Фрагмент для ознакомления
2
Спорным вопросом было, однако, определение критериев контроля закона главой государства. Бесспорным было то, что глава государства, прежде, чем подписать закон и направить его в печать, может оценить, был ли он принят с соблюдением всех процедур (конституционных, законодательных и регламентных). Так называемый формальный (процедурный) контроль, следовательно, был очевидным фактором. Спор касался, однако, того, имеет ли глава государства возможность предметной проверки (по сути).
В конце концов, было признано, что глава государства контролирует только процедурный аспект создания парламентом закона и на случай признания, что были нарушены процедуры, может направить закон повторно в парламент, чтобы тот снова его принял, и благодаря этому исправил возможные процедурные несоответствия, констатируемые при первом принятии. В то же время было признано, что не существует возможности, чтобы посредством промульгации оценивать соответствие содержания закона конституции, хотя бы из тех соображений, что повторное принятие закона не связывалось с внесением в него какого-либо нового содержания. Контроль законодательной деятельности парламента главой государства был высоко оценен .
Считалось, что он решительно лучше ранее реализованной модели самоконтроля парламента, и это, по крайней мере, по нескольким причинам. Во-первых, потому, что контроль перестал быть самоконтролем. Во-вторых, потому, что глава государства, от которого ожидалась политическое беспристрастие, выполняя полномочия контроля, поступал – по крайней мере, должен был поступать – объективно, что повышало эффективность контроля. В-третьих, он давал хорошие доктринальные основания участия главы государства в процессе доведения закона до результата. Впрочем, стоит заметить, что последствием данной доктринальной интерпретации участия главы государства, является до сегодняшнего дня приписываемая ему функция гаранта конституции, родословная которой уходит именно во времена, когда в главе государства усматривался контролер законодательной деятельности парламента.
В Российской Федерации законы перед вступлением в силу принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом. Такая многоуровневая процедура необходима для создания наиболее качественных, целостных и внутренне непротиворечивых законов.
В соответствии с принятой в России законодательной процедурой принятый закон в течение пяти дней направляется Президенту для подписания и обнародования. Однако Президент РФ может отказаться от подписания, и есть две вариации такого отказа:
1) возвращение Президентом закона без рассмотрения;
2) наложение Президентского вето на закон .
Далее мы более подробно рассмотрим такой правовой институт, как «вето». В переводе с латинского языка «veto» означает «запрещаю». Право вето как общественно - правовой институт зародилось в Древнем Риме. В Риме каждый из двух консулов мог заблокировать реализацию военного или гражданского решения другого консула.
Кроме того, каждый народный трибун мог в одностороннем порядке отклонить закон, принятый Сенатом. В настоящее время, в науке конституционного права учёные выделяют два основных вида права вето: абсолютное и относительное. Абсолютное вето носит окончательный характер и не может быть преодолено. Абсолютным правом вето обладают члены Совета Безопасности ООН, которые могут наложить вето на любое решение, принятое Советом.
Правом относительного вето обладает Президент Российской Федерации. Относительное вето означает, что оно может быть преодолено Федеральным Собранием Российской Федерации.
Право вето является одним из необходимых элементов сдержек и противовесов, которые способствуют реализации принципа разделения властей. Принадлежащее Президенту РФ право вето является мощным средством воздействия на законодательный процесс в России .
После принятия федерального закона в течение пяти дней он направляется Президенту, которому на рассмотрение закона даётся срок, равный 14 дням. В течение этого срока глава государства может ветировать закон. В соответствии с п. 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации вето
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Башмакова В.В., Сапрунова Е.С. Вето Президента и его роль в законодательном процессе // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития Сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2019. С. 105-107.
3. Борисова И.В., Исаев А.В. Право вето Президента Российской Федерации: проблемы правоприменения // Научный альманах. 2019. № 5-1 (55). С. 151-153.
4. Василенко Т.В. Участие Президента Российской Федерации в законодательном процессе // Фундаментальные основы правового государства и актуальные вопросы реформирования современного законодательства: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. 2018. С. 12-14.
5. Гозюмов Х.Б. Вето Президента Российской Федерации и его влияние на законодательный процесс // Проблемы взаимодействия науки и общества: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2018. С. 145-147.
6. Горобец В.Д. Этапы федерального законотворческого процесса в Российской Федерации // Закон и право. 2019. № 9. С. 15-18.
7. Исаева О.Т., Мужаидова Д.Б. Конституционный - правовой статус вето Президента Российской Федерации // Информационные и коммуникативные технологии в психологии и педагогике: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 91-97.
8. Сушков Н.В. Вето Президента Российской Федерации в законодательном // Экономика и социум. 2018. № 5 (48). С. 1884-1887.
9. Хамитова Г.М., Камалтдинова А.И. Законотворческий процесс: от законотворческой инициативы до вступления в силу законопроекта // Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения: Сборник статей по материалам XVI международной научно-практической конференции. 2018. С. 74-79.