Фрагмент для ознакомления
2
Правовая наука теоретически обосновывает государственнонормативное регулирование общественных отношений. Это позволяет избегать волюнтаризма и фатализма в выработке моделей социально-правового поведения человека и других социальных субъектов общества, добиваться соответствия правовых норм изменяющимся общественным условиям, координировать различные правовые институты. В итоге правовая наука обеспечивает научность процесса формирования правового сознания и самого правового сознания. Такое сознание в данном случае выступает как отражение правовой реальности, опирающееся на знание объективных закономерностей общественного развития.
Правовая идеология – это система правовых идей, теорий, воззрений, норм, выражающих интересы государства и защищаемых им групп, регулирующих поведение людей в обществе, а также система оценок этих норм гражданами конкретного государства.
В любом обществе правовая идеология выступает защитницей интересов (прежде всего, экономических и политических) определенных социальных групп – правящей элиты, класса, этноса, религиозной конфессии. Поэтому в конкретном обществе всегда наличествуют разные правовые идеологии – например, идеология власть предержащих и идеология обездоленных.
Правовая психология – совокупность правовых чувств, эмоций, настроений, переживаний, обрядов, навыков и привычек, в которых отражается жизненный мир человека, его повседневная правовая реальность. В отличие от идеологии в правовой психологии меньше группового, меньше политического интереса, но больше подлинно человеческого. Формируясь стихийно, в основном опытным путем, правовая психология более консервативна, чем идеология, и менее подвержена изменениям в связи с приходом к власти новых правителей.
Отсюда следует методологический вывод: нельзя недооценивать, как нельзя и переоценивать, ни один из уровней существования правого сознания. Его формирование должно быть комплексным и взаимосвязанным как по уровням (обыденный и теоретический), так и по элементам (правовая наука, правовая идеология, правовые эмпирические знания и правовая психология).
В соответствии со спецификой носителя можно выделить общественное (групповое)[3] и индивидуальное правовые сознания. Обладая общей (идеальной) природой и являясь по сути отражением правовой реальности, они имеют и существенные различия.
Прежде всего, это касается субъекта отражения. Понятно, что общественное сознание – это сознание общества (группы), а индивидуальное – сознание отдельного человека. Различие проявляется и в том, что отражается: в общественном правовом сознании речь идет об общественной правовой жизни, правовой реальности как целостности, а в индивидуальном – о правовой стороне жизненного мира личности, индивидуальной правовой реальности. Кроме того, индивидуальное сознание субъективно, и иным для индивида быть не может, а общественное выступает по отношению к нему объективным, так как существует независимо от его воли и желания: рождаясь, человек застает уже принятые правовые нормы, привычки, а не создает их заново. Наконец, в общественном и индивидуальном сознаниях могут быть разные ценностные правовые ориентации: что поощряется обществом, не всегда так же оценивается индивидом.
Правосознание, как и любая форма общественного сознания, выполняет ряд функций. Функции указывают на деятельный характер правосознания, позволяют глубже раскрыть его роль в жизненном мире человека и человечества.
Многофункциональность правосознания определяется уже тем, что субъектом и носителем правосознания могут выступать и выступают личность (индивидуальное сознание), нация (национальное сознание), класс (классовое сознание), общество (общественное сознание), причем правосознание каждого субъекта выполняет определенные функции.
Кроме того, правосознание отражает правовую реальность во всех сферах жизнедеятельности общества – экономической, социальной, политической, духовной. В каждой из них правовая реальность отражается по-своему, и назначение правосознания в этом смысле отличается.
Важнейшая функция правосознания – регулятивная. В повседневной реальности люди руководствуются теми правами, нормами, выполняют те обязанности, которые не только существуют "на бумаге", но и закреплены общественным сознанием. Благодаря таким нормам происходит согласование действий членов общества, регулирование поведения индивидов и социумов, социальных институтов – всех субъектов правоотношений.
За годы реформирования постсоветской России роль регулятивной функции правосознания значительно снизилась. И дело тут не только в плохом знании многочисленных новых законов, актов, постановлений, но и в том, что многие из них нарушаются самим государством, некоторые оказались нежизненными, а есть и такие, что ведут к обострению общественных противоречий. Любые же оправдания ("неконституционность указа вызвана чрезвычайными обстоятельствами", "для выполнения закона у государства нет средств" и т.п.) общественное сознание не приемлет, в результате необязательность захватывает все слои общества, растет беспредел.
