- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Под коммуникативными блоками имеются в виду такие составляющие анкеты, которые направлены не непосредственно на сбор ответов, а на его организацию. Речь об обращении к респондентам, преамбуле к анкете, инструкции о ее заполнении, выражении благодарности и
- Готовые работы
- Ответы на билеты
- Общая социология
56 страниц
0 источников
Добавлена 01.09.2020 Опубликовано: stuservice
1210 ₽
2421 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Фрагмент для ознакомления 2
Эпиграф к анкете. Эпиграф, как известно, выполняет "настраивающую" функцию, задает определенное направление мыслям читателя. Так, несколько лет назад были отпечатаны анкеты о труде. На их титульном листе были помещены высказывания о роли труда, принадлежащие знаменитым людям. Совершенно очевидно, что выполняя роль определенных ориентиров, эти эпиграфы создают впечатление о тенденциозности анкеты. Они навязывают опрашиваемым определенное отношение, заставляют их отвечать в соответствии с духом тех высказываний, которые напечатаны на титуле. Поэтому употребление эпиграфов, касающихся содержания исследования, неприемлемо.
Другое дело, если эти эпиграфы подчеркивают роль общественного мнения, важность мыслить самостоятельно, необходимость участвовать в обсуждении общественно важных проблем. Такие эпиграфы активизируют респондентов, и их роль в формировании мотивации к участию в опросе чрезвычайно положительна ( надо отметить, что случаи, когда анкету снабжали каким-либо эпиграфом, пока крайне редки ).
Обращение к респондентам. Ни у кого не вызывает сомнения, что любой текст, предназначенный для восприятия кем-то помимо автора и побуждающий к каким-либо действиям, должен быть снабжен обращением. В анкетах обычно используются такие обращения, как "молодой человек", "девушка", "уважаемый ..." и т. п. Поскольку работа с анкетой должна осуществляться одним человеком, естественно, что обращение6 формулируется в единственном числе.
Объективка. Объективку можно назвать, конечно, не столько чисто коммуникативным, сколько содержательным блоком вопросов о социально-демографических характеристиках респондентов. В то же время это как бы визитная карточка респондента, его схематичный автопортрет, и полное отсутствие объективки нередко воспринимается участниками опроса как существенный недочет в организации общения с ними. Поэтому о ней правомерно говорить наряду с другими коммуникативными блоками.
Где расположить объективку? Так как ее вопросы являются, как правило, для респондентов нетрудными, ее располагают либо в начале, либо в конце анкеты. Так, в первом случае это объясняется необходимостью подготовить респондента к ответам на более сложные вопросы, во втором --- наоборот, предполагая усталость от работы с анкетой. В пользу того, чтобы размещать ее в конце анкеты, говорит и тот факт, что сопряженность актов доверия распространяется и на объективку, поэтому при размещении в конце респонденты ее обычно и заполняют. Если же с нее анкета начинается, у респондента могут возникнуть сомнения в анонимности опроса, особенно если речь идет о выяснении знаний и внутренних состояний. Когда же основной целью является сбор сведений о фактах, не затрагивающих интимных или острых вопросов, то начало анкеты с объективки незначительно влияет на нежелание респондентов участвовать в опросе и в конечном счете на их качество.
Если же решено объективкой анкету начать, то не следует сразу задавать социально-демографические вопросы. Целесообразным и более вежливым будет вставить преамбулу, например: "Для того, чтобы быть уверенными, что мы опросили все основные группы молодежи, просим Вас сначала сообщить самые общие сведения о себе".
Чем закончить анкету? Для любого вежливого человека естественно в конце общения, происшедшего по его инициативе и удовлетворившего как-то его интересы, выразить благодарность. Желательно в конце анкеты помещать высказывания: "Большое спасибо за ответы", "Спасибо Вам за помощь", "Благодарим за участие в исследовании" и т. п.
Однако нередко прежде чем закончить общение, социолог интересуется у опрашиваемых, насколько интересным, полезным или своевременным считают они опрос ("Насколько важным считаете Вы проведение данного опроса?"). Кроме того, некоторые анкеты заканчиваются предложением участвовать в последующих опросах ("Если Вам представляется полезным проведение опросов и Вы хотите принимать в них участие, оставьте, пожалуйста, свои данные"). Наконец, некоторые исследователи считают необходимым, прежде чет попрощаться с респондентом, предоставить ему еще одну возможность высказаться или дописать то, что он не сообщил в своих ответах. Поэтому встречаются и такие предложения: "Ваши замечания, предложения, соображения по поводу опроса Вы можете изложить на свободном месте" ( в таких случаях респонденты имеют возможность написать что-либо на полях, на обложке анкеты, что некоторые и делают ).
Обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова:
Введение, в котором указано: кто (организация или научное учреждение, но ни в коем случае не авторы анкеты, ибо это может быть неверно воспринято респондентом и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и прочие "организационные" моменты.
Вступительные вопросы. (контактные вопросы ).
Основные вопросы.
Заключительные вопросы ( см. выше : Чем закончить анкету?).
"Паспортичка". (Сведения о демографических данных опрашиваемого).
Благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так как во введении пишут: "Заранее благодарим Вас за сотрудничество".
Виды вопросов.
Открытые вопросы - вопросы без вариантов ответов ; они хороши на стадии проб, определения области исследования и в функции контрольных. Предполагается, что ответ в свободной форме позволяет выявить доминанту мнений, оценок, настроений : люди отмечают те стороны явлений или говорят о том, что волнует их больше всего, о том, что доминирует в их сознании. Но самое главное состоит в том, что, реагируя на вопрос без подсказки вариантов ответа, люди лучше проявляют особенности своего повседневного, обыденного сознания, свой образ мыслей. Недостаток открытых вопросов - трудности обработки данных. Пространные ответы предполагают последующую группировку и часто квантификацию, а контент-анализ ответов - процедура сложная и трудоемкая. Но самое главное - здесь требуется высокое искусство "расшифровки" реальных смыслов, вкладываемых респондентами в их суждения, ибо "практическое сознание" не является прямым аналогом теоретического, которое социолог использует в подобных операциях контент-анализа.
Закрытые вопросы - вопросы с вариантами ответов ; они позволяют более строго интерпретировать ответ. Рамки соотнесения оценок и суждений определяются здесь набором единых для всех опрошенных вариантов ответа. Исследователь имеет более надежные основания, чем при открытых вопросах, сопоставлять данные в равных условиях.
40. Понятие «среднего класса» в социологии
СРЕДНИЙ КЛАСС – часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классом. Впервые понятие «средние слои» применительно к обществу начал употреблять еще Аристотель. Именно он высказал идею, которая с тех пор регулярно повторяется многими учеными: чем больше будет эта средняя часть общества, тем стабильнее будет и само общество. В 20 в. понятие «среднего класса» получило очень широкое распространение, поскольку именно в это время наблюдалось его резкое численное увеличение. Анализом среднего класса занимались Макс Вебер, Норман Элиас, Л.Уорнер, Д.Голдторп и др. Даже марксисты, несмотря на абсолютизацию биполярности классовой структуры (пролетариат – буржуазия), признавали существование среднем классе, относя его к промежуточным социальным группам. Наиболее глубоко и всесторонне проблемы среднего класса рассматриваются в рамках стратификационного (функционального) подхода в социологии. Чаще всего в качестве основных объективных критериев называют уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду. Кроме этих объективных критериев большую роль играет субъективное восприятие человеком своего положения – то есть его самоидентификация как представителя «социальной середины». Существует два подхода к характеристике структуры среднего слоя. Одни ученые рассматривают средний класс как некое довольно однородное образование. При этом подчеркивается, что представитель среднего класса имеет более высокий доход и более выгодные условия труда, чем люди из низшего класса, но у него менее выгодные позиции по этим же параметрам, чем у людей, относящихся к высшему классу. Более распространен второй подход, сторонники которого подчеркивают неоднородность среднего класса.» класса (класса собственников) неуклонно сокращается и, наоборот, увеличивается количество
В развитых странах средний класс составляют в основном предприниматели, интеллигенция, служащие, представители творческих профессий, высококвалифицированные рабочие.
41. Виды социологического исследования
По способу познания социологические исследования могут быть:
Теоретическими исследованиями. Их специфика состоит в том, что исследователь работает не с самим объектом, а с понятиями, которые отражают данный объект.
Эмпирическими исследованиями. Главным содержанием данных исследований являются поиск и анализ фактических, а также реальных сведений об объекте.
По применению конечных результатов социологические исследования разделяются на:
Эмпирические исследования. Они носят прикладной характер. Это значит то, что полученные результаты находят свое практическое применение в самых различных областях общественной жизни.
Фундаментальные исследования. Данные исследования направленные на становление науки. Они традиционно осуществляются по инициативе ученых, кафедр, университетов, а также проводятся академическими учреждениями для того, чтобы проверить самые различные теоретические гипотезы и теории. Прикладные исследования. Они нацелены на разрешение практических задач.
