Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С давних пор социум интересовался проблемой, что собой представляет человек и каков его внутренний мир, чем обусловливаются закономерности и причины его поступков, поведения в социуме, что такое мышление, сознание, творчество и каковы их механизмы.
Накопление психологических знаний совершалось в различных научных областях и сферах человеческой деятельности, - везде, где необходимы были знания о поведении людей и их душевном мире. По мнению одних авторов, слово «психология» появилось в литературе в XVI веке, по мнению других - в XVIII. Мнения историков по поводу того, как возникло слово «психология», расходятся. В буквальном переводе с греческого оно означает «учение о душе» или «наука о душе» - соответствующие греческие корни psyche (душа) и logos (наука, учение).
И в житейской психологии, и в искусстве чаще применяется понятие «душа», понятие «психология» употребляется реже. И, наоборот, в научных отраслях понятие «душа» сегодня используется довольно редко; научным, в большей степени считается понятие «психика».
Психологические знания как знания о внутреннем мире человека могут иметь разнообразные источники. Не случайно понятия «психология» и «психологический» можно встретить не только в научной психологии, но и в обыденной жизни, и в искусстве.
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого.
Понятие и сущность психологического знания
Понятие «психология» (от греч. «рsyche» - душа и «logos» - знание, наука) нередко употребляется не только в научном, но и житейском смысле. Содержание житейской психологии отражается в жизненном опыте человека и находит свое отражение в притчах, поговорках, традициях, ритуалах, которые закрепляют в себе многовековую народную мудрость.
Понятие «знание» применяется в часто употребляемой системе «знания - умения - навыки». При этом навыки и умения в данной системе рассматриваются как формы познавательной активности субъекта, которые указывают на ее операционально-динамическую составляющую. Умения и навыки субъектны, и характеризуют способность индивидуума к изменениям объекта в соответствии с закономерностями его личного существования. Знание же всегда предметно, и воспроизводит объект в свойственных ему закономерностях.
При анализе психологии с точки зрения науки зачастую применяется понятие «отрасль знания». На данный факт указывают многие ученые, в частности В.И. Гинецинский, который в своем научном труде «Пропедевтический курс общей психологии» устанавливает признаки, характеризующие психологическое знание. По его мнению, психологическое знание представляет собой результат субъективации (осмысления) предварительно объективированных результатов познавательной активности, а психология, как наука - это объективное знание о субъективной реальности.
Беглый анализ структуры психологического знания помогает не только его систематизировать, но и сделать определенные выводы относительно его строения и характера.
В структуре данного знания можно выделить составляющие, которые являются стандартными компонентами любого научного знания и служат «скелетом» системы познания в любой научной отрасли. Вместе с тем в психологии и структура данного каркаса, и отдельные его составляющие обладают определенной особенностью. Так, существенное значение имеют базовые «идеологии» и знание контекста, которые для многих наук мало актуальны.
Психологическое знание довольно бессистемно. Выстроить какую-нибудь единую «пирамиду» такого знания не представляется возможным. В принципе, существует возможность выстроить несколько подобных «пирамид» - на идейно-методологической основе бихевиоризма, психоанализа, когнитивизма и др., каждая из которых будет стоять особняком. Но каждая из аналогичных «локальных пирамид», скорее всего, окажется очень изменчивой, так как даже знание, накопленное в рамках одного идейно-методологического направления, сложно вложить в единую систему. Некоторые же компоненты психологического знания, такие как инструментальные технологии, могут вообще остаться за пределами данных конструкций.
Психологическое знание релятивно, причем выделяются три важнейших составляющих данной релятивности. Во-первых, то, что признается знанием в рамках одних психологических направлений и школ, далеко не всегда признается подобным с позиций других, т.е. психологическое знание неотъемлемо от конкретного идейно-методологического контекста его производства. Во-вторых, оно неотделимо от конкретного объекта и той социокультурной микро- и макросреды, в которую этот объект погружен, а знание, приобретенное применительно к одной конкретной культуре, часто оказывается неприменимой к другим культурам. В-третьих, психологическое знание ситуативно, т.е. зависит от конкретной ситуации его получения: так, коэффициенты корреляции, которые были получены на одной и той же выборке через определенное время, всегда оказываются несколько другими.