Фрагмент для ознакомления
2
О третьем-седьмом прошениях молитвы Господней и о славословии.
Значение слов: «Да будет воля Твоя».
Прошение «да будет воля Твоя» означает, что через это прошение следует просить Бога, дабы все, что мы делаем и что с нами случается, происходило не так, как мы желаем, но как угодно Богу.
Этого не нужно просить потому, что мы часто погрешаем в наших желаниях, а Бог непогрешительно и более чем мы сами желает нам всякого блага и всегда готов его даровать, если тому не препятствуют наше своеволие и упрямство. «Могущему же паче вся творити по преизбыточествию, ихже просим (сделать несравненно больше всего, чего мы просим) или разумеем, по силе, действуемой в нас, Тому слава в Церкви» (Еф.3, 20–21).
Цель произнесения слов: «Яко на небеси и на земли».
Мы просим исполнения воли Божией "на земли" именно так, «яко на Небеси», потому что на Небесах святые Ангелы и люди блаженные – все, без исключения, всегда и во всем исполняют волю Божию.
Понятие о хлебе насущном.
Хлеб насущный – это хлеб, необходимый для того, чтобы существовать, или жить.
С какими мыслями должно приносить Богу прошение о хлебе насущном?
Приносить Богу прошение о хлебе насущном нужно с такими мыслями. Согласно наставлению Господа нашего Иисуса Христа, нужно просить не более как насущного хлеба, т.е. необходимого пропитания и также необходимого для жизни одеяния и жилища; а что сверх этого и не является необходимостью, а служит для удовольствия, то предать это воле Божией и, если дано будет, благодарить Бога; если не будет дано – не заботиться об этом.
Значение слова «днесь».
Повелевается просить насущного хлеба только днесь, т.е. на нынешний день, для того, чтобы мы не заботились о будущем чрезмерно, а надеялись в этом на Бога. «Не пецытеся убо на утрей (не заботьтесь о завтрашнем дне), утрений бо собою печется: довлеет дневи злоба его» (довольно для каждого дня своей заботы). (Мф.6, 34.) «Весть бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех» (что вы имеете нужду во всем этом) (Мф.6, 32).
Насущный хлеб для души.
Под именем «насущный хлеб» можно просить чего-либо и для души. Поскольку человек состоит из телесного и душевного существа, а существо души значительно важнее тела, то можно и нужно просить и для души насущного хлеба, без которого внутренний человек умирает от голода (свт. Кирилл Иерусалимский. Поучение тайноводственное, 4, 15; Православное исповедание, ч.2, вопрос 19).
Насущный хлеб для души – это слово Божие и Тело и Кровь Христовы. «Не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголе (всяким словом), исходящем изо уст Божиих» (Мф.4, 4). «Плоть бо Моя истинно есть брашно (пища), и Кровь Моя истинно есть пиво» (питие) (Ин. 6:55).
Понятие о долгах наших и должниках.
В Молитве Господней под словами «долги наши» следует понимать грехи наши. Грехи называются долгами, потому что мы все получили от Бога и должны все отдать Богу, т.е. все подчинить Его воле и закону; если же не исполняем этого, то и остаемся должниками перед Его правосудием.
Должники наши – это люди, которые не отдали нам того, что должны были отдать по Закону Божию, как, например, проявили не любовь, а вражду.
Ходатайство за нас Иисуса Христа.
При правосудии Божием мы можем надеяться на прощение долгов наших – через ходатайство Господа Иисуса Христа. «Един бо есть Бог, и Един Ходатай Бога и человеков, Человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех» (предавший Себя для искупления всех) (1Тим.2, 5–6).
Условия получения от Бога прощения наших грехов.
Если мы просим у Бога прощения грехов наших, а сами других не прощаем, то не получим и мы прощения. «Аще бо отпущаете (если вы будете прощать) человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный, Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф.6, 14–15)
Заочное примирение с врагом.
Бог не прощает нас, если и мы не прощаем других, потому что мы через это оказываемся злыми и тем удаляем от себя благость и милосердие Божии.
Слова Молитвы Господней «и мы оставляем должником нашим» требуют непременно, чтобы молящийся не имел никакой вражды и гнева, но имел со всеми мир и любовь. "Аще убо (если) принесеши дар твой ко олтарю, и ту помянеши (вспомнишь), яко брат твой имать нечто на тя (имеет что-нибудь против тебя), остави ту дар твой пред олтарем, и шед, прежде смирися (примирись) с братом твоим, и тогда пришед, принеси дар твой» (Мф.5, 23–24).
