Фрагмент для ознакомления
2
закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»43, от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопи- тельных кооперативах»44, от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и др.);
Государство также является субъектом предпринимательства. Законодательные акты устанавливают что РФ, ее субъекты, а также муниципальные образования могут участвовать в предпринимательских правоотношениях наравне с гражданами и юридическими лицами. От имени государства и муниципалитетов выступают соответствующие органы власти. По решению таких органов могут быть созданы унитарные предприятия. Проанализировав Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) можно выделить следующие признаки таких государственных предприятий:
Фирма не наделена правом собственности на переданное ей имущество.
Имущество на таком предприятии не подлежит разделу (в том числе и между работниками организации).
Для управления государственным имуществом может быть создано казенное предприятие.
Такая организация несет ответственность по долгам только в рамках принадлежащего ей имущества.
3. Индивид как субъект предпринимательского права
Если мы обратимся к литературе, посвященной анализу субъектов предпринимательского права, то обнаружим, что в отличие от большинства других отраслей права индивид как самостоятельный субъект предпринимательского права в литературе не рассматривается. В некоторых работах можно встретить упоминание о нем как участнике предпринимательских отношений, в связи с появлением которого у предпринимателя возникают определенного рода последствия. Однако ни один из трудов, описывающих в той или иной форме лиц, которые могут быть отнесены к субъектам предпринимательского права (деятельности, правоотношения и т.д.), специально индивида как субъекта предпринимательского права не предполагает. Единственное и естественное упоминание индивида как субъекта предпринимательского права относится к индивиду, осуществляющему предпринимательскую деятельность с использованием формы индивидуального предпринимателя без образования юридического лица .
Такой скепсис по отношению к индивиду как субъекту предпринимательского права связан с имеющей место тенденцией связывать субъектов предпринимательского права (деятельности, правоотношения) исключительно с доктринальной практикой рассмотрения предпринимательского отношения как отношения исключительно с участием предпринимателя. Акцент в этой модели сделан на варианте «между предпринимателями» или, как исключение, варианте «с участием предпринимателя». Однако даже в последней конструкции «предпринимательского» как наличия субъектного признака «с участием предпринимателя», даже в таком варианте моделирования предпринимательского отношения индивид непредприниматель продолжает быть в лучшем случае субъектом предпринимательского правоотношения, но не субъектом предпринимательского права. При таком подходе «естественно» выпадают смысл и значение тех правовых связей, которые, с нашей точки зрения, единственно и определяют существо рыночно-экономических предпринимательских отношений. Это является серьезным упущением, которое обедняет понимание того, чем в действительности является рыночно-экономическое предпринимательское отношение.
Но прежде чем перейти к обоснованию собственной позиции в данном вопросе, следует обосновать использование и содержание избранного нами для обозначения данного вида субъекта предпринимательского права термина «индивид».
Литература, посвященная исследованию вопросов, связанных с правовым статусом такого субъекта (других отраслей права), правовые акты, упоминающие такого субъекта, используют самые разнообразные термины – «физическое лицо», «естественное лицо», «гражданин», «человек» и т.д.
В частности, в европейских правовых актах встречаются термины, более близкие к термину «физическое лицо». Так, Европейская Конституция 2004 года в текстах на английском языке (natural person), немецком языке (naturliche Person) употребляет словосочетание «естественное лицо», а в тексте на французском языке (personne physique) – «физическое лицо». В российской правовой традиции термин «физическое лицо» достаточно часто применяется, является легальным термином таких отраслей права, как гражданское право.
Традиция использования термина «лицо», «физическое лицо» связана с римским частным правом, которое закрепило ставшую классической схему появления персоны-лица, что в дальнейшем было использовано для выделения всех других категорий лиц – физических и юридических. С. И. Архипов отмечает, что термин «лицо» удачен тем, что выражает два момента: внешний и внутренний. «Первый (внешний момент) не раскрывает сущность субъекта права, а обозначает лишь формальную сторону, юридическую условность, внешнее отношение к нему со стороны правопорядка как персоне. В этом плане термин ―лицо можно признавать технико-юридическим, условным термином, он не отвечает, например, на вопросы, что следует понимать под - лицом государства или - лицом коммерческой организации, в чем их сущность, какова их природа? Второй (содержательный) момент состоит в том, что, углубляясь в содержание понятия субъекта права, раскрывая его сущность, исследователь обнаруживает перед собой правовой слепок личности, отражающий не ее внешние свойства, а ее внутренние социально-правовые качества, ее способность принимать решения и их осуществлять, быть участником отношений, обладать самоценностью и т.д.» .
По мнению С. И. Архипова, термин «лицо» приобретает глубинный смысл, поскольку выражает тесную связь субъекта права с человеком, правовой личностью. Тем не менее следует отметить, что сам С. И. Архипов для обозначения использует термин «индивид» .
В этом смысле термин «физическое лицо» мы можем рассматривать как вариант обозначения и закрепления доктриной тех форм легализации деятельности индивида, которые предоставляются индивиду-субъекту права государством для реализации его прав и обязанностей в конкретном правоотношении. В литературе на этот аспект обращается внимание. Так, Г. А. Гаджиев, рассматривая концепт «субъект права» как одну из основных онтологических категорий права, обращает внимание, со ссылкой на Г. Ф. Шершеневича, Е. Н. Трубецкого, О. Гирке, что для них «физическое лицо» отрывалось от его человеческой сущности, становясь открытием
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Гаджиев Г.А. Онтология права: критическое исследование юридического концепта действительности: монография. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013. 320 с.
2. Зеко Л.Ю. Роль государства в обеспечении свободы предпринимательской деятельности в РФ // Проблемы экономики и юридической практики. - 2015. - №1. - С.80-83.
3. Куприн А.А., Лабудин А.В., Самодуров А.А., Шахбазов Р.А., Стоноженко К.А., Володина О.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности // Санкт-Петербург, 2014. С. 38-47.
4. Пашков А.В. Естественно-правовые аспекты предпринимательских рыночно-экономических отношений // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 2 (28). Ч. 1. С. 154-158.
5. Пашков А.В. Субъекты предпринимательского права и правоотношения // В сборнике: Научные труды. Российская академия юридических наук Москва, 2015. С. 776-780.
6. Савиньи Ф. К. фон. Система современного римского права: в 8 т. / пер. с нем. Г. Жигулина; под ред. О. Кутателадзе, В. Зубаря. М. – Одесса: Статут; Центр исследования права им. Савиньи, 2012. Т. II. 573 с.
7. Чакалова Л.Г., Скворцова Т.А. Вопросы осуществления государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации // Научная дискуссия: вопросы юриспруденции. - 2017.-№2. - С.56-61.
8. Цмай В.В. Понятия и виды субъектов предпринимательского права // В книге: Предпринимательское право Белова Т.В., Бугорский В.П., Воробьева И.В., Гаврилов Э.П., Глущенко П.П., Лаптев В.А., Морданшина Е.А., Милохова А.В., Мхитарян Д.А., Рубцова А.М., Ручкина Г.Ф., Синельникова В.Н., Цмай В.В., Шелкович М.Т. учебник для академического бакалавриата. Сер. "Бакалавр. Академический курс" Российский государственный гуманитарный университет. Москва, 2015. С. 85-89.