Фрагмент для ознакомления
2
для включения в устав муниципального образования максимального
количества полномочий органов местного самоуправления. Выскажите ваше
мнение об источниках закрепления полномочий органов местного
самоуправления. Проведите анализ статей Федерального закона «Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ» для выявления
полномочий различных муниципальных органов власти.
Конституционно-правовая основа и основные источники регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления в России, которые закреплены в Европейской хартии местного самоуправления, Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 (ред. от 29 июня 2015 г. № 204-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основе международных нормативно-правовых актов и Конституции РФ, определяет общие правовые, территориальные, организационные, экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных данным Федеральным законом.
Иными словами, только при наличии специального указания в № 131-ФЗ Федеральном законе РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут осуществлять регулирование в сфере местного самоуправления. Федеральным законом РФ № 131-ФЗ определен круг вопросов местного значения для различных типов муниципальных образований и определены полномочия органов местного самоуправления по решению этих вопросов.
2. На страницах известного юридического издания развернулась острая полемика относительно самостоятельности местного самоуправления как обособленного уровня публичной власти и управления. Ряд авторов настаивал, что автономия местного самоуправления носит совершенно безграничный характер, мол, местные власти «что хотят, то и воротят». Их оппоненты возражали, что местное самоуправление действует исключительно в рамках правил, заданных федеральными органами государственной власти. В качестве иллюстрации они ссылались на вопросы местного значения муниципальных образований различных типов.
Подскажите, как этот пример может характеризовать данную ситуацию? Каким образом формулируются вопросы местного значения? Кем они устанавливаются?
Активное участие в решении вопросов местного значения поселений принимает муниципальный район. В исключительных случаях вопросы местного значения вправе решать органы государственной власти. К таким случаям относятся: отсутствие органов местного самоуправления и невозможность их формирования в связи со стихийным бедствием, катастрофой или иной чрезвычайной ситуацией, неудовлетворительное финансовое состояние муниципального образования или в случае нецелевого использования бюджетных средств муниципальным образованием.
Кроме того, поводом для государственного вмешательства в дела муниципального образования могут стать установленные в судебном порядке случаи нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, иных нормативных актов, допущенные со стороны органов местного самоуправления.
Тема 11. Муниципальная служба: понятие, структура
1. Избирательная комиссия городского поселения отказала 66-летнему Петрову в регистрации в качестве кандидата на должность главы городского поселения на предстоящих выборах, мотивируя свой отказ тем, что согласно части 2 статьи 13 Федерального закона «О муниципальной службе в
Российской Федерации» предельный возраст для нахождения на муниципальной службе – 65 лет. Петров обжаловал отказ избирательной комиссии в суд. Какое решение должен принять суд?
Суд удовлетворит жалобу Петрову.
В соответствии с п. 2 ст. 13 ФЗ от 2.03.2007 г. «О муниципальной службе в РФ», гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет. Но закон «О муниципальной службе в РФ» не распространяется на глава муниципальных образований.
В статье 23 "Муниципальные выборы" Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ гарантируют проведение муниципальных выборов.
Федеральный закон закрепляет также положение о том, что муниципальное образование имеет устав, в котором указываются, в частности, структура и порядок формирования органов местного самоуправления, наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (ст. 44), при этом ст. 36 закрепляет правовой статус главы муниципального образования выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления, и устанавливает, что глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ.
Глава муниципального образования возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования; наделяется уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения; согласно уставу муниципального образования может входить в состав представительного органа местного самоуправления и председательствовать на его заседаниях; подотчетен населению и представительному органу местного самоуправления.
Глава муниципального образования, занимая выборную муниципальную должность, не относится в силу этого к категории муниципальных служащих.
2. Заместитель начальника отдела культуры администрации муниципального района Смирнов устроился на работу по совместительству на четверть ставки библиотекаря в муниципальную библиотеку сельского поселения, в котором он проживал. По графику его рабочими днями в библиотеке были суббота и воскресенье, поэтому он мог совместить эту деятельность со своей основной работой в администрации. Однако юрисконсульт районной администрации направил в адрес главы администрации докладную записку о недопустимости для муниципального служащего заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности и о необходимости принятия соответствующих мер к Смирнову.
Прокомментируйте указанную ситуацию с точки зрения ее соответствия действующему законодательству.
Человек, являющийся муниципальным служащим является носителем определенных прав и обязанностей. Его деятельность связана с определенными ограничениями, перечень которых содержится в ст.11 ФЗ «Об основах муниципальной службы РФ».
Итак, муниципальный служащий не вправе:
1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
Как совершенно справедливо подмечает Л.В.Лазарев, из Федерального закона «Об основах государственной службы в Российской Федерации» и «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» следует, что государственная служба, как и муниципальная служба в силу своего публично-правового характера сопряжены с требованиями недопустимости их совмещения с какой-либо иной публичной деятельностью.
Это подтверждается и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 10 апреля 1997 года №60-О по жалобе гражданина П.И.Забродина, согласно которому федеральный законодатель вправе распространить на муниципальных служащих ограничения, предусмотренные для государственных служащих (Определение Конституционного Суда от 14 января 1999 года №23-О; абзацы второй и третий пункта 3 мотивировочной части).
