Фрагмент для ознакомления
2
строя, однако это была юридическая, а не фактическая конституция. Манифест 17 октября был шагом по пути превращения абсолютизма в буржуазную монархию.
После 1906 г. Российская империя представляла собой конституционную дуалистическую монархию, в которой законодательная власть принадлежала императору и двухпалатному парламенту, высшая исполнительная — императору и ответственным перед ним министрам, высшая судебная и контрольная — Правительствующему сенату. Это также представляется очевидным при сравнении Основных законов с конституциями других государств, особенно Японии, Австрии, а также европейскими конституциями первой половины XIX в.
40. Создание Государственной думы, ее место в системе высшей государственной власти России: компетенция, организация, регламент работы, порядок принятия законодательных решений (1905–1917 гг.).
27 апреля 1906 г. в России начала работать Государственная дума. Дума была учреждена как законодательный орган, без ее одобрения нельзя было принять ни одного закона, вводить новые налоги, новые расходные статьи в государственном бюджете.
В ведении Думы были и другие вопросы, требующие законодательного закрепления:
государственная роспись доходов и расходов, отчеты государственного контроля по использованию государственной росписи;
дела об отчуждении имущества;
дела о постройке железных дорог государством;
дела об учреждениях компаний на акциях и ряд других не менее важных дел.
Дума имела право направлять правительству запросы и не раз объявляла ему недоверие. Организационное устройство Государственных дум всех четырех созывов определялось. I Государственная дума действовала всего 72 дня — с 27 апреля по 8 июля 1906 г.
I Государственная дума поставила вопрос об отчуждении помещичьих земель, превратилась в революционную трибуну и поэтому 9 июля была распущена. II Государственная дума работала 103 дня — с 20 февраля по 2 июня 1907 г. В 3 июня 1907 г. был обнародован Манифест и Указ о роспуске II Государственной думы и назначении выборов в III Думу. Одновременно был издан текст нового избирательного закона, утверждением этого закона фактически производился государственный переворот, так как по «Основным государственным законам» (ст. 86) этот закон должен был рассматриваться Думой. Новый избирательный закон был реакционным.
То обстоятельство, что Государственная дума, органы самоуправления в России избирались, а самодержавная высшая власть назначалась царем, превращало Думу как представительное учреждение России в оппозиционный центр власти и управления. Думские запросы (и вопросы) депутатов о проблемах жизни народа, вскрывающие произвол, царящий в отдельных звеньях государственного аппарата России, обличительные выступления думцев свидетельствовали об использовании думской трибуны для разоблачения политики царизма.
41. Государственный совет и его реформирование в 1906 г. Место в системе высшей государственной власти России.
Была проведена реформа Государственного совета, существовавшего с 1810 г. В высочайшем манифесте от 20 февраля 1906 г. «Об изменении учреждения Государственного совета и пересмотре учреждения Государственной думы» расширялись права законодательной деятельности названных государственных учреждений. Государственный совет, как и Государственная дума, наделялись уже не законовещательными, а законодательными полномочиями. Положения закона о том, что «законодательные предположения рассматриваются в Государственной думе и, по одобрении ею, поступают в Государственный совет» и др., а также практика работы названных учреждений позволяют сделать вывод, что Государственный совет превратился во вторую палату российского парламента, Дума стала первой палатой парламента.
Согласно Указу «О переустройстве учреждения Государственного Совета» от 20 февраля 1906 г. были радикально изменены принципы формирования Госсовета. Названный указ содержит перечень пяти категорий выборных членов Госсовета:
избираемые Синодом от православного духовенства (6 членов), избираемые от Академии наук и университетов (6 членов);
выборные от промышленности и торговли (12 членов);
выборные от каждого губернского земского собрания (по одному члену);
выборные от дворянских обществ (18 членов).
Всего в первом составе Государственного совета было 196 членов (98 назначенных и 98 выбранных). В случае прекращения или перерыва в деятельности Государственного совета и Государственной думы законопроект мог быть обсужден в Совете министров и утвержден императором в форме высочайшего указа, немедленно вступающего в силу. Но в большинстве случаев действовала обычная процедура: законопроект проходил через Думу и поступал в Госсовет. Здесь он обсуждался в соответствующей комиссии и департаменте, а затем — в общем собрании Совета.
Структура Государственного совета после 1906 года существенно изменилась. В нем помимо общего собрания и Государственной канцелярии осталось только два департамента (вместо четырех), увеличилось число постоянно действующих комиссий. Заседания общего собрания Госсовета теперь стали публичными, на них могли присутствовать публика и представители прессы.
