Фрагмент для ознакомления
2
РЕЦЕНЗИЯ
на речевой раздел примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»
Рецензируемая образовательная программа создана авторским коллективом, в состав которого вошли К.Ю. Белая, М.И. Борисова, А.Н. Веракса, Т.В. Волосовец, В.В. Гербова, Н.Ф. Губанова, Н.С. Денисенко, Э.М. Дорофеева, О.В. Дыбина, Е.С. Евдокимова, М.В. Жигорева, М.Б. Зацепиан, И.Л. Кириллов, Е.Н. Кутепова, Г.М. Лямина, В.И. Петрова, О.А. Соломенникова, Э.Я. Степаненкова, Т.Д. Стульник, С.Н. Теплюк, О.А. Шиян. Руководство авторским коллективом осуществляли Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Документ предназначен для реализации содержания федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в обучении и воспитании детей раннего – старшего дошкольного возраста. Срок реализации программы – 6 лет (при условии, что ребенок будет находиться в детском саду с грудного возраста).
В качестве целевого ориентира на этапе завершения обучения перечислены показатели, свидетельствующие о том, что «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах» [1, с. 19]. Достижение целевого ориентира, согласно содержанию программы, обеспечивается проведением психолого-педагогической работы по пяти образовательным областям; в данном случае – область «Речевое развитие». В качестве ведущих дидактических принципов указано развивающее обучение и научное положение Л.С. Выготского, в соответствии с которым правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Исходя из замысла программы, оно выполняет роль интегративного механизма, так как вербализация свидетельствует о когнитивных процессах.
Согласно выводам Л.С. Выготского, речь неотделима от мыслей: связность речи свидетельствует об умении замечать причинно-следственные связи. Данный показатель считается одним из важных для характеристики нормально развивающегося ребенка, так как в четком, последовательном высказывании отражается логика мышления, умение оценить воспринимаемое и правильно его выразить. Соответственно, в психолого-педагогических условиях программы описаны особенности проектирования образовательного пространства, которое стимулировало бы детей к проявлению вербальной активности. И это логично, поскольку речевое взаимодействие является основой полноценной коммуникации всех субъектов. По мере взросления ребенка происходит совершенствование его речи.
Взаимодействуя с ровесниками и взрослыми, он испытывает потребность вербализовать всю совокупность эмоций и впечатлений, полученных благодаря познанию окружающего мира. Умение выражать мысль с помощью слов, употребленных в соответствии с изначальной семантикой, имеет важное значение для развития личности, так как социальное взаимодействие значительно затруднено, если к старшему дошкольному возрасту не сформирован искомый навык. В программе сказано, что воспитатель должен «обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка» [1, с. 104]. Точка зрения, так называемые Я-высказывания, проявляются через речь. Но необходимы высказывания, помогающие воспитаннику встать на позицию другого человека. Поэтому педагог должен «обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу» [1, с. 104]. Следовательно, речевое развитие также параллельно осуществляется через усвоение этикетных формул, обеспечивающих продуктивность социальных контактов.
В разделе программы, названном «Образовательная область
Показать больше