В основном заказчиками эмпирических исследований являются коммерческие структуры, политические партии, государственные учреждение, а также органы местного самоуправления.
В зависимости от повторяемости исследований, принято выделять:
Разовые исследования. С их помощью можно получить представления о состоянии, а также положении определенного социального объекта, явления или процесса в определенный период времени.
Повторные исследования. Они применяются для определения динамики, а также изменений в их формировании.
По характеру поставленных целей и задач, социологические исследования делятся на:
Разведывательные исследования. Они еще имеют такие названия как пилотажные или зондажные. При помощи данных исследований можно разрешать довольно ограниченные задачи;
Описательные исследование. Они проводится по полной, достаточно разработанной программе, а также на основе апробированного инструментария. Данный вид исследований с основном используется тогда, когда объектом является довольно большая общность людей, которая отличается различными характеристиками. Примером может являться население города, района, области, где живут и работают люди самых различных возрастов, степени образования, семейного положения, материального обеспечения и т.д.;
Аналитические. Основная цель данных исследований состоит в наиболее углубленном исследовании явления. Они применяются в ситуации, когда необходимо не только описать структуру и выяснить, что определяет его главные количественные и качественные характеристики. По применяемым способам сбора социологической информации аналитическое исследование имеет комплексный характер. В нем используются самые разнообразные формы опроса, анализа документов, наблюдения, которые в свою очередь дополняют друг друга.
42. Опрос в социологическом исследовании, его основные виды и особенности
Опрос - метод сбора первичной социологической информации посредством вопросов к определенной группе людей (респондентов).
Виды опросов
• письменные (анкеты, тесты)
• устные (интервью)
• очные
• заочные
Специфика опросов
Источником информации является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами. В этой информации социальная реальность преломляется в индивидуальном сознании.
Опрос - это разновидность общения, и его результаты зависят от ряда обстоятельств:
• психологическое состояние респондента в момент опроса;
• ситуация опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения);
• содержание анкеты или устного вопроса (проблема применения вопросов различных типов и их адекватного понимания респондентом)
Различают вопросы:
o открытые
o закрытые (с перечнем вариантов ответов)
o прямые, личные
o косвенные, безличные
• проблема достоверности информации.
• качество работы анкетера или интервьюера. Подразумевается, что опрос как общение связан с общими принципами общения. Здесь важно учитывать стереотипы восприятия речи и внешности, последовательность действий.
Социальная и социологическая роль опросов
Задача опросов в обществе - обеспечить двухсторонний поток информации между управляющими и управляемыми, предоставить данные необходимые для принятия решений.
Для социологии опрос при правильном применении позволяет получить сведения о субъективном мире людей, их мнениях, склонностях, мотивах действий.
Обычно опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется с помощью статистических методов и должна представлять собой микромодель генеральной совокупности, т.е. модели исследования. Свойства выборки представлять свойства генеральной совокупности называется репрезентативностью.
43. Методы изучения документов в социологии
Это метод сбора первичной информации, главным источником которой выступают документы. Документы - это печатные, рукописные и т.п. материалы, которые создаются для хранения информации.
Виды документов различаются:
1. По способу хранения информации
2. По характеру источника (официальные, неофициальные)
Анализ документов имеет проблему достоверности информации и надежности документов. Она решается в ходе отбора документов для определенных исследований, и в ходе внутреннего и внешнего анализа содержания документов. Внешний анализ - изучение обстоятельств возникновения документов. Внутренний анализ - изучение особенностей содержания, стиля документа.
Виды анализа:
• качественный (углубленное логическое и стилистическое изучение документа). Он ориентирован на прослеживание, воссоздании индивид. истории автора. Он применяется для анализа уникальных личных документов и примыкает к направлению понимающей социологии.
• качественно-количественный (контент-анализ). Суть данного метода заключается в том, чтобы воссоздать социальную реальность по некоторым показателям, которые можно выявить в тексте. Это подсчет того, как представленные в некотором информационном массиве смысловые единицы характеризуют внетекстовую реальность. Данный метод применяется для анализа больших массивов документов.
