Фрагмент для ознакомления
2
На сегодняшний день в российском наследственном законодательстве наметилась тенденция расширения перечня оснований наследования.
Так, с 01 июня 2019 года самостоятельным способом распоряжения имуществом на случай смерти наряду с завещанием стал наследственный договор, имплементированный в российское наследственное право из законодательной практики зарубежных стран. Наследственный договор известен правопорядкам таких стран, как Германия, Испания, Франция, Украина, Латвия, и др.
Для российского правопорядка наследственный договор является абсолютно новым основанием наследования. На всех этапах развития отечественного наследственного права, традиционными основаниями наследования выступали закон и завещания, наследственный договор не был нормативно регламентирован.
Активным сторонником позиции законодателя в его стремлении совершенствовать право, является В. В. Долинская, которая изучая тенденции развития и современные проблемы наследственного права России в контексте вступления в силу Федерального закона № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации» подчеркивает, что «сомнительное» по своему содержанию правило п.1 ст. 1118 ГК РФ стало одним из контраргументов в пользу и совместного завещания и наследственного договора. А с точки зрения И. В. Матвеева институт наследственного договора «существенно развивает устои наследственного права» и имеет все возможности для того, «чтобы пополнить исторически сложившийся перечень оснований для призвания к наследованию». Ю. Б. Гонгало считает, что использование в отечественном наследственном законодательстве правил о наследственном договоре между супругами, аналогично правилам ФГК, возможно и соответствует «принципу диспозитивности, свойственному гражданскому праву в целом и соответственно наследственному праву как его части» .
Позиция современного российского законодателя выражена в появлении новой ст. 1140.1. ГК РФ, в соответствии с которой наследодатель вправе заключить с любым из лиц, которые могут призываться к наследованию (статья 1116), договор, условия которого определяют круг наследников и порядок перехода прав на имущество наследодателя после его смерти к пережившим наследодателя сторонам договора или к пережившим третьим лицам, которые могут призываться к наследованию (наследственный договор). Сторонами наследственного договора являются наследодатель, к которому применяются правила ГК РФ о завещателе (п. 6 ст. 1118 ГК РФ) и граждане, юридические лица, а так же публично-правовые образования, с учетом требований ст. 1116 ГК РФ.
Отдельно выделен наследственный договор с участием супругов. Особенностью такого супружеского наследственного договора является не только его содержание, но и порядок его прекращения. Так, в силу абз. 2 п. 5 ст. 1140.1. ГК РФ, расторжение брака до смерти одного из супругов влечет его прекращение. Аналогичные правовые последствия предусмотрены и в случае признание брака недействительным. Решен вопрос о возможной конкуренции совместного завещания супругов и наследственного договора супругов в пользу последнего, то есть наследственный договор отменяет действие составленного ранее совместного завещания супругов. Таким образом, супругам предоставлено право выбора способа совместного наследственного распоряжения общим имуществом.
Следует отметить, что нормативно не решены вопросы о том, отменяет ли наследованный договор ранее составленное завещание, вправе ли наследодатель составить завещание после заключения наследственного договора? Буквальное толкование п. 12 ст. 1140.1 ГК РФ позволяет утверждать, что после составления наследственного договора, наследодатель вправе совершать любые сделки в отношении принадлежащего ему имущества, в том числе - составлять завещание. Однако, как будут сосуществовать, и исполняться наследственный договор и завещание не ясно.
Наследственный договор после составления должен быть подписан его сторонами и нотариально удостоверен. Абсолютной законодательной новеллой является требование о проведении нотариусом видеофиксации процедуры заключения договора, что является еще одной гарантией прав наследников (абз. 2 п. 7 ст. 1140.1 ГК РФ).
Наследодатель вправе заключить несколько наследственных договоров с одним или несколькими лицами.
Содержание наследственного договора составляют условия о круге наследников и порядке перехода прав на имущество наследодателя после его смерти к пережившим его сторонам договора или к пережившим третьим лицам, которые могут призываться к наследованию. Считаем, что требует своей доработки вопрос о том, можно ли в договор включить условие об отстранении наследников от наследства. Специальное правило есть в ГК Латвии, ч. 3 ст. 639 которого, императивно предусматривает, что в договоре о наследстве отстранение от наследства не допускается. Представляется, что аналогичная норма должна быть включена в ст. 1140.1 ГК РФ.