42. Изменения в системе центральной исполнительной власти в России в начале XX века. Министерская реформа 1905 г.
19 октября 1905 г. был опубликован царский Указ об учреждении объединенного правительственного органа — Совета министров во главе с премьер-министром. Собственно учреждается пост премьер-министра, т.к. Совет министров формально существовал с 1857 г., но его председателем был сам император. В ходе революционных событий 1905 г. вновь выявилась несогласованность действий властей, что и привело к восстановлению Совета министров, но на этот раз в ином варианте — как коллегиального правительственного органа под председательством специально назначенного премьер-министра.
Указ 19 октября должен был успокоить страну. Цель этого указа четко выражена в повелении царя только что назначенному первому в истории России премьер-министру С.Ю. Витте: объединить деятельность министров и «восстановить порядок повсеместно». Политический курс империи определял сам царь в ходе беседы с отдельными министрами. Министерства были главными органами управления. Министры назначались царем, были ответственны не перед Думой, а только перед монархом.
К началу XX в. существовало 11 министерств: военное, морское, финансов, торговли и промышленности, юстиции, иностранных дел, народного просвещения и другие. Сильнее всех было Министерство внутренних дел, ведавшее общей и секретной полицией, цензурой, православными исповеданиями и местной администрацией. Только за годы революции его бюджет возрос почти на 40%. Министру подчинялись губернаторы и уездные чиновники; к концу XIX в. в России было 97 губерний по 10—15 уездов в каждой.
В годы революции правительство усилило роль карательных органов, особенно полиции и жандармерии. В соответствии с утвержденным в феврале 1907 г. положением в стране была создана широкая сеть специальных охранных отделений, которые подчинялись департаменту полиции. Охранное отделение включало канцелярию, отдел наружного наблюдения и агентурный отдел.
43. Состояние государственной власти и изменения в системе управления накануне и в годы Первой мировой войны (1906–1916 гг.).
Система государственной власти, сложившаяся после государственного переворота 3 июня 1907 и просуществовавшая до середины Первой мировой войны, известна в историографии как «третьеиюньская монархия». Первые годы этой сложной и хрупкой системы, основанной на «двух большинствах», связаны с именем премьера Столыпина. Его курс на модернизацию страны проводился во имя сохранения «твердых устоев» самодержавия и «умиротворения страны».
Идея Столыпина заключалась в том, чтобы решить аграрную проблему, не затрагивая помещичьего землевладения, обогатив одних крестьян за счет других. Но реформа Столыпина потерпела неудачу, да и другие законы проходили с боем, в обстановке споров между группировками и очень медленно. Лавирование между ведущими партиями становилось все чаще невозможным для правительства, а аппарат Думы превратился в разветвленную сеть бюрократических учреждений. Принятие законодательных актов без участия Думы стало почти нормой. Важные думские законопроекты в рамках реализации Манифеста 17 октября 1905 увязали в комиссиях или проваливались Государственным советом.
В 1912-1914 социальная база третьеиюньской монархии быстро сокращалась. Назреванию кризиса самодержавной власти способствовала мировая война, кровавый воз которой Россия тянула с августа 1914 г. Самодержавная власть стремилась создать антикризисное управление: она сформировала в 1915 г. особые совещания по обороне и др.; в Думе был образован «Прогрессивный блок», разработавший программу смягчения политического кризиса; в 1916 г. была введена продразверстка и др. Однако это были малоэффективные меры, антикризисного управления создать не удалось. Недовольство народа неправильным распределением земли, революционность рабочего класса, мировая война, а также несостоятельность попыток царизма приспособиться к развивающимся капиталистическим отношениям — все это важные причины кризиса государственного управления и гибели административно-управленческой дворянской элиты
44. Падение монархии. Временное правительство и государственные учреждения в России в 1917 г.
Поражения на фронте расшатали весь старый правительственный механизм. В работе механизма власти и системы управления страной начались перебои. В течение 1916 г. одни некомпетентные министры заменялись на других. За год сменилось 5 министров внутренних дел, 4 министра сельского хозяйства, 3 военных министра.