44. Формирование социологического заказа на проведени социологического исследования
При планировании работы с исполнителем социологического исследования, необходимо выделить шесть основных этапов: выбор исполнителя; передача соответствующих материалов; подготовка и инструктаж организаторов социологического исследование; мониторинг и контроль; получение результатов социологического исследования, проверка и оплата работ. На рынке социологических услуг сегодня можно встретить можно встретить самых разных исполнителей: многопрофильные организации, занимающиеся проведением разноплановых исследований; узкопрофильные специалисты, осуществляющие социологические исследования только одного типа, например маркетинговые; временные группы ученых, работающих в научных или образовательных заведениях; структурные подразделения рекламных агентств, маркетинговых компаний, политических партий и общественных движений; экспертов, совмещающие основную работу с выполнением разовых заказов.
Оценка уровня компетентности организаций, предлагающих социологические услуги, является делом довольно непростым. Хотя четких критериев, которые позволили со стопроцентной уверенностью отличить профессиональные центры от непрофессиональных, не существует, некоторые ориентиры все же можно назвать. к наиболее часто используемых относятся: тематика и характер исследований, на которых специализируется организация (политические, социально-экономические или маркетинговые исследования, экспертные, массовые опросы или фокус-группы и т.д.); степень известности организации, длительность ее работы; репутация в профессиональных кругах; точность сделанных организацией прогнозов, подтвержденная реальными общественными фактами; кадровый потенциал (количество работников, работающих на постоянной основе; наличие у руководителя и работников соответствующего образования, научных званий и степеней; наличие публикаций) собственная сеть интервьюеров; надлежащая материальная база проведения исследований; Если организация-исполнитель уже определена, необходимо направить ему письменное обращение, содержащее описание требований социологического исследования (желаемые выборка, объем анкеты, сроки выполнения и т.д.), и договориться о встрече.
Во время встречи необходимо определить: сроки проведения социологического исследования; тип опроса; объем и тип выборки; методы контроля качества работы непосредственных интервьюеров; стоимость работ. Личная встреча необходима, чтобы исследователи лучше поняли, чего именно требует заказчик и должным образом подготовили свои предложения к исследованию. Подготовка таких предложений - процесс достаточно трудоемкий, поскольку каждый запрос требует индивидуального подхода. В квалифицированного специалиста подготовка предложений занимает не менее 8-12 часов рабочего времени.
45. Выборочный метод в социологическом исследовании
Совокупность всех возможных социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах программы исследования, называется генеральной совокупностью.
Выборочная совокупность (выборка) — часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности.
Репрезентативность — свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности.
Если исследование охватывает весь изучаемый массив, оно будет сплошным, т.е. в таком исследовании каждый элемент генеральной совокупности служит единицей сбора информации. В тех случаях, когда объект исследования насчитывает более 500 человек, единственно правильным признается применение выборочного метода.
Преимущества выборочного исследования по отношению к сплошному:
а) позволяет сократить затраты на сбор и обработку социологической информации;
б) позволяет добиться большей оперативности;
в) имеет более широкую область применения;
г) в ряде случаев позволяет получить более достоверные сведения. Процесс выборки основан на двух моментах:
1) на взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов;
2) на правомерности выводов о целом на основании изучения его части при условии, что по своей структуре эта часть является микромоделью целого.
Единицы отбора — элемент или набор элементов, предназначенный для отбора на определенной ступени выборки.
Единицы анализа — элементы выборочной совокупности (респонденты), подлежащие изучению.
Переменная — множество отдельных значений характеристик элементов совокупности. Параметр — суммарное описание переменной в данной генеральной совокупности. Статистика — суммарное описание переменной в выборочной совокупности.
Основная цель выборочного метода — выбор элементов из совокупности таким образом, чтобы распределение этих элементов в выборке повторяло их распределение в совокупности. Достижению этой цели служит вероятностная выборка.
Модель вероятностной (случайной) выборки связана с понятием статистической вероятности, изучаемой во многих отраслях социальных наук. Вероятность некоторого ожидаемого события есть отношение числа ожидаемых событий к числу всех возможных.
Случайная выборка носит наиболее распространенный характер. Самый легкий путь получения случайной выборки — присвоить каждому элементу свой номер, а затем с помощью компьютера рассчитать случайные числа, из которых и берется выборка (например, каждый десятый номер в каждой случайной цепи).Можно выбирать из генеральной совокупности по какому-то принципу (каждая тысячная фамилия из списка абонентов телефонной сети, каждый третий дом на определенной улице, студенты, родившиеся в сентябре и т.д.)
Преимущества случайной выборки:
объективность и точность отбора респондентов;
не требуется детальное знание изучаемой совокупности;
использование методов математической вероятности.
