Фрагмент для ознакомления
2
лицами, которые не владеют навыками общения, а также лицами, имеющими проблемы с речью, либо лишившимися возможности говорить. Однако вышеуказанные заболевания речевого аппарата не свидетельствует о том, что можно усомниться в дееспособности лица, это лишь создает технические трудности. В таких ситуациях у нотариуса возникают сомнения в полной дееспособности таких граждан.
Нотариусы действуют исходя из собственных соображений, создавая тем самым различную практику. Некоторые отказывают в совершении нотариального действия, другие, напротив, стараются выяснить волю лица, обратившегося за удостоверением завещания. Однако происходят и другие ситуации, когда нотариус просит написать гражданина содержание будущего завещания, которое он желает составить, либо проводит видеосъемку происходящего, с согласия лица. В конечном счете нотариус встает перед выбором: отказать в совершении нотариального действия и быть привлеченным к ответственности, либо удостоверить завещание, которое возможно будет признано недействительным в будущем.
Таким образом, нотариус ограничен в возможности уяснения дееспособности завещателя, он может лишь по документу, удостоверяющему личность узнать возраст завещателя, и, пообщавшись с ним, в ходе личной беседы, выявить способность завещателя руководить своими действиями и поступками.
2. Проблемы регулирование нотариальной деятельности в сфере семейных правоотношений
В связи со спецификой нотариальной работы, нотариусы имеют представление о наиболее часто встречающихся серьезных заболеваниях, их последствиях для психики и принимаемых препаратов во время реабилитации, исходя из этого нотариус, вправе потребовать справку о сделкоспособности гражданина, которую можно получить, обратившись в психоневрологический диспансер. В ходе обращения гражданина в лечебное учреждение, врач установит, возможно ли совершение гражданином юридически значимых действий.
Несмотря на то, что нотариус в первую очередь призван защищать права и законные интересы граждан, недостаточное законодательное регламентирование порядка действий нотариуса в противоречивых ситуациях, может привести к возникновению судебных споров относительно законности удостоверенного завещания. Речь идет об исках в соответствии с ч. 1 ст. 177 кодекса, которая гласит, «Сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.»
Т.В. Ярошенко пишет: «Поскольку наследственное законодательство несовершенно, посредством грамотных действий нотариуса можно избежать дальнейших трудностей при открытии наследственного дела и в последующем ведении наследственного дела.». Возникновение данных споров обосновано не ошибкой нотариуса, а действиями недобросовестных наследников, доля наследства которых ограничена завещанием. Такие наследники, не желая мириться с последней волей умершего, в ходе судебного заседания доказывают неспособность завещателя понимать значение своего волеизъявления, путем предоставления доказательств и привлекая свидетелей.
Суд при выяснении действительности завещания, должен установить причину признания его таковым в силу невозможности завещателя руководить своими действиями или понимать их значение. Для обеспечения гарантированной возможности исполнения завещания, необходимо законодательно расширить полномочия нотариуса при определении дееспособности гражданина, ликвидировав тем самым возникающие на практике проблемы. В соответствии со ст. 41 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате при возникновении у нотариуса сомнения в осознании завещателем существа происходящего, при том, что отсутствуют сведения о признании данного лица недееспособным, нотариус вправе отложить совершение нотариального действия до выяснения того, выносилось ли решение суда о признании гражданина недееспособным. Следует дополнить данную статью возможностью нотариуса подавать иск в суд для выяснения дееспособности гражданина, при возникновении сомнений при обращении за совершением нотариального действия.
Применение данной нормы на практике представляется проблематичным, так как неизвестно в какой именно суд необходимо сделать запрос. Данное решение имел возможность вынести любой суд по месту жительства заинтересованного лица, а завещатель, в свою очередь, мог переезжать по разным адресам неизвестное количество раз, перед тем, как обратиться к нотариусу с целью удостоверения завещания. Нотариус не вправе запрашивать информацию из леченых учреждений, так как это является врачебной тайной, и такие сведения не могут быть выданы без согласия самого лица либо его законного представителя.
Необоснованный отказ нотариуса в совершении нотариального действия, так же может быть чреват возможностью его судебного обжалования. Предложение о законодательном введении возможности
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
I. Законодательные и иные нормативные акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16
Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 января 2016 г. N 1 (часть I) ст. 11
II. Учебная и научная литература (формируется в алфавитном порядке);
1. Прохорова Л. В., Зарубежный опыт правового регулирования выплаты алиментов // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 10. С. 87.
2. Фабричная Т.Б. Удостоверение завещания нотариусом: теория и практика. Проблема недействительности завещания. // Приволжский научный вестник. 2016. № 12-2. С. 52.
3. Ярошенко Т.В. Проблематика нотариального удостоверения завещания: определение дееспособности гражданина. // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 9. С. 61.