Фрагмент для ознакомления
2
1. Предмет и задачи эстетики. Место и функции эстетического в жизни и культуре
Отвечая на первую часть вопроса нужно отметить, что термин «эстетика» происходит от греческого слова aisthetikos (чувствующий, чувственный).
Эстетика – это раздел философии изучающий закономерности чувственного освоения действительности, о сущности и формах творчества по законам красоты.
В истории эстетики ее предмет и задачи менялись. Вначале эстетика была частью философии и космогонии и служила созданию целостной картины мира (греческие натурфилософы, пифагорейцы). С Сократа начинается долгий процесс отпочкования эстетики от философии (выделение ее в самостоятельную науку).
У досократиков эстетика – одна из сторон их космогонии. Сократ впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими.
Для Аристотеля эстетика – это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства;
для Платона – вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека.
Для Тертуллиана и Фомы Аквинского эстетика – аспект богословия (решение задачи: с помощью искусства нацелить человека на служение Богу).
Эстетика Леонардо да Винчи выявляет соотношение природы и художественной деятельности.
Эстетика Буало устанавливает каноны творчества.
Немецкий философ А. Баумгартен («Эстетика» – 1750-1758) впервые ввел в обиход термин, которым и поныне обозначается эта наука (производная от греческого глагола «айстаномай» (чувственное восприятие). Баумгартен считал, что: предмет эстетики – чувственное познание мира, присущее искусству. Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике – эстетика, изучающая законы чувственного познания и постигающая красоту.
Из предмета эстетики Баумгартен исключал искусство, его законы и отражение прекрасного в искусстве. Из баумгартеновского заблуждения родился научный термин, в который последующее развитие теоретической мысли вложило новое содержание.
Для Канта предмет эстетики – прекрасное в искусстве, эстетика выступает как критика эстетической способности суждения. У Гегеля эстетика сужает свой предмет до «обширного царства прекрасного», строже говоря, до «искусства и притом не всякого, а именно изящного искусства». А свое назначение эстетика видит в определении места искусства в общей системе мирового духа. Эстетика обосновывает художественные направления: так Л.И. Тик и Новалис заботятся о теоретическом обосновании романтизма; В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов – критического реализма, А. Камю, Ж.П. Сартр – экзистенциализма. Н.Г. Чернышевский рассматривал эстетическое отношение человека к действительности. Ленин, Троцкий, Сталин, Жданов, Мао в своих эстетических высказываниях стремились мобилизовать искусство на выполнение политических задач, поставленных партией.
Современная эстетика обобщает мировой художественный опыт. Предмет каждой науки – мир, рассматриваемый под определенным углом зрения, в свете той задачи, которую решает эта наука. Так, предмет медицины не здоровье человека: здоровье – цель медицины, а ее предмет – и географическая среда, и химические соединения, и физические процессы с точки зрения здоровья человека. Предмет эстетики – весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общечеловеческой значимости (эстетической ценности) его явлений.
Эстетика – философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах творчества, о восприятии, функционировании и развитии искусства.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анненская А.Н. Хосе Ортега и Гассет. Эстетика искусства. - Челябинск.: Оникс, 2014 – 296 с.
2. Карелин М.В., Иванов С.С. История зарубежной эстетики и теории искусства. – Волгоград: Темп, 2015 – 277 с.
3. Костров В.С., Соколовский П.О. История отечественной эстетики. – Екатеринбург: Антей, 2014 – 335 с.
4. Лосев С.А., Давыдов А.И. Отечественная и зарубежная эстетика. Пути совершенствования. – Владивосток: Гарант, 2016 – 360 с.
5. Мигунов А.С., Хренов Н.А. Эстетика и теория искусства ХХ века. Хрестоматия. – М.: Прогресс-Традиция, 2008 – 64 с.