Гносеологическая функция правосознания выражается в том, что правовые идеи, теории, законы, нормы познаваемы, и именно через их познание возникает правовое знание как фундаментальная предпосылка правового поведения. Кроме того, гносеологическая функция позволяет понять, что нормы и законы не бывают врожденными, а формируются на основе всеобщих законов общественного развития, определяются материальной жизнью общества, обладая в то же время относительной самостоятельностью.
Эта самостоятельность проявляется в том, что правовое сознание может отставать или опережать правовую реальность, быть ей адекватным, достаточно точно отражать ее в идеях, теориях, нормах или извращать реальное положение дел. То есть правовое сознание способно и ускорять общественное развитие, и тормозить его.
Аксиологическая функция помогает оценить правовые явления, содержание юридических законов и норм, состояние законности и правопорядка в обществе. Следует отметить, что "качество" этой функции и степень ее проявления зависят от политического режима. Чем он демократичнее, тем самостоятельнее, критичнее и требовательнее оценки правосознания.
45. Нравственное сознание. Классовое и общечеловеческое в морали. Исторические типы морали
Этика, мораль, нравственность – эти слова возникли в разных языках и первоначально обозначали примерно одно и то же. В греческом языке слово "этика" (ethika, от ethos) означает обычай, нрав, характер. В латинском языке слово "мораль" (от moralis) также означает нрав, нравы, обычаи, что по смыслу близко к значению русского слова "нравственность". И в наше время в большинстве случаев термины "мораль" и "нравственность", "моральное воспитание" и "нравственное воспитание" употребляются как синонимы. Мы тоже будем придерживаться такого подхода.
В советское время и учеными, и практиками упор делался на классовый характер морали как формы общественного сознания, при этом общечеловеческие, общезначимые нравственные ценности вроде бы и не отрицались, а как бы затушевывались. В свое время Ф. Энгельс подчеркивал, что каждый из трех классов тогдашнего общества – феодальная аристократия, буржуазия и пролетариат имеют свою особую мораль (т.е. классовую). По мнению Энгельса, названные им моральные формы выражают три различных ступени одного и того же исторического развития, а значит, имеют общую историческую основу, и уже поэтому в них не может не быть много общего. Этим общим как раз и является общечеловеческая нравственность, основанная на общечеловеческих общезначимых ценностях. Поэтому при разработке проблем нравственного воспитания современные отечественные ученые выделяют приоритетность общечеловеческих ценностей. По утверждению Б. Т. Лихачева, "приоритету общечеловеческих ценностей способствуют глобальные процессы и взаимодействия: экологическое единство планеты, единство культуры, опасность атомной войны, невозможность в одиночку справиться с голодом, болезнями, последствиями природных катастроф, стихийных бедствий. Все это, конечно, не снимает проблем социально-классового противостояния людей и классового подхода к морали. Однако в диалектическом взаимодействии классовых и общечеловеческих императивов общечеловеческие интересы и ценности выходят на первый план, освобождают людей от классового ослепления и противоборства"[2]. Основными чертами морали при таком подходе выступают понимание соразмерности личного, индивидуального и общественного, подчинение личного общественному, гуманность, предполагающая отношение к личности не как к средству, а как к самоценности и конечной цели.
Нравственность можно определить как неписаные правила и нормы, регулирующие отношения человека с окружающим миром и его поведение в обществе. Эти нормы не опираются на силу правового или административного принуждения, человек добровольно руководствуется ими, поэтому указанные нормы предъявляют к нему более высокие требованиям, чем законы, ибо, по меткому замечанию философа, "право есть низший предел нравственности" (В. С. Соловьев). В . И. Даль определял нравственное как духовное, душевное в противоположность плотскому, телесному. Нормы нравственности существуют в виде идеалов добра, должного, справедливого и т.д. По сути, весь процесс воспитания человека и есть процесс его нравственного становления. Нравственность конкретного человека – это внутренне принятые и освоенные им нормы, которые регулируют его поведение; единство нравственного сознания, воли, нравственных чувств и нравственного поведения. Мораль пронизывает все элементы психики или по меньшей мере оказывает на них влияние. Исходя из этого факта, чтобы разносторонне охарактеризовать нравственную личность, необходимо рассмотреть все силы, все субъективные факторы, заставляющие ее поступать определенным образом, действовать так, а не иначе. Такими фундаментальными факторами поведения, как известно, являются потребности и интересы, выражающиеся в форме влечений, чувств, взглядов, убеждений, которые становятся мотивами поведения. Например, если мы обратимся к физиологическим потребностям (в пище, тепле, одежде и т.п.), то может показаться, что в них нет нравственного содержания, но это если рассматривать их с физиологической точки зрения. Однако в процессе воспитания эти потребности приобретают социальную форму проявления, включают в свое содержание то, что привносится культурой, в частности моралью. Так, хотеть есть – не значит стремиться утолить свой голод любым способом, любой ценой. Это значит также помнить о том, что есть хотят и другие, допустим, члены семьи или товарищи, думать о том, чтобы нищи хватило на всех, если ее запасы ограничены. В этом случае личная потребность осознается и соразмеряется с потребностью других людей, она уже иная, включающая в свое содержание нравственный момент.