Если того, кто имеет что-то против меня, нельзя найти вскоре или если он окажется нерасположенным к примирению, то в таком случае достаточно примириться с ним в сердце, перед очами Всевидящего Бога, «Аще возможно, еже от вас (с вашей стороны), со всеми человеки мир имейте» (Рим.12, 18).
Понятие об искушениях.
В Молитве Господней под наименованием «искушение» следует понимать такое стечение обстоятельств, при котором есть близкая опасность потерять веру или впасть в тяжкий грех.
Источники искушений.
Такие искушения приходят от плоти нашей, от мира, или от других людей, и от диавола.
Значение слов: «Не введи нас во искушение».
Словами молитвы «не введи нас во искушение» мы просим, вопервых, о том, чтобы Бог не допустил нас до искушения; во-вторых, о том, чтобы Он, если нужно нам быть испытанными и очищенными посредством искушения, не предал нас искушению совершенно и не допустил нашего падения.
Смысл слов: «Избави нас от лукавого».
Словами молитвы «избави нас от лукаваго» мы просим избавления от всякого зла, какое может нас постичь в мире, который со времени первого греха «весь во зле лежит» (1Ин.5, 19), особенно же от зла греха и от лукавых внушений и наветов духа злобы – диавола.
Цель присоединения к молитве Господней славословия.
К Молитве Господней присоединено славословие, во первых, для того, чтобы мы, прося себе у Отца Небесного милостей, в то же время воздавали Ему справедливое почитание; во-вторых, для того, чтобы мыслью о Его Вечном Царстве, силе и славе все более и более утверждались в надежде, что Он дарует нам просимое, потому что это в его власти и относится к его славе.
Значение слова «Аминь».
Слово «аминь» означает «истинно», или «да будет».
Присоединением слова «аминь» к славословию показывается то, что молитва приносится с верой и без всякого сомнения, как учит Апостол Иаков (Иак.1, 6).
Заповеди Блаженства.
1. Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное.
2. Блажени плачущии, яко тии утешатся.
3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.
4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
5. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное.
9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф.5, 3–12).
Необходимость подвига для достижения надежды спасения.
Чтобы утвердиться в надежде спасения и блаженства, к молитве следует присоединять собственный подвиг для достижения блаженства. О6 этом говорит Сам Господь: «Что же Мя зовете: Господи, Господи, и не творити, яже глаголю?» (Лк.6, 46). «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на Небесех» (Мф.7, 21).
Учение Господа о блаженстве.
Руководством в этом подвиге может быть учение Господа нашего Иисуса Христа, сокращенно предложенное в его изречениях о блаженстве.
Таких изречений девять: 1. Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное. 2. Блажени плачущии, яко тии утешатся. 3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. 4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. 5. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. 6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. 7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. 8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное. 9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф.5, 3–12).
Двойственность сторон в каждой заповеди блаженства.
Обо всех этих изречениях, для правильного их понимания, следует заметить, что Господь предложил в них учение о достижении блаженства так, как именно говорит Евангелие: «отверз уста Своя, учаше». Но будучи кротким и смиренным сердцем, Он предложил учение Свое, не повелевая, а ублажая тех, кто свободно примет и будет исполнять его. Поэтому в каждом изречении о блаженстве рассматривать следует, во-первых, учение, или заповедь, во-вторых, ублажение, или обещание награды.
Первая заповедь.
Первая заповедь Господня для достижения блаженства – желающие блаженства должны быть нищими духом.
Понятие о «нищих духом».
Быть нищим духом означает иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго мы не можем сделать без Божией помощи и благодати; и, таким образом, должны считать, что мы – ничто, и во всем прибегать к милосердию Божию. Кратко, по объяснению святителя Иоанна Златоуста, нищета духовная есть смиренномудрие (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15).
Нищета духовная и материальное богатство.
Быть нищими духом, без сомнения, могут и богатые, если придут к мысли, что видимое богатство тленно и скоропреходяще и что оно не заменяет недостатка благ духовных. «Кая бо польза человеку, Аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (а душе своей повредит)? Или что даст человек измену (какой выкуп) за душу свою?» (Мф.16, 26).
Может ли нищета телесная служить к совершенству нищеты духовной?
