Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Участие в деятельности Организации Объединенных Наций, опирающейся на универсальный мандат и общепризнанную легитимность, рассматривали в первую очередь как возможность содействовать налаживанию многостороннего взаимодействия в интересах оперативного реагирования на вызовы международной безопасности.
В период с 1 июня по 1 июля 2014 г. Российская Федерация занимала пост Председателя Совета Безопасности (СБ ООН). Российской стороной была разработана интенсивная программа председательства, которая включала в себя проведение 11 открытых заседаний, 3 закрытых заседаний и 14 консультаций.
Одному из ключевых направлений работы ООН – миротворческой деятельности – была посвящена открытая тематическая дискуссия о новых тенденциях в миротворческих операциях под эгидой Организации. Обсуждение сфокусировалось на вопросах «силового» миротворчества, новых технологиях, межмиссионном сотрудничестве.
По мнению России, формат осуществления миротворческих миссий ООН не должен выходить за рамки базовых принципов ооновского миротворчества, учитывая, что главную ответственность за безопасность мирного населения несут национальные правительства. Решения об «усилении» мандатов операций ООН по поддержанию мира (ОПМ) Совету Безопасности следует принимать в исключительных случаях, руководствуясь конкретной ситуацией «на земле», уделяя особое внимание недопустимости создания условий, способных привести к гибели миротворцев и захвату их в заложники.
Участие России в военно-политической деятельности ООН
В рамках дискуссии по вопросам материально-технического обеспечения миротворчества выступали в пользу сохранения максимального контроля государств-членов за качеством предоставляемых ОПМ услуг, их должным техническим и кадровым обеспечением, надежным и предсказуемым финансированием. Еще одно непременное
условие – определение Советом Безопасности ООН ясных, реалистичных задач и четких временных рамок ОПМ.
Решение по использованию передовых технологий при проведении операций по поддержанию мира, прежде всего средств наблюдения, связи и беспилотников, следует, по мнению России, принимать в каждом конкретном случае после консультаций с государством, на территории которого проводится операция, и соседними странами, учитывая весь комплекс преимуществ и возможных рисков/ресурсных издержек.
Оказали содействие Секретариату ООН в учреждении Группы экспертов высокого уровня по подготовке всестороннего обзора миротворчества, в состав которой включен и российский эксперт. Способствовали углублению контактов по тематике миротворчества между ООН и региональными организациями, прежде всего ОДКБ и ШОС [3].
Значимым оставалось российское участие в миротворческих операциях ООН. Численность российских миротворцев в 9 операциях ООН по поддержанию мира по состоянию на декабрь 2014 г. составляла 83 чел. Россия по-прежнему занимает одно из ведущих мест в области гражданских авиационных услуг, оказываемых для нужд ОПМ. Продолжалась положительно зарекомендовавшая себя практика подготовки миротворческих кадров из стран Африки на базе российских учебных заведений.
Выстраивая свою работу в ООН, неизменно ориентировались на выработку коллективных решений на основе уважения принципов независимости и территориальной целостности государств, верховенства международного права, противодействовали попыткам разрешения кризисных ситуаций путем силового вмешательства во внутренние дела суверенных государств в нарушение Устава ООН. Выступали за использование имеющихся в распоряжении Совета Безопасности ООН санкционных механизмов исключительно с целью содействия
политико-дипломатическому урегулированию конфликтов. Применение рестрикций должно носить адресный характер и минимизировать издержки для гражданского населения. Односторонние же санкции не просто контрпродуктивны, так как подрывают коллективный характер международных политико-дипломатических усилий, но и незаконны [2].
Данные принципы легли в основу выдвинутого Российской Федерацией в период проведения сегмента высокого уровня 69-й сессии Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН предложения о разработке декларации о недопустимости вмешательства во внутренние дела суверенных государств, непризнании государственных переворотов как метода смены власти и исключении из международного общения попыток незаконного давления одних государств на другие, включая применение национального законодательства, носящего экстерриториальный характер.
В декабре ГА ООН приняла российский проект резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности», направленный на пресечение вмешательства во внутренние дела государств, использования
информационно-коммуникационных технологий в криминальных, террористических и военно-политических целях.
Использовали трибуну ООН для противодействия попыткам искажения истории и пересмотра итогов Второй мировой войны. Широкую поддержку (декабрь) получил российский проект резолюции ГА ООН «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимостью». Совместно с Китаем и партнерами по ОДКБ внесли дополнительный пункт повестки дня в работу 69-й сессии и подготовили проект резолюции ГА ООН, посвященной 70-летней годовщине Победы в Великой Отечественной Войне [2].
Одной из традиционных тем обсуждения на ооновской площадке оставалась проблематика реформирования ООН и ее Совета Безопасности. Российская Федерация исходила из того, что реформирование Организации не должно сказаться на эффективности ее институтов – в первую очередь, Совета Безопасности – и требует максимально широкого консенсуса государств-членов относительно практических путей «модернизации» ООН. При этом прерогативы нынешних постоянных членов СБ ООН, включая право вето, ревизии не подлежат. В 2014 г. согласия по указанным вопросам достичь не удалось.
Участвовали в деятельности Комиссии ООН по миростроительству, направленной на поддержание мира в странах, переживших конфликты. Российская Федерация внесла ежегодный взнос в Фонд ООН по миростроительству в размере 2 млн. долл. США.
Занимались проработкой вопросов, связанных с формированием Глобальной повестки дня в области развития (ГПДР) на период после 2015 г., призванной объединить усилия международного сообщества в борьбе с голодом и нищетой. Исходим из того, что составляющие ядро ГПДР Цели устойчивого развития (ЦУР) будут выдержаны строго в русле итогов Конференции «Рио+20» и концепции устойчивого развития в рамках ее трех измерений – экономического, социального и экологического. Оказывали финансовое и экспертное содействие процессу реализации инициативы Генерального секретаря ООН «Устойчивая энергетика для всех» (УЭВ).
Констатируем позитивные сдвиги в решении вопросов технического содействия, в частности, последовательную и своевременную реализацию
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Амплеева Е.Е., Афанасьева И.С. Реформирование Совета Безопасности ООН: к 70-летию окончания второй мировой войны и создания ООН // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2015. Т. 28. № 3. С. 9-15.
2. Веричев Д.К. Миротворческая деятельность: основы, особенности и вызовы нового времени // Этносоциум и межнациональная культура. 2014. № 7 (73).
3. Гарипов Р.Ш. Взаимодействие международных организаций в области обеспечения европейской безопасности // Международное публичное и частное право, 2011. № 2.
4. Исполинов А.С. Санкции Совета Безопасности ООН, суды ЕС и права человека // Евразийский юридический журнал. 2011. № 37.
5. Лебединец И.Н. К вопросу о подразумеваемой компетенции международных организаций // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 2 (63). С. 197-205.