Человечество во все времена искало идеал нравственного человека. В III в. до н.э. Платон предложил четыре добродетели для характеристики нравственного человека: мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Христианская религия добавила к ним еще три: веру, надежду, любовь. Возникшее в результате учение о семи добродетелях и сегодня занимает важное место в православной этике. Нравственно-богословской традиции христианства не случайно соответствует учение о семи смертных грехах, к которым относятся гордость (гордыня), алчность, похоть, зависть, чревоугодие, гнев, лень. Характерно, что современные исследователи, составляя типологию личностных качеств, выявляют и структурируют наиболее значительные из них, причем как положительного, так и отрицательного свойства.
Так, В. А. Блюмкин, Г. Н. Гумницкий и Т. В. Цырлина в работе "Нравственное воспитание" (1990) сделали попытку определить те моральные качества, формирование которых должно происходить в процессе нравственного воспитания. Эти качества они объединили в четыре группы: а) мировоззренческие (ценностные); б) моральные (нравственные); в) деловые•, г) прагматические.
► Собственно моральные качества и их антиподы авторы разделили на четыре подтипа.
1. Коллективистские качества: коллективизм, чувство солидарности и товарищества, чувство долга, ответственность, самоотверженность, альтруизм (бескорыстная забота о благе других). Антиподами этих качеств являются конформизм, корпоративизм, эгоизм, индивидуализм, безответственность.
2. Гуманистические качества (гуманность, человечность): человеколюбие, доброжелательность, доброта, благородство, великодушие, внимание к людям, заботливость, душевность, жалостливость, чуткость, отзывчивость, простота, скромность, чувство собственного достоинства, уверенность в себе, самокритичность, милосердие, деликатность, тактичность, уважение, доверие к людям. Антиподы данной группы качеств: благодушие, бесчеловечность, недоброжелательность, злонамеренность, невнимательность, равнодушие к людям, бездушие, безжалостность, черствость, бестактность, подозрительность, недоверчивость, мнительность, самомнение, гордыня, амбиции, зазнайство, высокомерие, надменность, заносчивость, спесивость, чванство, кичливость и т.д.
3. Качества, связанные с отношением личности к распределению ценностей: справедливость, беспристрастность, бескорыстие, чувство благодарности, кротость, смирение, независимость. Антиподы этих качеств: несправедливость, необъективность, пристрастность, корыстолюбие, мстительность, злопамятность, чрезмерная обидчивость, зависть, ревность и т.д.
4. Качества, связанные с особенностями морального регулирования поведения: чувство чести, стыда, самолюбие, почтительность, совестливость, честность, верность, преданность, надежность, принципиальность, искренность, прямота, чистосердечие, правдивость, откровенность. Антиподами данной группы качеств являются честолюбие, тщеславие, бесстыдство, льстивость, подхалимство, подобострастие, злословие, бессовестность, нечестность, непорядочность, ненадежность, беспринципность, лицемерие, притворство, ханжество, коварство, лживость, подлость, низость и т.д.
► К мировоззренческим качествам авторы относят сознательность, гражданственность, патриотизм, а также оптимизм, чувство юмора, чувство прекрасного и др.
► К деловым качествам относится отношение к труду, материальным благам: трудолюбие, добросовестность, дисциплинированность, деловитость, самостоятельность, требовательность, целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество, компетентность, бережливость, организаторские способности.
► Наконец, к прагматическим качествам относятся благоразумие, осторожность, вежливость, общительность, уживчивость, умеренность, обаяние, нежность и т.д.
