифицированной рабочей силы и близостью научных центров. Такими регионами являются Центральный, Северо-Западный, Поволжский районы. Крупнейше центры точного машиностроения - Москва и Санкт-Петербург.
Важное значение для экономики страны имеет химическая промышленность. Россия имеет весьма неплохие технологии производства синтетического каучука, автопокрышек, химического волокна, пластмассы, синтетических смол. Предприятия этой отрасли расположены по всей стране, и при принятии решения об их размещении важно наличие как сырья, так и квалифицированной рабочей силы (причем этот фактор имеет приоритетное значение) Лесная промышленность ориентируется в основном на сырьевые возможности региона (биосферу), и потому она имеет большое значение для востока страны, богатого таежными лесами. Однако, крупными центрами лесной и особенно целлюлозно - бумажной промышленности являются Карелия и Кольский п-ов, где значительные запасы древесины удачно сочитаются с наличием достаточного количества воды .В настоящее время эта отрасль во всех регионах страны переживает кризис (в 1994 г. производство древесины сократилось на треть по сравнению с 1993) и причины этого - общие для всей экономики: разрыв былых связей, стремительный рост затрат, сокращение рынка и т.д .
Легкая и пищевая промышленность ввиду своей повседневной необходимости ориентированы прежде всего на потребителя (социосферу). Они так или иначе развиты во всех областях, однако о некоторых регионах хотелось бы сказать особо.Наиболее глубокие традиции легкой промышленности имеются в историческом центре страны: Московской, Ивановской, Тульской, Рязанской областях. Здесь производится 1/3 российского трикотажа, 25% всей кожаной обуви
Концентрация предприятий пищевой промышленности связана с районами интенсивного сельского хозяйства: Центральным и Центрально-Черноземным районами, Поволжьем, Северным Кавказом Россия обладает огромным земельным фондом 1.7 млрд га из них сельскохозяйственные угодья составляют 208 млн. га.Из них пашни составляют 125 млн.га. В сельском хозяйстве России большее значение имеет зерноводство. Посевные площади под зерновые культуры составляют составляют 54 млн.га.В области зерновых культур большое значение имеет пшеница. Общая площадь посевов пшеницы составляют 26 млн га. Ежегодно в России производство пшеницы составляет в среднем 44-45 млн. тонн. Из технических культур большое значение имеет сахараная свекла и подсолнечник.
По производству картофеля Россия занимает первое место в мире 38-40 млн. тонн в год.Для развития животноводства Россия имеет благоприятные кормовые базы.В животноводстве имеется большой удельный вес овцеводства,скотоводство,крупный рогатый скот,оленеводство,птицеводство.В животноводстве большое значение имеет скотоводство которое дает 70 % валовой продукции от животноводства.Численность поголовья крупного рогатого скота составляет 36 млн голов.Поголовье свиней в стране составляет 75 млн голов.Животноводство в России развивается в нескольких направлениях – месная, мясо-молочная,молочная,молочно-месная .
Основной сельскохозяйственный потенциал страны сосредотчен на юге, в европейской части и на Урале. В Южной Сибири и на Дальнем востоке также имеются условия для развития сельского хозяйства.
Производство сельхозпродукции в 1994 г составило 91% от уровня 1993 г., а по отношению к 1991 г.- 79% (это 1.4 раза больше, чем показатель по экономике вцелом). Но потреблять все-таки стали меньше: потребление мясных продуктов в 1994 г по сравнению с 1991 сократилось с 69 до 52 кг на человека, молочных продуктов - с 347 до 277 кг., сахара - с 38 до 30 кг.
Протяжённость железнодорожных путей составляет 154 000 км. Из них 75 300 км электрифицированных. Также имеется около 30 000 км не общедоступных железнодорожных путей (на территориях предприятий и в местах разработки полезных ископаемых). По протяжённости железных дорог Россия занимает 2 место в мире после США .
Управление железными дорогами осуществляет Федеральное агентство железнодорожного транспорта России. Хозяйственные функции на подавляющем большинстве железных дорог принадлежат ОАО «Российские железные дороги».