Стороны могут предусмотреть в договоре условие о душеприказчике, а так же, условие о возложении на участвующих в наследственном договоре лиц, которые могут призываться к наследованию, обязанность совершить какие-либо не противоречащие закону действия имущественного или неимущественного характера, в том числе исполнить завещательные отказы или завещательные возложения. Обращает на себя внимание тот факт, что законодатель предусмотрел возможность включение в наследственный договор и таких условий, относительно которых, при заключении договора было неизвестно наступят они или не наступят, в том числе от обстоятельств, полностью зависящих от воли одной из сторон (ч. 2 п. 1. ст. 1140.1 ГК РФ). Таким образом, мы обнаруживаем определённую непоследовательность законодателя в силу того, что вопрос о возможности составления «условных» завещаний до сих пор нормативно не решен, что приводит к противоречивости нотариальной практики, и требует в свою очередь от правоприменителя формирования единообразной позиции, поэтому достаточно сложному вопросу.
Если завещатель вправе изменить завещание в любое время самостоятельно, то изменить условия наследственного договора в одностороннем порядке нельзя. Изменение и расторжение договора возможно только при жизни сторон договора и на основании их соглашения. Наряду с добровольным предусматривается и судебный порядок, но только в связи с изменениями обстоятельств, которые имеют для сторон существенный характер. Наследодатель вправе в одностороннем порядке отказаться от наследственного договора. Для этого он должен уведомить все стороны договора и нотариально удостоверить уведомление об отказе. При этом, на наследодателя возложена обязанность по возмещению другим сторонам договора убытков, которые возникли у них в связи с исполнением наследственного договора к моменту получения копии уведомления об отказе наследодателя от договора. Стороны же договора вправе осуществить односторонний отказ от наследственного договора в порядке, предусмотренном законом или наследственным договором. Наследственный договор может быть оспорен как при жизни наследодателя, так и после открытия наследства.
В итоге проведенного исследования новелл наследственного законодательства, которые касаются системы оснований наследования, хотелось бы отметить, что введение в российский правопорядок конструкции наследственного договора является прогрессивным шагом, приближающим нас к европейской правовой традиции, однако, данный правовой институт требует своей доработки с учетом уже сложившихся в отечественном наследственном праве правовых принципов и правил.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // "Собрание законодательства РФ", 03.12.2001, N 49, ст. 4552.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
4. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.05.2020) // "Российская газета", N 49, 13.03.1993.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16.
6. Дудырева М.А. Проблемы наследования по завещанию в РФ и пути их решения // В сборнике: Пермский период Сборник материалов V Международного научно-спортивного фестиваля курсантов и студентов. 2018. С. 210.
7. Жестеров П.В., Туркин М.М. Особенности наследования по завещанию как гражданско-правовой сделки // В сборнике: Частное и публичное право сборник научных трудов преподавателей и молодых ученых юридического факультета российского государственного социального университета. По итогам круглого стола, посвященного 25-летию принятия Конституции. 2019. С. 56.
8. Иванова Е. В. Гражданское право. Общая часть: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. В. Иванова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2017. – С. 81.
9. Корнеева И. Л. Наследственное право: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. Л. Корнеева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. – С. 62.
10. Мельникова И.А., Комаревцева М.П. Основания наследования в российском наследственном праве: традиции и новации // Гуманитарные и юридические исследования. 2019. С. 135.
11. Наследственное право: постатейный комментарий к статьям 1110–1185, 1224 Гражданского кодекса Российской Федерации / Отв. ред. Е.Ю. Петров. – М.: М-Логос, 2018. – С. 106.
12. Наследственное право: учебник / под общ. ред. Р. А. Курбанова. - Москва: Проспект, 2018. – С. 77.
13. Обзор дел, рассмотренных Конституционным Судом Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение. 2014. №1. С.149-157.
14. Смирнов А.В. Общие положения о наследовании по завещанию // В сборнике: Актуальные проблемы частного и публичного права сборник научных статей магистрантов. 2019. С. 130.