Недостатки случайной выборки:
• сложность процедуры отбора;
• затратность ресурсов.
На практике часто применяется метод гнездовой выборки. Он предполагает отбор в качестве единиц анализа не отдельных людей, а групп (семьи, студенческие группы, бригады и т.д.), с последующим сплошным опросом в отобранных группах. Гнездовая выборка будет репрезентативна(представительна) в том случае, если состав групп в максимальной степени близок по основным демографическим признакам респондентов.
В некоторых случаях невозможно использование вероятностных схем отбора, описанных выше. Тогда используется целенаправленная выборка, к которой неприменимы правила теории вероятности. Она осуществляется с помощью следующих методов: стихийной выборки, метода квот и метода основного массива.
В случае стихийной выборки невозможно предопределить структуру массива респондентов и, соответственно, трудно определить репрезентативность. Существует несколько разновидностей стихийного отбора.
1) Так называемый отбор “первого встречного”. Встречается в практике обследований, проводимых средствами массовой информации. Исследователь проводит опрос лиц, которые встретились ему в месте опроса (например, на улице).
2) Отбор “себе подобных”. Исследователь подбирает для опроса или наблюдения респондентов из своего окружения (знакомые, коллеги).
3) Отбор “желающих участвовать”. Примером может служить почтовый опрос читателей газеты или журнала. При таких опросах решение о включении в выборку принимает сам респондент.
Метод квотной выборки — это распространенный способ отбора респондентов при массовых опросах общественного мнения. Его используют в том случае, если до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. Все данные о том или ином контрольном признаке выступают в качестве квоты. Респонденты отбираются целенаправленно, с соблюдением параметров квот. Число характеристик, данные о которых выбираются в качестве квот, как правило, не превышает четырех.
Главная задача для интервьюера заключается в том, чтобы создать условия, близкие к случайному отбору с равными шансами для каждого элемента генеральной совокупности попасть в выборку.
Метод квот позволяет существенно сократить время и средства, затрачиваемые на опросы. К преимуществам квотной выборки относятся также оперативность и малая трудоемкость.
Недостатки квотной выборки:
• требуется детальное знание изучаемой совокупности;
• субъективизм интервьюера при отборе респондентов;
• ограниченное время посещения респондентов;
• уклонение респондентов от опроса;
• не позволяет использовать методы математической вероятности,
Метод основного массива применяется в разведывательных исследованиях для уточнения какого-нибудь контрольного вопроса. В таких случаях опрашивается 50-60% потенциальных респондентов.
Все рассмотренные методы представляют собой пример одноступенчатой выборки. Многоступенчатые выборки осуществляются в несколько ступеней: на первой ступени обычно реализуется гнездовая выборка, а потом проводится случайный отбор респондентов в гнездах.
Многоступенчатая выборка используется в крупномасштабных исследованиях, когда в генеральной совокупности насчитываются тысячи и миллионы единиц, размещенных на значительной территории. При построении многоступенчатой выборки используются несколько способов отбора элементов выборочной совокупности.
Районированный отбор (типический) — производится на основе распределения заданного числа отбираемых единиц измерения, т.е. объема выборки, между так называемыми “районами”, типами —группами элементов генеральной совокупности, выделяемых в соответствии со значениями изучаемого в исследовании заданного “базового признака”. Выделяемые таким образом слои будут внутренне однородными, но отличными друг от друга и взятые вместе— исчерпывать всю совокупность.
В крупномасштабных многоступенчатых выборках требования к точности оценок смещаются на второй план, уступая место вопросам снижения стоимости исследования за счет выбора минимально допустимого числа единиц опроса.
Объем выборки определяется аналитическими задачами исследования. Ее репрезентативность — целевой установкой программы.
Объем выборки влияет на ошибки репрезентации: чем больше величина выборки, тем меньше возможная ошибка. Для увеличения точности в два раза необходимо увеличить выборку в четыре раза.
Ошибка репрезентации —это различие между характеристиками генеральной и выборочной совокупности.
Количество респондентов, включенных в выборочную совокупность, должно составлять 10% от генеральной совокупности, но не превышать 2000-2500 человек (если величина генеральной совокупности 5000 человек и более).
Для пробных опросов достаточна выборочная совокупность объемом 100-250 человек. При массовых опросах, если величина генеральной совокупности составляет менее 5000 человек, достаточный объем выборочной совокупности, гарантирующий достоверные результаты исследования, составляет 500 человек.
