Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В работе рассматриваются основные жанры инструментальной музыки второй половины 17-начала 18 столетия. Актуальность обращения к теме обусловлена тем, что в этот временной период инструментальная музыка Европы стремительно развивалась, появлялись новые жанры, определивший дальнейший путь европейской музыкальной культуры.
Цель работы – обзор, выявление наиболее существенных черт жанров инструментальной музыки в творчестве композиторов второй половины 17-первой половины 18 вв.
В связи с поставленной целью реализуются следующие задачи:
- репрезентация общей характеристики развития инструментальной музыки в Европе в означенный период
- анализ и выявление специфики инструментальных жанров музыки в творчестве композиторов второй половины 17 века
- анализ и выявление особенностей инструментальных жанров в музыке композиторов первой половины 18 столетия.
1.Общая характеристика развития инструментальной музыки во второй половине 17 века и в первой половине 18 столетия
Инструментальная музыка в историческом аспекте стала развиваться позднее, чем вокальная. И далеко не сразу она обрела самостоятельное значение. В первую очередь, на начальном этапе ей был присущ прикладной характер, то есть, она должна была сопровождать разные моменты жизни, а именно, речь идет о торжественных и траурных церемониях, балах, выездах на охоту и т.д. Во-вторых, на протяжении длительного временного периода инструментальная музыка прямо зависела от вокальной, то есть, инструменты, применялись, чтобы сопровождать пение, вокальная линия пребывала на первом месте. И даже столь значимый инструмент, как орган, без которого невозможно себе представить католическое богослужение, многие столетия не обладал собственным «лицом», дублировал хоровое письмо.
Но ситуация стала меняться в эпоху Ренессанса, инструментальная музыка совершает огромный рывок, что послужило основой для создания обширного инструментального репертуара. Тем не менее, на тот момент многие инструментальные композиции почти не имели отличий от вокальных: инструменты должны были заместить голоса, а специфика тембров не учитывалась. Данные пьесы исполнялись на любых инструментах, если позволял диапазон .
Но постепенно инструментальная музыка отказывалась от пути воспроизведения и копирования вокальных образцов. И 17 век сыграл в этом процессе ключевую роль. Инструментальная музыка переживала бум раскрепощения, став самостоятельной областью композиторского творчества, что сказалось и на расширении круга ее содержания. И абсолютно любой жанр профессиональной музыки не обходился без использования музыкальных инструментов.
Вторая половина 17 столетия ознаменовалась и появлением, ростом живого интереса к разным музыкальным тембрам. Композиторами осознавались те возможности, которыми обладает каждый инструмент, соответственно, эти возможности стали учитываться и при создании произведений.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Друскин М.С. История зарубежной музыки. – М., 1983.
2. Иванова Г.Е. Трио-соната как основной жанр музыки позднего барокко. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/trio-sonata-kak-osnovnoy-zhanr-muzyki-pozdnego-barokko
3. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. - М., 1983.
4. Соколов О. К проблеме типологии музыкальных форм / О.В. Соколов // Проблемы музыкальной науки : [сб. ст. / сост. : В. И. Зак, Е. И. Чигарева]. - М. : Советский композитор, 1985. - Вып. 6. - С. 152-180.
5. Сунь Кэнлян. Особенности циклообразования в западноевропейской инструментальной музыке первой половины ХХ столетия : автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. искусствоведения : спец. 17.00.02 «Музыкальное искусство» / Сунь Кэнлян. - СПб, 2012. - 21 с.