Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В данной работе мы создадим проект по теме: «Традиционные игры Пермского края». Рассмотрим, какие были и есть в настоящее время спортивные, национальные, подвижные игры разных народов, которые передавались из поколения в поколения.
Гипотеза: актуальность традиционных игр Пермского края, как возможность постараться возродить интерес к традиционной культуре.
Тип проекта: педагогический, развивающий.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: преподаватели и дети, родители детей, преподаватель физкультуры и спорта.
Материально-технические ресурсы, которые необходимы для выполнения данной работы:
- подбор необходимой литературы;
- подбор национальных спортивных игр Пермского края;
- отбор наглядного материала (фотографии, презентация).
Цель проекта: создать некую систему, которая поможет приобщить детей к подвижным играм, через знакомство с культурой народов Пермского края.
Задачами проекта являются:
- ознакомление с национальными особенностями народов Пермского края;
- ознакомление со спортивными играми народов Прикамья;
- развитие целеустремленности, взаимовыручки, привить умение самостоятельно организоваться в игру;
- привить эстетическое воспитание.
Ожидаемые результаты по проекту: дети будут знать народы, которые проживают на территории Пермского края. Будут знать их традиции, обычаи, быт, научатся играть в их традиционные спортивные игры.
Краткое описание проекта. Проект направлен на повышение заинтересованности детей и родителей к народным, спортивным, подвижным играм, а также на приобщение детей к истокам культуры народов Пермского края. В проекте будут определены основные направления, цели и задачи. Рассмотрим такие направления как приобщение детей к истокам народной культуры – это ознакомление с национальными традициями, костюмами, чтение сказок, загадок. Также в этот проект должны быть вовлечены родители в области воспитательного и образовательного процесса, через поиск необходимой информации. Будет представлена презентация для реализации результатов проекта[3].
Проблема данной темы заключается в том, что в современности дети стали меньше играть в подвижные игры, в разы меньше общаются со сверстниками. Все внимание отдается компьютерам, гаджетам. Очень мало живого общения. Основным результатом игр является развивающий эффект, получение удовольствия (терапевтический эффект), а также воспитательное значение.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что подвижные игры – это не малая составляющая образовательного процесса. Повсеместно в нашей стране развиваются и совершенствуются национальные традиции в литературе, искусстве, фольклоре – к чему также относятся народные спортивные игры[4]. Исходя из демографических данных, в Прикамье проживает множество национальностей.
Глава 1
1.1 Традиционные игры Пермского края. История
Территория Пермского края – это многонациональный край. В этом регионе живут представители более ста национальностей. Это - русские, армяне, удмурты, татары, башкиры, пермяки, белорусы, чуваши и многие другие национальности.
Издавна, в подвижных, традиционных играх отражался образ жизни людей, их труд, национальные устои, быт, представления о мужестве, чести и смелости. Прививались и воспитывались такие качества как умение обладать выносливостью, ловкостью, обладать силой, иметь крепкую выдержку и волю, стремиться к победе, а также проявлять смекалку[13].
Дабы донести всю историю, национальный колорит того или иного народа, обычаи, оригинальное самовыражение, индивидуальность языка, форму содержания текста – представители культуры призывали совместно собирать народные спортивные игры и описывать их[5]. Национальные игры – это некая неотъемлемая часть физического, а самое главное – эстетического воспитания детей.
Участие детей в активных народных играх – это сочетание радости движения с духовным обогащением. При этом формируется уважительное отношение к родному краю. Любые народные игры выразительны и доступны любому человеку. Такое времяпрепровождение формирует активную работу мысли, расширяет кругозор ребенка, также развивает креативность, нормализует и совершенствует психические процессы.
Народные игры – это соревновательный задор, шутки и юмор. В спортивных играх движения точны и образны, могут сопровождаться интересными веселыми моментами, заманчивыми считалками и жеребьевками. Такие игры несут в себе эстетическое значение, сохраняют художественный материал, фольклор.
Все народы, которые проживают на территории Пермского края, имеют свои обычаи и традиции. Существуют обычаи, которые характерны для всех. Они несут в себе гостеприимство, закон дружбы между соседями, а также уважение к старшим. Передавать и хранить мудрость сохраненную веками среди поколений, является обычаем у всех народов. В настоящее время каждый человек сам для себя определяет нужно ли соблюдать и чтить заветы своих предков. Но помнить, что традиции – это часть истории – обязан каждый[10].
Игры и их описание, правила мы рассмотрим в подготовленной презентации с иллюстрациями. Будет выделено шесть основных игр народов Пермского края: русского, татарского, коми-пермяцкого, башкирского, чувашского, удмуртского.
1.2 Актуальные традиции игр
С незапамятных времен, игра – была спутником человека. Как говорилось ранее, народные игры – это история. История, которая сохранилась до наших дней, передаваемая из поколения в поколение, впитывая в себя только самые лучшие традиции. В далекой древности зародились самые простые игры, которые напоминают игры животных[7]. Это такие игры, которые связаны с ловлей друг друга, бегом или же с лазанием и прыганием по деревьям.
В старину, жизнь человека была более тесно связана с природой, нежели сейчас. В лесах было много животных. Все работы выполнялись в соответствии с природными циклами, а также зависели от погодных условий[1]. Жизнь раньше во многом зависела от природы, это касалось достатка человечества, их питания. В то время, игры служили выражением человеческих взаимоотношений. Принято считать, что народная игра, сама по себе не могла существовать. Она происходила от определенных обрядов, повседневной работы человека.
Народные праздники и празднично-игровая культура, которые тесно связаны между собой – являются сильным фактором актуализации и показа культурного наследия народностей. Они самоидентифицируются и подталкивают к сплочению людей в рамках единой социальной культуры.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры. М. : Айрис-пресс, 2003;
2. Бабунова Е.С., «Наш дом-Южный Урал»;
3. Картотека «Народных подвижных игр»;
4. Картотека «Малоподвижные игры»;
5. Картотека «Считалок».
6. Иванов Н.В. География Пермской области. Учебное пособие // Пермь: Книжное издательство, - 1984.
7. Назаров Н.Н., Шарыгина М.Д. География Пермской области. Учебное пособие // Пермь: Книжный мир, - 1999
8. М.: Азбуковник, - 1999. Особо охраняемые природные территории Пермской области. Регистр /отв.ред. С.А. Овеснов/ - Пермь: Книжный мир, - 2002.
9. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ : Детство-Пресс, 2010г.
10. Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры - Спб.: Речь, 2011 г. - 184 с.
11. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений М:Мозаика-Синтез, 2009 г.- 64 с.
12. Савенко Е.В. Путешествуем по Чусовой // Екатеринбург: Независимый институт истории материальной культуры, - 2001.
13. Туризм в Пермской области /сост. С.Барков/ - Пермь: Раритет-Пермь, - 2002.