Нищета телесная может послужить к совершенству нищеты духовной, если христианин избирает ее добровольно, для Бога. О6 этом сказал Сам Господь Иисус Христос богатому: «Аще хощети совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на Небеси, и гряди вслед Мене» (Мф.19, 21).
Награда нищим духом.
Нищим духом Господь обещает Царство Небесное
Каким образом она принадлежит им.
Царство Небесное принадлежит им в настоящей жизни внутренне и предначинательно, через посредство веры и надежды, а в будущей – совершительно, посредством участия в блаженстве вечном.
Вторая заповедь.
Вторая заповедь Господня для блаженства – желающие блаженства должны быть плачущими
Понятие о плаче.
В этой заповеди следует понимать под наименованием плача печаль и сокрушение сердца и действительные слезы о том, что мы несовершенно и недостойно служим Господу или даже заслуживаем Его гнев нашими грехами. «Печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает (печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению): а сего мира печаль смерть соделовает» (2Кор.7, 10).
Награда плачущим.
Господь особенно обещает плачущим, что они утешатся.
Здесь разумеется утешение благодатное, состоящее в прощении грехов и в мире (в умиротворенной) совести. Это обещание соединено с заповедью о плаче для того, чтобы печаль о грехах не доходила до отчаяния.
Третья заповедь.
Третья заповедь Господня для блаженства – желающие блаженства должны быть кроткими.
Понятие о кротости.
Кротость есть тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, дабы никого не раздражать и ничем не раздражаться.
Действия христианской кротости.
Особые действия кротости христианской – не роптать не только на Бога, но и на людей, и когда происходит что-либо, что против желаний наших, не предаваться гневу, не превозноситься.
Награда кротким.
Господь обещает кротким, что они наследуют землю.
Это обещание нужно понимать так, что в отношении последователей Христовых оно, вообще, есть предсказание, которое исполнилось буквально, ибо постоянно кроткие христиане, вместо того, чтобы быть истребленными яростью язычников, наследовали вселенную, которой прежде обладали язычники. Кроме того, значение этого обетования по отношению к христианам вообще и к каждому в частности есть то, что они получат наследие, по выражению Псалмопевца, «на земли живых», там, где живут и не умирают, т.е. получат вечное блаженство (Пс.26, 13).
Четвертая заповедь.
Четвертая заповедь Господня для блаженства – желающие блаженства должны быть алчущими и жаждущими правды.
Понятие о правде.
Хотя следует понимать под именем правды всякую добродетель, которую христианин должен желать как пищу и питие, но преимущественно нужно подразумевать ту правду, о которой в пророчестве Даниила сказано: «приведется правда вечная», т.е. совершится оправдание человека, виновного перед Богом, – оправдание посредством благодати и веры в Господа Иисуса Христа (Дан.9, 24). Об этой правде говорит Апостол Павел: «Правдаже Божия верою Иисус Христовою во всех и на всех верующих: несть бо разнствия (различия), вси бо согрешиша и лишени суть славы Божия, оправдаеми туне (даром) благодатию Его, избавлением (искуплением), еже о Христе Иисусе, егоже предположи Бог очищение верою в крови Его (Которого Бог предложил в жертву умилостивления через пролитие Крови Его), в явление правды Своея, за отпущение (в прощение) прежде бывших грехов» (Рим.3, 22–25).
Объяснение слов: «Алчущие и жаждущии правды».
Алчущие и жаждущие правды – это те, кто любит делать добро, но не считает себя праведником, не полагается на свои добрые дела, но признает себя грешным и виновным перед Богом и кто желанием и молитвой веры как духовной пищи и пития алчет и жаждет благодатного оправдания через Иисуса Христа.
Что значит «насытятся»?
Здесь насыщение означает следующее. Подобно тому, как насыщение телесное приносит, во-первых, прекращение чувства голода и жажды, вовторых, подкрепление тела пищей, насыщение духовное означает, вопервых, внутреннее успокоение помилованного грешника, во-вторых, приобретение силы для делания добра, а эта сила подается благодатью оправдывающей. Впрочем, совершенное насыщение души, сотворенной для наслаждения бесконечным благом, последует в Жизни Вечной, по изречению Псалмопевца: «насыщуся, внегда явитимися славе Твоей» (когда откроется слава Твоя) (Пс.16, 15).
Пятая заповедь. Пятая заповедь Господня для блаженства – желающие блаженства должны быть милостивы.
Общий ее смысл.