Оценка надежности результатов выборочного обследования:
• ошибка выборки до 3% — повышенная надежность;
• ошибка выборки 3-10% —обыкновенная надежность;
• ошибка выборки от 10 до 20% — приближенная;
• ошибка выборки от 20 до 40% — ориентировочная;
• более 40%—прикидочная.
В аналитических и экспериментальных исследованиях проблема репрезентативности выборки является второстепенной в сравнении с необходимостью обеспечить качественное представительство изучаемых объектов.
Качество выборки зависит:
1) от меры однородности социальных объектов по наиболее существенным характеристикам (чем более они однородны, тем меньшая численность может обеспечить статистически достоверные выводы);
2) от степени дробности группировок анализа, планируемых по задачам исследования;
3) от целесообразного уровня надежности выводов из предпринимаемого исследования.
Традиционно выделяют следующие виды ошибок:
1) случайные ошибки (случайные отклонения) выборочных значений
параметров);
2) систематические ошибки (ошибки смещения);
3) погрешности вычислений.
Погрешности вычислений возникают при математико-статистической обработке результатов измерений. О погрешности вычислений необходимо помнить при оценке точности и надежности выборочных данных и при
интерпретации результатов исследования.
Случайные ошибки бывают следствием большого числа разнообразных факторов и учесть действие каждого из них невозможно. Ошибка выборки считается случайной, а выборочная совокупность репрезентативно, если отклонение не превышает в среднем 5%,
Наиболее опасный вид ошибок — систематические ошибки (или ошибки смещения). Такие ошибки являются результатом действий в одном направлении определенной группы причин, которую возможно выявить.
Источники систематических ошибок:
а) неверные статистические данные о параметрах контрольных признаков генеральной совокупности;
б) ошибочная модель выборки;
в) неправильное формирование выборочной совокупности;
г) несовершенство инструментария и ошибки в организации сбора
данных;
д) неправильная интерпретация результатов первичных измерений и,
соответственно, неправильная последующая обработка и анализ информации.
На правильность результатов исследования в наибольшей степени влияют ошибки смещения, вызванные неправильной реализацией модели выборки, несовершенством инструментария и организации сбора данных. Систематические ошибки могут появиться на любом этапе исследования. Необходимо стремиться к тому, чтобы по возможности исключить ситуации, способствующие возникновению ошибок, критически анализировать полученные результаты, природу расхождений выборочных и генеральных совокупностей.
46. Метод эксперимента в социологии
Понятие эксперимента в социологии
Эксперимент в социологии - это метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между социальными явлениями. В реальном эксперименте эта проверка проводится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий: он создает или находит определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в ситуации, фиксирует их соответствие или несоответствие выдвинутой гипотезе.
Гипотеза - это предполагаемая модель рассматриваемого явления. На основе этой модели изучаемое явление описывается как система переменных, среди которых выделяется независимая переменная (экспериментальный фактор), подчиненная управлению экспериментатором в выступающая в качестве гипотетической причины определенных изменений в зависимой переменной.
Основными признаками социального эксперимента являются:
• активное вмешательство исследователя в систему изучаемых явлений;
• планомерное введение относительно изолированного экспериментального фактора, его вариация, возможная комбинация с другими факторами;
• планомерный контроль за всеми существенными детерминирующими факторами;
• эффекты изменения зависимых переменных должны быть измерены и однозначно сведены к влиянию независимых переменных (экспериментального фактора).
Структура социального эксперимента может быть представлена следующим образом:
1. Экспериментатор. Это обычно исследователь или группа исследователей, которые разрабатывают и проводят эксперимент.
2. Экспериментальный фактор (или независимая переменная) - условие или система условий, которые вводятся социологом. Независимая переменная должна быть, во-первых, управляемой, т.е. ее направление и интенсивность действия должны находиться в соответствии с программными установками; во-вторых, контролируемой, если ее качественные и количественные характеристики раскрываются в пределах программы эксперимента.
3. Экспериментальная ситуация - ситуация, которая создается в соответствии с программой исследования для проведения эксперимента. В условия экспериментальной ситуации не включается экспериментальный фактор.
4. Экспериментальный объект - это группа лиц, согласившихся участвовать в экспериментальном исследовании
Классификация социологических экспериментов
Проводимые в социологии эксперименты различаются:
1. по характеру объекта и предмета исследования;
2. по специфике поставленной задачи;
3. по характеру экспериментальной ситуации;
4. по логической структуре доказательства гипотезы.
Фрагмент для ознакомления 3
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней