Фрагмент для ознакомления
2
В статье автор дает перечень основных черт модели «модернистской картины мира с присущей ей сильной ориентацией на науку». А именно: «высокий статус объективности; стремление к количественным, а не качественным результатам; интерсубъективный, надличностный, универсальный характер результатов..; абстрактный характер результатов в противоположность данным чувственно-непосредственного опыта; скорее инструментальное, нежели субстанциальное понимание рациональности. установка на доказательность (требование верификации или проверки на фальсифицируемость); тенденция к тиражированию и воспроизводимости результатов; скептическое отношение к авторитетам, интеллектуальная самостоятельность и автономия... неприятие любой сакрализации. антитрансцендентный, антиметафизический характер общей установки деятельности.». Соответственно, «антинаука», по Холтону, ориентирована зеркально противоположным образом.
Можно выделить две основных причины закрепления подобных стереотипов. Первая - весьма идеализированное и уже не соответствующее действительности представление о самой науке (что мы попытались выше показать) и, главное, столь же не соответствующее действительности представление о метафизике - попросту некомпетентность в данной сфере. Она выражается, прежде всего, в неразличении между высочайшими образцами метафизической традиции и множеством весьма вторичных или прямо ложных учений и практик, где происходит либо отход от выверенных основ, либо сознательное искажение в угоду земным целям.
Кроме этого, постоянно происходит смешение мировоззренческих и социальных аспектов традиции.
В процессе истории выделились нормы и идеалы научного познания, ведущие критерии: познание ради знания, поиск новых истин, связь теории с эмпирией, объективность истины, логическая и эмпирическая обоснованность, требование рациональной точности теории, прогресс новизны и степени общности знания, признание нового знания дисциплинарным сообществом. Выделяются онтологические, эпистемологические, методологические, семантические, аксиологические блоки, в которые объединяются нормы, что придает науке деятельностный характер в виде образцов постановки задач, идеалов научного метода и нормативных результатов поиска.
Необходимо отметить изменение классических идеалов научности, отхождение с течением времени от традиционных их представлений. Поводом к тому служат развитие междисциплинарных исследований, возрастающая доля прикладного направления в науке, процессы редукционизма между идеалами научности, перемены в разграничении отраслей наук и классификациях ученых.
Даже наука не защищена от просчетов и заблуждений. И именно потому критическая позиция к полученным результатам, их обоснование, проверка и дальнейшая перепроверка являются обязательными ритуалами научного творчества.
На границе между научным и лженаучным знаниями возникают негативные формы, паразитирующие на теле науки и ведущие к деформациям