Исполнять эту заповедь следует посредством дел милости – телесных и духовных, ибо, как говорит святитель Иоанн Златоуст, различен милования образ и широка заповедь сия (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15).
Дела милости телесные и духовные.
Телесные дела милости таковы: 1. Алчущего напитать. 2. Жаждущего напоить. 3. Одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой одежде. 4. Посетить находящегося в темнице (в заключении). 5. Посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти. 6. Принять в дом странника и предоставить ему отдых. 7. Погребать умерших в убожестве (в бедности, в нищете).
Духовные дела милости суть следующие. 1. Увещанием обратить «грешника от заблуждения пути его» (от ложного пути его) (Иак.5, 20). 2. Неведущего научить истине и добру. 3. Подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или в случае незамечаемой им опасности. 4. Молиться о нем Богу. 5. Утешить печального. 6. Не воздавать за зло, которое сделали нам другие. 7. От всего сердца прощать обиды.
Наказание виновных.
Заповеди милости не противоречит, если по правосудию наказывают виновного, если делают это по долгу и с добрым намерением, т.е. чтобы исправить его или чтобы оградить невиновных от его преступлений.
Здесь подразумевается помилование от вечного осуждения за грехи на Суде Божием
Значение награды милостивым.
Господь обещает милостивым, что они помиловани будут
Шестая заповедь блаженства.
Шестая заповедь Господня для блаженства – желающие блаженства должны быть чисти сердцем
Отличие чистоты сердца от искренности.
Чистота сердца – это не совсем то же, что чистосердечие. Чистосердечие, или искренность, согласно которой человек не показывает лицемерно добрых расположений, не имея их в сердце, но добрые расположения сердца проявляет в добрых поступках, есть только низшая степень чистоты сердца. Этой последней человек достигает постоянным и неослабным подвигом бдения над самим собой, изгоняя из сердца своего всякое незаконное желание и помышление и всякое пристрастие к земным предметам и непрестанно сохраняя в сердце памятование о Боге и Господе Иисусе Христе с верой и любовью.
Объяснение награды.
Господь обещает чистым сердцем, что они Бога узрят.
Это обещание следует понимать так, что слово Божие уподобляет сердце человеческое оку и приписывает совершенным христианам «просвещенна очеса сердца» (Еф.1, 18). Как чистое око способно видеть свет, так чистое сердце способно созерцать Бога. Поскольку же лицезрение Божие есть источник вечного блаженства, то обещание узреть (увидеть) Бога есть обещание высокой степени блаженства вечного.
Седьмая заповедь.
Седьмая заповедь Господня для блаженства – желающие блаженства должны быть миротворцы.
Образ исполнения ее.
Исполнять эту заповедь нужно так. Мы должны поступать со всеми дружелюбно и не подавать повода к несогласию; случившееся несогласие всевозможными средствами прекращать, даже поступаясь нашим правом, если только это не противоречит долгу и ни для кого невредно; стараться и других враждующих между собой примирять постольку, поскольку имеем возможность, а если не можем, то молить Бога об их примирении.
Великое значение наречения миротворцев сынами Божиими.
Господь обещает миротворцам то, что они нарекутся сынами Божиими.
Это обещание означает высоту подвига миротворцев и уготованной им награды. Поскольку они подвигом своим подражают Единородному Сыну Божию, пришедшему на землю примирить согрешившего человека с правосудием Божиим, то им обещается благодатное имя сынов Божиих и, без сомнения, достойная этого имени степень блаженства.
Восьмая заповедь.
Восьмая заповедь Господня для блаженства – желающие блаженства должны быть готовы претерпеть гонение за правду, не изменяя ей.
Качества, требуемые этой заповедью.
Этой заповедью требуются следующие качества: правдолюбие, постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение, если ктолибо подвергается бедствию или опасности за то, что не хочет изменить истине и добродетели.
Награда.
Господь обещает гонимым за правду Царство Небесное как бы взамен того, чего лишаются они через гонение, подобно тому, как оно обещано нищим духом в восполнение чувства недостатка и скудости.
Девятая заповедь.
Девятая заповедь Господня для блаженства – желающие блаженства должны быть готовы с радостью принять поношение, гонение, бедствие и самую смерть за имя Христово и за истинную православную веру.
Общий смысл и значение этой заповеди.
Подвиг, согласно этой заповеди, называется подвигом мученическим.
Господь обещает за этот подвиг великую награду на Небесах, т.е. преимущественную и высокую степень блаженства.