Важнейшая железнодорожная артерия — Транссибирская магистраль.
Важнейшая автомобильная трасса — широтная цепь автодорог «Беларусь» — «Урал» — «Байкал» — недостроенная «Амур» — «Уссури». Основное строительство — автодорога «Амур», основной проект — Скоростная автомагистраль Москва — Санкт-Петербург.
Всего на территории России расположены 1623 аэропорта, 616 из которых оснащены бетонными, и более 1000 — грунтовыми ВПП. По количеству аэропортов Россия занимает 4 место в мире.
На 2006 год зарегистрировано около 5,6 тысяч гражданских воздушных судов.
Грузооборот авиатранспорта в 2006 году составил 2,9 млрд т. км, пассажирооборот — 93,9 млрд пасс. км.
Длина магистральных трубопроводов — 214 тыс. км.
Основные действующие трубопроводы: Балтийская трубопроводная система, Дружба, Ямал — Европа, Уренгой — Помары — Ужгород.
Казахстан — аграрно-индустриальная страна. Продукция машиностроения в общем объёме промышленного производства республики составляет около 8% .
Казахстан производит оборудование для нужд своей горной промышленности. Из произведённого в Казахстане экспортируются: кузнечно-прессовое оборудование (Шымкент), металлорежущие станки (Алма-Ата), аккумуляторы (Талды-Корган), центробежные насосы (Астана), рентгеновское оборудование (Актюбинск) и т. д. Чёрная металлургия Казахстана производит более 12,5 % республиканского объёма промышленной продукции.
По запасам железной руды Казахстан занимает восьмое место в мире. Его доля в мировых запасах составляет 6 %.
Из 8,7 млрд тонн разведанных запасов железной руды 73,3 % являются легко добываемыми. Более 70 % добываемой в стране железной руды уходит на экспорт .
Удельный вес цветной металлургии в общем объёме промышленного производства превышает 12 %.
Добываются производятся медь, свинец, цинк, титан, магний, редкие и редкоземельные металлы.
Казахстан входит в число крупнейших в мире производителей и экспортёров рафинированной меди. Основными импортёрами казахстанской меди являются Италия и Германия.
Казахстан является крупным производителем золота. В стране зарегистрировано свыше 170 золотоносных месторождений.
Предприятия химической и нефтехимической промышленности республики производят пластмассы, химические волокна и нити, шины для автомобилей и сельхозмашин, широкий ассортимент резинотехнических изделий, хромовые соединения, карбид кальция, каустическая сода и др. продукция.
В Казахстане действуют три нефтеперерабатывающих завода, производящие автобензин, дизельное, котельное топливо, авиационный керосин, нефтебитумы и другие нефтепродукты.
Действует крупный комплекс по переработке фосфоритной руды с получением жёлтого фосфора (более 90 % от общего производства бывшего СССР), минеральных удобрений, синтетических моющих средств.
Продукция промышленности строительных материалов в общем объёме промышленного производства Республики занимает более 4 % .
На предприятиях отрасли производится цемент, шифер, асбестоцементные трубы, мягкие кровельные материалы, линолеум, санитарно-строительный фаянс, облицовочные керамические плитки для полов и отделки зданий, панели и другие конструкции для крупнопанельного домостроения, каолин для бумажной промышленности, радиаторы, конвекторы и ряд других видов строительных материалов и конструкций.
Республика располагает достаточными запасами разнообразного сырья для выпуска строительных материалов.
В производстве строительных материалов широкое применение находят отходы промышленности: шлаки металлургических и химических производств, зола теплоэлектростанций и другие вторичные ресурсы.
Сельское хозяйство является важным сектором экономики страны.
По производству зерна Казахстан занимает третье место в СНГ после России и Украины .
На севере Казахстана выращивается яровая пшеница, овёс, ячмень и другие зерновые культуры, а также подсолнечник, лён-кудряш. Развито овощеводство, бахчеводство. Запад славится посевами кукурузы, овощей, подсолнечника и других с\х культур. В 2009 году в Уральске предполагается построить завод по производству подсолнечного масла. Это восполнит дефицит в области, хотя производство в целом составит 4-5 процентов от