Фрагмент для ознакомления
2
Рецензия на книгу «Как воспитывали русского дворянина?»
На сегодняшний день существует множество различных и даже противоречивых рекомендаций по воспитанию детей, но в конце концов, затерявшись в этом океане советов, родители начинают воспитывать своё чадо исходя лишь из собственной интуиции. К сожалению, часто подобные действия это программа максимум, т.к. большинство современных родителей в принципе не понимает смысл слова «воспитание» и не воспитывают своих детей совсем. В результате мы сталкиваемся не только с извечной проблемой «отцов и детей», но и вынуждены наблюдать, как наше подрастающее поколение мечется в этом мире в тщетных поисках себя и своего места.
В современном обществе все больше растет интерес к дворянской культуре, дворянскому воспитанию. Дворянское воспитание приносило удивительные плоды. Русский аристократ — это совершенно особый тип личности, человек необыкновенной честности, благородства и тонкости чувств. Автор книги пытается разобраться, как воспитывались дети аристократов — чему их обучали и как прививали все эти благородные чувства и изысканные манеры.
О.С. Муравьева подробно описывает тот идеал, на достижение которого ориентировали дворянских детей, демонстрирует приемы и методы, с помощью которых развивались в них необходимые качества. В книге много увлекательных выдержек из мемуаров, писем, дневников дворян позапрошлого столетия, которые помогают лучше понять, как привитые им в детстве принципы реализовывались в реальной жизни, несмотря на любые разочарования и невзгоды. Книга рассчитана на широкий круг читателей и будет интересна как родителям, так и воспитателям и учителям.
Ольга Муравьева является потомком древнего дворянского рода, и в своей книге она собрала многовековой опыт знаменитых семей России по воспитанию русского дворянина.
Книга написана простым языком без нравоучений. Она разделена на несколько глав, в которых аккумулируется опыт воспитания дворянских детей по тем или иным направлениям. Опыт, накопленный веками, автор излагает современному читателю, приводя цитаты из сочинений и писем известных представителей русского дворянства. Кроме того, приведены выписки из мемуаров и биографий знаменитых россиян.
Ольга Муравьева не только излагает исторический материал, но и приводит конкретные педагогические методы и приемы, с помощью которых в молодых дворянах воспитывались такие качества как благородство, мужество, преданность, кристальная честность, бесстрашие и т.д.
Несмотря на то, что стандарты воспитания в дворянской среде формировались в 18-19 веке, они актуальны и в наше время. Книга будет интересна не только молодым родителям, воспитателям и учителям, но и любителям истории, так как она содержит интересный и редкий исторический материал
Всё в этой книге хорошо: и содержание и "форма". Очень удобный формат, необременительно брать её с собой и читать в дороге. О качестве издания не говорю, - оно действительно на высоте. Теперь о содержании. Каждая глава в книге посвящена отдельному морально-нравственному качеству или принципу, которому дворяне должны были следовать (в идеале).
«Дворянское воспитание» это не педагогическая система, не особая методика, даже не свод правил. Это, прежде всего, образ жизни, стиль поведения, усваиваемый отчасти сознательно, отчасти бессознательно: путем привычки и подражания; это традиция, которую не обсуждают, а соблюдают.
Решающей установкой в воспитании дворянских детей состояла в его ориентации не на успех, а на идеал.
Храбрость, честь, образование характерны дворянским детям не для ему достижения чего бы то ни было, а лишь по тому что он дворянин, потому что он должен быть именно таким.
Отличное воспитание тесно переплеталось с этическими нормами, которые проявлялись в поведении молодых дворян. Основой служило безоговорочное послушание родителям и уважение старших. Авторитет отца был непререкаем, а его слова не подвергались обсуждению.
Главной добродетелью считалась дворянская честь. Она диктовала поведение дворянина и безоговорочно преобладала над любыми другими соображениями.
При этом, согласно дворянской этике, честь не давала абсолютно никаких преимуществ, а, наоборот, делала человека только более уязвимым. Нарушивший данное слово мог навсегда загубить свою репутацию, поэтому надежность честного слова была поистине
И нравственные нормы, и правила хорошего тона, естественно усваивались дворянскими детьми прежде всего в семейном кругу.
Усиленная физическая закалка ребенка отчасти была продиктована условиями жизни; большую часть мальчиков в будущем ждала военная служба, любой мужчина того времени рисковал быть вызванным на дуэль.
Лицеистов обучали верховой езде, фехтованию, плаванью и гребле. Добавим к этому подъем в 7 утра, прогулки в любую погоду и обычно простую пищу.
В военных училищах требования к воспитанникам в отношении физической закалки были несравненно более строгими, и обращались с кадетами куда суровей.
Порядки в Кадетском корпусе и даже в Смольном институте для «благородных девиц», описанные, в частности, в мемуарах П. М. Жемчужникова и Е. Н. Водовозовой, поражают своей жестокостью; наказания детей граничили просто с истязанием.
Таким образом стиль и методы воспитания в государственных учебных заведениях отражают не столько обычаи дворянства, сколько практику российских чиновников от просвещения.
Показать больше