Фрагмент для ознакомления
2
1. Краткая справка об авторе
Джордж Дики (род. 1926) – это американский философ, эстетик, профессор Иллинойского университета в 1960-70-е гг. Традиционно Дж. Дики относят к школе аналитической философии. Небольшая статья «Определяя искусство» была написана им в 1969 году. В последующих, более поздних изданиях он несколько корректировал свою теорию, не отказываясь от ее главных положений.
2. Пересказ статьи
В данной статье Дж. Дики пытается дать определение произведению искусства. Он задается вопросом: что именно отличает произведение искусства от других предметов?
По мнению автора, произведение искусства должно соответствовать двум критериям. Во-первых, оно должно быть артефактом. Во-вторых, оно должно иметь статус кандидата для оценки. Данный статус артефакту должно присвоить либо общество в целом, либо какая-то отдельная социальная группа. Существование какого-либо объекта как артефакта и существование какого-либо объекта как кандидата для оценки – это не одно и то же, это два разных свойства данного объекта.
Следует учитывать, что рассматриваемая статья весьма небольшая по объему и затрагивает далеко не все положения теории искусства Дж. Дики. Например, сам автор отмечает, что вопрос о том, какие именно аспекты произведения искусства входят в состав кандидатов для оценки, он рассматривает в других своих произведениях.
Вся последующая статья представляет собой доказательство вышеперечисленных положений.
Когда мы видим произведение искусства в музее (например, картину, скульптуру, предмет декоративно-прикладного искусства и т.п.), на сцене театра, либо в аналогичных условиях, то очевидно, что данному артефакту уже присужден статус. Тогда возникает закономерный вопрос: а кто именно присуждает артефакту данный статус? Ведь далеко не все они выставлены в музеях, галереях. Некоторые артефакты находятся в мастерских художников и их никто не видит.
Дж. Дики проводит параллель между присвоением статуса произведению искусства и церемонией бракосочетания: «Подобно тому, как двое людей достигают статуса состоящих в гражданском браке внутри системы законов, артефакт может получить статус кандидата для оценки внутри системы …«художественный мир»
Еще один вопрос, который затрагивает Дж. Дики в своей статье: О какой именно оценке идет речь? Действительно, ведь оценка может быть самой разнообразной и осуществляться по разным критериям: бухгалтерской, эстетической, аксиологической, рациональной и т.п. На первый взгляд, кажется, что в данном случае мы должны иметь дело с эстетической оценкой. Однако, автор подчеркивает, что речь идет о видовой характеристике наших переживаний, которые возникают при восприятии скульптур, картин, романов, стихов и т.п. Автор объясняет это тем, что при объяснении оценки не появляется нужный нам термин «произведение искусства», а появляются только отдельные видовые понятия.
К тому же произведения искусства весьма отличны друг от друга: сюда входят не только разные виды искусства (архитектура, живопись, литература и т.п.), но и разные жанры в рамках одного и того же вида искусства (например, комедия и трагедия). Естественно, что общности оценки здесь быть не может, так как мы воспринимаем совершенно разные произведения искусства.
Показать больше