46. Эстетическое сознание. Эстетическое воспитание в формировании личных качеств человека
Общий процесс превращения предметной реальности культуры в духовную культуру распредмечивающей ее личности, который был описан в первой части нашего курса, охватывает, естественно, и эстетический аспект культуры. Это значит, что эстетическое сознание каждого человека, и каждого поколения, и каждого слоя общества, и каждого народа, и всего человечества формируется в ходе распредмечивания воплощенных в предметности культуры эстетических ценностей, делая возможными в определенных историко-культурных условиях своеобразные «эстетические революции», например, при смене средневековой культуры в Европе культурой ренессансной или же на рубеже XIX и XX столетий, обозначенном радикальным разрывом с классической культурой так называемого модернизма. Подчеркну, что речь идет не только о том, что происходило в искусстве, но о тотальном преобразовании эстетических вкусов и установок во всем пространстве культуры — в повседневном поведении людей, в языке, в обрядности, в педагогической практике, в самом материальном производстве. Вместе с тем имманентная человеку свобода объясняет закономерность более или менее резких отклонений индивидуального вкуса от тех принципов и норм, которые внушает среда, хотя само соотношение силы эстетического воздействия среды и силы сопротивления этому воздействию оказывается обусловленным общим строем культуры — это отчетливо видно при сопоставлении господствовавших на протяжении тысячелетий типов традиционной культуры и вытеснившей их в Новое время культуры инновационно-креативной.
Процесс «эстетического распредмечивания» начинается с первых дней жизни ребенка — с влияния на его сознание облика ближайшей предметной среды: обстановки комнаты, одежды матери, ее движений и речи, формы сосок и погремушек, а затем предоставляемых ему взрослыми игр и игрушек, книжек и диафильмов, его собственной одежды и внушаемых ему правил поведения, манер, стилистики речи. Само осознание рождающихся при этом ощущений и переживаний приходит от взрослых: «Посмотри, как это красиво...» или: «Ты ведешь себя некрасиво...», «Это смешно, потому что...» или: «Хорошо, что ты сочувствуешь чужому горю...» Произведения разных видов искусства, включаемые родителями и педагогами в предметную среду, окружающую ребенка, — от колыбельной песни и рассказываемой сказки до покупаемых ему настольных игр, книг, пластинок — играют очень большую роль в пробуждении и направленном развитии эстетического сознания маленького человека, потому что эстетический опыт человечества предстает в них отобранным, отшлифованным и наделенным особой силой эмоционального воздействия; все же воздействие искусства не может заменить влияния реальной жизненной среды на формирование эстетического сознания вступающего в жизнь маленького человека, поэтому наиболее эффективны согласованные действия обеих сфер распредмечивания.
Рассматривая процесс этот в самом общем виде, нужно указать на то, что он имеет и разные уровни — стихийный и осознанно целенаправленный; последний, в свою очередь, предстает и в самодеятельной активности родителей, и в профессиональной деятельности педагогов, а по мере взросления человека и его общего духовного развития эстетическое воспитание, идущее извне, дополняется эстетическим самовоспитанием личности. На нынешнем этапе истории культуры общество создает все более широкие условия для эстетического самовоспитания — и упоминавшейся выше практикой дизайна, предоставляющей каждому человеку возможности выбора удовлетворяющего и развивающего его эстетические потребности предметного наполнения среды его обитания, и организацией концертной деятельности, музейного дела, изданием массовой литературы по различным проблемам эстетики, теории и истории искусств, соответствующими действиями создателей телевизионных и радиопрограмм. Главным же тут следует считать способность школы — к великому сожалению, редко ею реализуемую! — формировать у молодых людей потребность в непрерывном эстетическом самовоспитании и сознание его необходимости культурному человеку в преддверье XXI столетия.
Эстетическое воспитание и самовоспитание в совокупности и взаимодействии всех их конкретных форм и способов имеют несколько целей: первая состоит в том, чтобы обеспечить каждой личности возможность эмоционально насыщенного и духовно-возвышенного восприятия всего окружающего мира и ее собственного поведения — такого восприятия, которое нам дарует развитое эстетическое сознание; вторая цель — внедрять в человеческие души потребность и способность эстетически ориентированной практики, установку на эстетически значимое формообразование во всех сферах деятельности; третья цель — порождать у человека потребность и формировать его способность и уменье передавать другим свой эстетический опыт и тем самым активно включаться в историческую эстафету развития эстетической культуры человечества.
Таким образом, эстетическая культура во всех трех ее масштабных проявлениях — общечеловеческом, групповом и индивидуальном — является аспектом целостного существования культуры, необходимым ей для эффективного функционирования и формирования человека как культурного существа. А этим