Ограничения, предусмотренные для государственных гражданских служащих, содержащиеся в ст.ст.16-17 соответствующего ФЗ представляют гораздо более широкий спектр запрещающих установлений, чем в ФЗ «О муниципальной службе». Единство ограничений при прохождении гражданской службы и муниципальной службы закрепляется и в п.2 ст. 7 ФЗ «О государственной гражданской службе
Тема 12. Компетенция органов местного самоуправления в
социально-культурной сфере, в хозяйственной сфере деятельности
Практические задания
1. Согласно Закону города Москвы «О местном самоуправлении в городе Москве», установлен перечень вопросов местного значения муниципальных образований, созданных в столице. Группа граждан обратилась в суд с требованием о признании данного Закона несоответствующим Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Истцами двигал один мотив: перечень вопросов местного значения, изложенный в Федеральном законе, существенно расходится с перечнем, изложенном в столичном законе. Каково ваше мнение по этому вопросу? Разрешите возникший спор.
В данной ситуации следует руководствоваться законом г. Москвы
Тема 13. Компетенция органов местного самоуправления в сфере
охраны общественного порядка, обеспечения и защиты прав и свобод
личности
Практические задания
1. Известно, что органы местного самоуправления вправе выполнять отдельные государственные полномочия. А могут ли органы государственной власти осуществлять полномочия органов местного самоуправления? Если да, то какие? Проанализируйте на этот счет Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Статья 75. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) дает возможность временного осуществления органами государственно
й власти отдельных полномочий органов местного самоуправления.
На основании статьи 8 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте РФ образуется совет муниципальных образований субъекта РФ.
В целях организации взаимодействия муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов РФ, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований РФ, в том числе в целях представления указанных интересов в федеральных органах государственной власти и организации сотрудничества муниципальных образований РФ с международными организациями и иностранными юридическими лицами, советы муниципальных образований субъектов РФ могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований.
Указом Президента РФ от 22 октября 1998 года № 1281 образован Конгресс муниципальных образований РФ — общероссийская организация, представляющая интересы муниципальных образований РФ
В соответствии с Указом Президента РФ от 16 июля 2004 года № 910 «О мерах по совершенствованию государственного управления» в целях исключения дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; совершенствования правового регулирования разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при Комиссии при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления образована межведомственная рабочая группа по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления.
Согласно Указу губернатора Омской области от 26 февраля 2001 года № 401 в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Омской области и органов местного самоуправления Омской области, выработки рекомендаций в области социально-экономического развития муниципальных образований и оперативного рассмотрения важнейших вопросов организации местного самоуправления образован совет глав муниципальных образований при губернаторе Омской области.
Членами совета являются главы муниципальных образований Омской области, должностные лица органов исполнительной власти Омской области, а также по согласованию председатель и депутаты Законодательного собрания Омской области, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Например, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления относится организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ.
Статьей 47 Закона Красноярского края от 10 января 1996 года № 8-209 «О местном самоуправлении в Красноярском крае» предусматривается обязанность органов местного самоуправления представлять собственные правовые акты, акты, принятые сходом, собранием граждан или на референдуме, договоры и иную информацию, касающуюся деятельности муниципального образования, органам государственной власти края по их требованию.
2. На семинарском занятии зашел спор о структурных элементах компетенции местного самоуправления. Часть студентов придерживалась мнения о ее двухэлементном составе. Другая группа студентов разделяла точку зрения тех, кто полагает, что компетенция есть только полномочия органов местного самоуправления. Обе стороны ссылались на мнения авторитетных ученых-юристов, называли их труды, и ничем не уступали друг другу. Приведите и вы фамилии этих маститых авторов. Назовите
примеры законодательных актов, где используются эти подходы.
Вопросы местного значения, по мнению Т.М. Бялкиной, представляют собой «определенные группы общественных отношений в рамках соответствующих сфер (областей) общественной жизни, которые непосредственно связаны с жизнедеятельностью населения муниципального образования, в силу чего их решение именно органами местного самоуправления является наиболее целесообразным и эффективным».
В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 131-Ф3 для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления наделяются полномочиями.
Вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями подробнейшим образом изучены в науке муниципального права, поэтому тезисно обозначим основные моменты.
По мнению В.И. Васильева, под государственными полномочиями следует понимать «полномочия, правовые, организационные, социально-экономические последствия реализации которых связаны не только с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования, как это характерно для муниципальных полномочий, но и населения соответственно всего государства или субъекта РФ».
Существует иной подход, именуемый «широким», согласно которому для установления сути полномочия органа местного самоуправления необходимо только определить, связано ли оно с решением вопросов местного значения, предусмотренных ст. 14-16 Федерального закона № 131-ФЗ.
Если да, то это полномочие органа местного самоуправления по решению вопроса местного значения, если нет - это отдельное государственное полномочие, переданное органу местного самоуправления для реализации.
Сторонниками такого широкого толкования государственных полномочий являются Р.В. Бабун, М.Н. Кудилинский и Н.А. Шевелева.