Министерская чехарда дополнилась губернской — только за 1916 г. были заменены 43 высших представителя власти в губерниях. В январе 1917 г. были удалены 16 членов Государственного совета, их заменили крайне правые, что явилось вызовом общественному мнению. Самодержавие потеряло способность управлять страной и вести войну. Дисбалансировка действий властей объективно вела к политической дестабилизации в стране. Депутаты Государственной думы требовали замены царского правительства правительством народного доверия страны. Но 25 февраля 1917 г. (10 марта) указом царя заседания Государственной думы были прерваны. Министры царского правительства и другие высшие царские сановники, всего около трех десятков человек, были арестованы и с марта 1917 г. находились в Трубецком бастионе Петропавловской крепости.
27 февраля 1917 г. на заседании Думы был создан Временный комитет Государственной думы «для восстановления порядка и для сношений с лицами и учреждениями». 2 марта 1917 г. Николай II подписал Манифест об отречении от престола в пользу своего брата Михаила, который не осмелился принять российскую императорскую корону. С самодержавием в России было покончено. IV Государственная дума фактически прекратила свое существование, более 200 ее членов, известных своими связями с монархией, порвали с Думой, притихли и выжидали. 60—70 членов Думы собирались на ее частных совещаниях. Однако это не давало Думе никакого права претендовать на роль представительного органа России. Прекратили свою деятельность и монархически настроенные партии: «Союз русского народа», «Союз 17 октября» и др. Была парализована активность помещиков — основы административно-управленческой элиты.
45. Деятельность Советов в условиях буржуазной республики (февраль-октябрь 1917 г.).
В марте 1917 г. практически во всех городах страны были созданы Советы — организации рабочих и солдат, а в ходе революции — и крестьян, а также трудящегося казачества. 27 февраля 1917 г. был создан Петроградский совет, который возглавили депутаты IV Государственной думы Н.С. Чхеидзе, А.Ф. Керенский и М.И. Скобелев.
Петросовет стал руководителем Советов страны (революционным правительством), принимал декларации, рассылал на места инструкции, приказы, распоряжения. Петросовет сыграл большую роль в распространении советской формы организации на новые слои и территории страны, осуществлял революционную власть и управление. Советы провинции строились по его образцу, признавали его руководящую роль, поддерживали с ним устойчивую и разноприемную связь. Управленческие функции, в частности организационная и прогностическая, были реализованы в работе трех всероссийских съездов депутатов. Их решения способствовали советизации во всероссийском масштабе, сыграли поистине историческую роль.
По инициативе Петросовета 27 марта — 3 апреля состоялось Всероссийское совещание Советов рабочих и солдатских депутатов. Оно приняло важные организационные решения:
1) О необходимости созыва первого Всероссийского съезда Советов;
2) О введении некоторого единообразия в организацию и соподчинение местных Советов.
3) Об образовании областных объединений Советов.
В мае 1917 г. в Петрограде состоялся Первый Всероссийский съезд крестьянских депутатов. Первый Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов проходил 3—24 июня 1917 г. Съезд объединил Советы в масштабе всей страны, его влияние на советизацию страны было значительным. Умеренные социалистические партии считали Советы общественной организацией, которая контролирует деятельность правительства. Леворадикальные партии большевиков, левых эсеров считали Советы властью. При них создавались особые, чрезвычайные органы — революционные комитеты, ставшие на защиту прав радикально настроенных слоев общества. 12 октября 1917 г. при Петросовете был создан Военно-революционный комитет по обороне Петрограда. К 20 октября этот орган оформился окончательно, однако под влиянием большевиков и левых эсеров он стал органом подготовки свержения правительства А.Ф. Керенского.
46. Всероссийское Учредительное собрание в России (подготовка и итоги выборов, начало деятельности, разгон).
Ничто не было столь необходимым для стабилизации обстановки после Февраля 1917 г., как созыв Учредительного собрания. Сложности проведения выборов в тот момент были, безусловно, устрашающими. Временное правительство 25 марта 1917 г. создало комиссию из 70 юристов для выработки закона о выборах в Учредительное собрание.
14 июня 1917 датой выборов в Учредительное собрание было объявлено 17 сентября, а созыв Учредительного собрания назначен на 30 сентября. Однако 9 августа Временное правительство под председательством А. Ф. Керенского постановило назначить выборы на 12 ноября, а созыв Учредительного собрания — на 28 ноября 1917 года. Сразу после Октябрьской революции 27 октября 1917 года Совет Народных Комиссаров принял и опубликовал за подписью В. И. Ленина постановление о проведении в назначенный срок — 12 ноября 1917 года выборов в Учредительное собрание. Сформированное Советское правительство