Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Михаил Фокин является выдающимся русским балетмейстером, который создал так называемый «новый балет» - в нем создавалось новое поведение человека в пантомиме и танце. При чем они не противопоставлялись друг другу, как это демонстрировал М. Петипа. М. Фокин убирал из балета условную пантомиму, которая, по его мнению, была неэстетичной («язык глухонемых» - словами балетмейстера). Пантомима у М. Фокина была жестовым искусством, но это были «жизненные жесты, которыми мы сопровождаем свою речь» .
В балетах М. Фокина невозможно разделить элементы танца от элементом пантомимы, поскольку они переплетены и взаимосвязаны. В этих балетах нет четко определенных границ танца или пантомимы. Нет классических «па-де-де» («па-де-труа» и др). Зрителю не предстают классические вариации (исключение – стилизации М. Фокина). М. Фокин меняет отношение к спектаклю в общем.
Целью данной работы является рассмотрение стилистики рук в балетах М. Фокина.
1 Стилистика рук в «Лебеде»
«Лебедь» является концертным номером на музыку К. Сен-Санса. Данный номер впервые исполнен Анной Павловой 22 декабря 1907 года на благотворительном вечером в Мариинском театре.
Михаил Фокин создал «Общую картину танца» для данного номера.
Итак, при поднятии занавеса в левой от зрителя стороне, в глубине сцена, которая не освещена, стоит неподвижно танцовщица в белом балетном костюме, который покрыт перьями и пухом. Ее освещает лунный свет. Голова ее грустно наклонена, руки опущены и сложены перед корпусом, который слегка наклонен.
После того, как вступает арфа, с первым звуком виолончели танцовщица поднимается на пальцы и тихо и грустно проплывает через сцену. Здесь крайне важны руки: они медленно поднимаются над головой, потом танцовщица раскрывает их, словно крылья.
Здесь важно подчеркнуть, что сам М. Фокин добивался от того, чтобы руки в данном танце отождествить с крыльями. Так, на репетициях с Анной Павловой он постоянно поправлял ей руки, чтобы они были похожи на крылья .
Но, пытаясь подняться, танцовщица как будто слабеет, и падает на колено. Руки метаются из стороны в сторону, передавая душевное смятение. Они передают состояние, в котором совершается метание. Танцовщица передает и жалость, и трепет души. Весь ее танец, стилистика рук демонстрирует жалость к себе. Так, когда она переплывает на середине сцены с корпусом, который упал вниз так, что кончики пальцев почти касаются пола, и потом поднимается, движения ее рук начинают «окутывать» ее – это символ жалости к себе, как будто она защищает себя от окружающего мира, создавая и рисуя вокруг себя кокон. Усиливает эффект музыка – она усиливается и ускоряется. танцовщица начинает вертеться быстрее. Здесь имеет роль рука, которая вытягивается и просит, умоляет сжалиться. После танцовщица выпрямляется и с руками, которые простираются в стороны, устремляется вглубь сцены.
Взмах рук – все выше и выше. В конце концов, руки замирают на момент. Данный процесс – словно биение сердца, которое молит о пощаде, жалости. Душа как будто молит о стремлении подняться ввысь, уйти от неизбежности. И после – словно повторение начальной темы. Голова танцовщицы опять наклоняется в сторону, выражая разочарование. Она приближается к зрителю, но уже спиной, выглядывая из под правой руки, которая простерта. Потом – выглядывает из под левой. После этого она нервно кружится, как будто дает себе новую надежду. Это передают руки – они в мольбе закидываются к небу. Танцовщица возвращается на середину сцены, склоняется на колено и делает попытки взлететь, но, в конце концов, опускается и умирает.
Руки в танце – это движение души. Они то молят, то выражают надежду, то успокаиваются и сникают. Это необычные движения рук-крыльев, которые создают некий рисунок, некую вязь.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Лебедева Г.Д. Балет. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2007. — 160 с.
2) Лопаткина У.В. DVD Lopatkina Lesson.
3) Павлова А. Неумирающий лебедь. – М., Яуза, 2018.
4) Флоренский П. А - Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. – М.: Мысль, 2000.
5) Фокин М. М. Против течения. – Л., М., 1962