Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что отношения между Францией и Алжиром, её бывшим владением, очень сложные. С одной стороны, Франция является крупнейшим экономическим партнёром Алжира, и в бывшей метрополии живёт около 6 миллионов алжирцев. Но между странами лежит не только Средиземное море: их разделяет историческая обида алжирцев на Францию. За захват их страны в 1830-47 гг., за те 132 года, в течение которых Алжир был сначала колонией, а затем частью Франции. За кровопролитную освободительную войну 1954-62 гг., которую французы в военном отношении выиграли, а в политическом – проиграли.
Но всё же на первом месте – колонизация. В советское время о её причинах писали максимально комплементарно в отношении алжирцев, и крайне враждебно относительно французов. И сегодня советский взгляд на историю франко-алжирских отношений не покинул российскую публицистику.
Цель работы – рассмотреть французское завоевание Алжира. Восстание Абд аль-Кадира.
Задачи:
1.Внутренние и внешние факторы ослабления Алжира в период, предшествовавший французскому завоеванию .
2.Разрыв между Францией и алжирским деем.
3.Капитуляция Алжира .
4.Восстание Абд аль-Кадира.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Реферат состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.
1. Внутренние и внешние факторы ослабления Алжира в период, предшествовавший французскому завоеванию
В XVI - XVII веках Алжир, как и соседние Марокко, Тунис и Триполитания (Западная Ливия) превратились в государства, основой экономики которых было пиратство, работорговля и захват заложников. Об этом существует довольно большая литература, но всё же остановимся на «берберийском» (Магриб тогда именовался в Европе Берберийским берегом – от названия берберов) пиратстве в самых общих чертах.
Мусульманское пиратство в Магрибе существовало со времени захвата региона арабами в VII веке, но почти тысячу лет оно не представляло отдельной проблемы: средиземноморские воды кишели пиратами и корсарами всех наций и вероисповеданий.
Но в XVI веке в страны Магриба хлынули потоки беженцев-мусульман из Испании: Реконкиста закончилась, и католические короли сначала изгнали мусульман, не желавших принимать крещение, а затем иудеев и тех мусульман, которые крестились (причиной были массовые переходы морисков, крестившихся мусульман, на сторону бывших единоверцев при высадках мусульманских десантов).
Беженцев в Марокко и Алжире не особенно ждали – земли, и работы им не предлагали, и им самим приходилось искать средства к существованию. Те из них, кто был знаком с мореплаванием и умел воевать (а таких было множество) занялись пиратством. Таким образом, они совмещали месть с доходным ремеслом[9].
В результате мореплавание в Средиземном море стало крайне опасным занятием. «Берберийские» пираты нападали не только на корабли, но и на города и деревни на побережьях Испании, Португалии, Франции и Италии. Захваченных христиан они продавали на невольничьих рынках Алжира, Туниса, Рабата и Триполи. Турция приняла Триполитанию, Алжир и Тунис под свой протекторат, и, поскольку турецкий султан был по совместительству халифом правоверных, пиратские рейды превратились в часть всемирного джихада.
В XVII веке испанские, итальянские и французские берега опустели: население ушло вглубь своих стран, а на побережье сосредоточилось в крупных, хорошо укреплённых городах. Торговля и рыболовство пришли в упадок. «Берберийские» пираты нападали даже на такие отдалённые страны, как Англия (в Ирландии в 1631 г. ими был полностью уничтожен город Балтимор), Голландия и даже Фарерские острова и Исландия (в 1627 г. большая часть исландцев была продана в рабство в Алжир и Марокко или погибла).
Пиратский промысел стал настолько доходным, что много европейских авантюристов (голландцы, англичане, итальянцы, греки, албанцы и др.) принимали ислам и вербовались на «берберийские» корабли.
Отдельной отраслью пиратской экономики стал выкуп пленников. Родственники захваченных, правительства, церковные ордена и частные компании тратили на это огромные средства. «Так, английский дипломат Эдмунд Кассон как-то выкупил более 200 соотечественников в среднем по 40 фунтов» [5, c 79].
Профессор Роберт Дэвис подсчитал, что с XVI по XIX века «берберийские» пираты продали в рабство около 1,25 миллионов европейцев. Не меньшее количество погибло – пираты убивали сопротивлявшихся и пытавшихся бежать, а также стариков и маленьких детей, которые не ценились на рынках. Множество пленников умирало при транспортировке в порты Магриба. Таким образом, за менее чем за 300 лет Европа в результате набегов «берберийских» пиратов потеряла не менее 2,5 миллионов человек.
Испания, Франция, Португалия, Великобритания, Голландия, Мальтийский орден, Венеция, даже Дания и Австрия неоднократно посылали военные экспедиции против Марокко, Алжира, Туниса и Триполитании с
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Дьяков Н.Н. Младоалжирцы и антиколониальная борьба в Алжире на рубеже XIX – ХХ вв. – М., 2015. - 80 с.
2. История Алжира в XIX – М., 2014- 141 с.
3. История национально – освободительной борьбы – М.,2016- 213 с.
4. История Франции в 3-х т. Т. 2. – м.: Наука, 2013. – 663 с.
5. Ланда Р. Г. Национально-освободительное движение в Алжире (1939—1962 гг.). М., 2002. - 320 с.
6. Луцкий В. Б. Новая история арабских стран. — М., 2016. — Гл. 13; - 103 с.
7. Фадеева И. Франция и Алжир: борьба вокруг декрета Кремье. // Еврейское слово 2018. - №3 (373) - 22 с.
8. Хмелева Н. Г. К вопросу о значении алжирского государства, возглавлявшегося Абд-аль Кадиром // Арабские страны. - М., 2016- 78 с.
9. Черкасов П. П. Агония империи: Политические кризисы, военно-колониалистские путчи и заговоры во Франции в период алжирской войны 1954—1962 гг. М., 2015, с. 54—103
10. Черкасов П.П. Судьба империи. Очерк колониальной экспансии Франции: история и современность. – М.: Наука, 2013. -183с.