Фрагмент для ознакомления
2
Рецензия на работу Коржихиной Т. П., Фигантер Ю. Ю. «Советская номенклатура: становление, механизмы действия»
Статья рассматривает исторические нюансы становления системы советской номенклатуры. Советская номенклатура – это перечень наиболее важных должностей в государственном аппарате и в общественных организациях, кандидатуры на которые предварительно рассматривались, рекомендовались, утверждались и отзывались партийным комитетом - от райкома, горкома до ЦК КПСС. Кроме того, это понятие может включать в себя и систему документов, регламентирующих процесс назначения и смены руководителей.
Авторы отмечают, что этот термин часто употребляется в негативном ключе, подразумевая по собой бюрократические процессы в государстве, обеспечивающие закрытость сообщества руководителей высшего звена.
Отмечая актуальность исследования, авторы делают вывод, что тема номенклатуры не имеет масштабных исследований и практически исчерпывается работами М. С. Восленского. При этом социальная направленность действий властей представляется интересной для понимания формирования стратегии внутреннего обустройства советского государства.
Исследование ставит перед собой задачу осветить становление номенклатуры с точки зрения трех разных аспектов: как систему документации, позволяющей определенному слою управленцев обособиться от общества, как механизм принятия должности, и как специфический слой государственных служащих, работающий по системе самовоспроизводства.
С этой целью авторами анализируются материалы Орграспредотдела ЦК КПСС, при расчетах социальных характеристик используются официальные биографические и социально-профессиональные характеристики членов ЦК РКП(б) - ВКП(б) - КПСС и неопубликованные материалы личных карточек.
Номенклатура интересна для изучения, поскольку, как назначаемая, а не выборная часть государственных служащих присуща любому государственному режиму.
При этом советская номенклатура по своей структуре была качественно отличная от зарубежных систем. Общественный строй зависел и жизнь общества зависела от решений главенствующей партии в однопартийной системе. Авторы отмечают, что это ставит под вопрос возможность народа сделать какое-либо волеизъявление по поводу изменений в системе управления. Опираясь на имеющиеся исследования, авторы отмечают, что такую систему можно расценить как довольно тоталитарную и свойственную скорее азиатским государствам.
Советская номенклатура как принцип назначения должностных лиц проявляла себя уже достаточно сильно сразу после Октября 1917 г., но директивной документации, утверждающей этот принцип, тогда еще не было. Можно сказать, что на полное формирование этой системы с ее документацией уходит два последующих десятилетия.
Говоря об уникальности системы советской номенклатуры и ее непохожести на системы Европейские, исследователи тем не менее, отмечают, что процесс ее формирования был абсолютно закономерным для исторического процесса того времени. К власти пришла новое руководство, целиком вытеснившее старую систему, поэтому оно начинает формировать систему собственную, отвечающую его интересам.
В этой форме номенклатура присуща всякой приходящей к власти группе, ибо представляет собой обычный процесс ее конституирования в социальную силу, способную взять и удержать государственную власть. После восхождения такой группы на вершину государственной власти назначаемые должности занимают ее представители.
Авторы статьи выделяют важную проблему, которая возникает на этом этапе: руководящие должности начинают занимать партийные деятели, который вызывают доверие своей лояльностью режиму, но при этом могут не всегда подходить для выполнения непосредственных должностных обязанностей, что вызывает ярко негативную реакцию со стороны управленческого состава на местах – люди не готовы работать с тем, кого не знают, и в чьей компетентности не уверены.
Впервые на XII съезде партии (апрель 1923 г.) в резолюции «По организационному вопросу» было сказано: наряду с подбором партийных кадров съезд признает очередной задачей партии и подбор «руководителей советских, в частности хозяйственных и других органов, что должно осуществиться при помощи правильной и всесторонне поставленной системы учета и подбора руководителей и ответственных работников советских, хозяйственных, кооперативных и профессиональных организаций».
Для этого съезд рекомендовал расширить и укрепить учетно-распределительные органы партии в центре и на местах «с целью охвата всей массы коммунистических и сочувствующих коммунизму работников во всех без исключения областях управления и хозяйствования».
Исследователи отмечают эти события как ключевые для формирования нового этапа развития советской номенклатуры. Назначение ставленников партии из неформального явления оформляется в систему, подкрепленную документами.
Показать больше