Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Михаил Юрьевич Лермонтов по праву считается литературным мастером. Он брал вдохновение в пушкинском творчестве и многих других писателей. М. Ю. Лермонтов – это ярчайший представитель романтизма в русской литературе. Творчества писателя имеет огромный вклад в развитие искусства всего мира, он написал выдающиеся литературные произведения .
Уникальность произведений М. Ю. Лермонтова связана с различной их тематикой, сюжетами и стилистикой. Романтизм характеризуется мечтательностью, осознанием того, что существует различие между реальностью и мечтой. Внутренний мир личности, его ощущения и эмоции при помощи творчества находили свое отражение в произведениях романтизма того времени.
Известно, что персонажи и герои в романтизме всегда находятся в конфликте с окружающим миром. Романтики – это странствующие личности, которые изгнаны из социума. Разочарованные, они бросают вызов всем.
Целью данной работы является рассмотрение сравнительной характеристики образов Печорина в «Герой нашего времени» и «Княгиня Лиговская».
1 Печорин в «Герое нашего времени»
В «Герое нашего времени» читатель видит соединение психологизма, авантюрного, социального романа, романтизм и реализм. До сих пор нет единого мнения относительно жанра произведения, поскольку произведение не подходит под общепринятые рамки ни одного их жанров.
Проблематика романа М. Ю. Лермонтова многогранна и связана с нравственными, философскими, социальными и психологическими проблемами. Реальность событий истории в романе прописана условно. Главной нитью является история души человека, главного героя романа.
Первая публикация «Героя нашего времени» состоялась в 1840 году в питерском издательстве Ильи Глазунова.
Роман включает в себя отдельные повести, путевые очерки, новеллы, дневниковые записи. Реальная хронология событий не представляется очевидной. Для читателя главы-повести располагаются в такой последовательности:
1. «Бэла»;
2. «Максим Максимыч»;
3. Предисловие к «Журналу Печорина»;
4. «Тамань»;
5. «Княжна Мери»;
6. «Фаталист».
Если бы мы говорили о правильности хронологического порядка, то первой книгой должна быть «Тамань» (история авантюрного характера про контрабандистов), далее – «Княжна Мери» (жизнь Печорина в санатории на Кавказе), после – «Бэла» (ссылка Печорина в военную крепость из-за дуэли с Грушницким), потом «Фаталист» (мистицизм в станице казаков), «Максим Максимыч» (случайная встреча Максима Максимыча и Печорина спустя пять лет после расставания на Кавказе), предисловие к «Журналу Печорина». Автор применяет пример анахронизма специально. Действительность истории не являлась для Лермонтова важной. Основной задачей романа было расширение образа героя. Поэтому Лермонтов переставляет хронологию, формирует свое время и располагает повести так, чтобы они ярко раскрывали образ Печорина.
Плюсом ко всему, композиция «Героя нашего времени» связана со сменой рассказчиков. Всего их три: Странствующий офицер; Максим Максимыч; Григорий Александрович Печорин.
Образ героя читателю предстает с разных углов зрения. Со стороны стороннего наблюдателя, приятеля и самого него. Роман все больше и больше уводит читателя в психологию Печорина, преодолевая сначала поверхностный, а затем более детальный психоаналитический уровень, заканчивая глубоким психоанализом.
В романе очень важна точка зрения героя-рассказчика, его внутренний мир, его трактовка событий, так как в записках странствующего офицера, журнале Печорина, «истории» Максима Максимыча переплетаются точность в изложении событий и осмысление, анализ того комплекса чувств, мыслей, переживаний, ассоциаций, которые порождены этим событием, происшествием, встречей. Таким образом, в романе сопрягаются информативное и рефлексивное, поток «живой жизни» и жизнь души.
Исследователи традиционно говорят о «гамлетовском» типе сознания Печорина, который расчленяет чувство, все движения своей души подвергает беспощадному анализу. Мысль у него предваряет поступок, действие. На их взаимосвязь указывает сам Печорин: «...идеи — создания органические, сказал кто-то: их рождение дает уже им форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует…».
Печоринская рефлексия хотя и доминирует в романе, но не является единственной. Так или иначе, разлагают свое чувство, подвергают его анализу и другие персонажи. В этом смысле и Максим Максимыч — также рефлексирующий герой.
Правда, эта рефлексия направлена не столько на себя, на «свой» мир, сколько на другого. Объектом анализа становится не настоящее, а прошлое, уже пережитое, отложившееся в душе как яркое жизненное впечатление. Настоящее же проживается без опустошающего самоанализа; поступки Максима Максимыча естественны; в своей поведенческой деятельности штабс-капитан ориентирован на норму, образец, ритуал. По этой причине у него не возникает потребности в «просчитывании» возможных последствий совершаемого поступка, да и от людей он не ждет иных, отклоняющихся от ритуала вариантов поведения. Любые отступления от стереотипа, следствием которых оказывается неожиданный поворот в развитии ситуации, опустошают его (достаточно вспомнить встречу с Печориным на Владикавказской станции) .
Особенностью мироощущения Максима Максимыча является «приятие действительности» такой, какая она есть (это касается и иной, горской, культуры), и, лишь вспоминая прошлое, Максим Максимыч начинает задавать вопросы и искать на них ответы.
Именно поэтому в рассказе штабс-капитана о Печорине и возникают переключения «на себя», ответвления от основной линии повествования. Но каждое отступление обусловлено конкретным жизненным впечатлением, мысль Максима Максимыча неотрывна от конкретной жизненной ситуации.
Иначе отражает действительность сознание Печорина. Его рефлексия также во многом обусловлена внешними жизненными коллизиями, но и сама реальность предстает на страницах дневника преображенной, так как очень ярко дают о себе знать ощущения, особенности восприятия самого Печорина. Все портретные, пейзажные зарисовки, все мимоходом набросанные житейские сценки - это взгляд самого Печорина, это действительность, отраженная его сознанием.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аболина Т. М., Роман М. Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская» в контексте лопухинского цикла // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2013. — № 3 (117). — С. 170-186
2) Заславский О. Б., Между драмой "Два брата" и романом "Княгиня Лиговская" : (об одном лермонтовском наброске) // Известия РАН, Серия литературы и языка. — 2011. — Т. 70, № 6. — С. 37-43
3) Криницын А.Б. О романтическом контексте темы судьбы в романе «Герой нашего времени»: Лермонтов и Метьюрин//Мир Лермонтова. - СПб., 2015. С. 544–559.
4) Лермонтов М. Ю., Герой нашего времени. — Москва : Эксмо, 2021. — 284, [2] с
5) Лермонтов М. Ю., Княгиня Лиговская. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 54 с.
6) Москвин Г. В., Запрос любви : (источник и энергия прозы М. Ю. Лермонтова) // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. — 2011. — N 2. — С. 57-68.
7) Москвин Г. В., Четыре портрета (эволюция словесного портрета романного героя М. Ю. Лермонтова - лермонтовского человека) // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. — 2018. — № 2. — С. 61-72
8) Сорвина М., Герой любого времени или синдром Печорина // Знание-сила. — 2014. — № 10. — С. 28-35.