Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В России понятие «мотивация труда» как экономическая категория появилось не так давно, и связано это было с демократизацией производства. До этого момента в основном оно применялось в промышленной экономической социологии, психологии и педагогике. Объясняется это тем, что экономические науки не пытались анализировать существование взаимосвязи своих предметов с перечисленными выше науками, а так же, в связи с тем, что до недавнего момента в экономическом смысле понятие «мотивация» подменялось понятием «стимулирование». Понимание мотивации в таком контексте настраивало деятельность организации на краткосрочные экономические цели, на получение быстрой прибыли. Это, в свою очередь, оказывало разрушительное действие на личность работника, на его потребностно-мотивационную систему, не вызывало заинтересованность в собственном развитии и самосовершенствовании.
В настоящее время именно эта система является наиважнейшим резервом повышения эффективности производственной деятельности любого предприятия.
Целью данной работы является рассмотрение современных проблем мотивации трудового поведения.
Задачи:
- описать подходы к мотивации труда;
- рассмотреть специфику современной мотивации труда.
Объект исследования – мотивация труда. Предмет исследования – особенности современной мотивации трудового поведения.
1 Подходы к мотивации персонала
К сожалению, представители руководства большинства современных компаний в России зачастую считают, что единственным стимулом для подчиненного может быть заработанная плата и другие материальные стимулы. Эта точка зрения для работников с низким и средним уровнем заработной платы не лишена справедливости. В этом аспекте имеется огромный теоретический и практический опыт многих передовых предприятий мира. Так, в соответствии с теорией потребностей А. Маслоу , за удовлетворением физиологических потребностей следует возникновение потребностей более высоких уровней, включая самореализацию и самоуважение.
Поэтому для того чтобы мотивировать персонал на качественное и добросовестное выполнение работы, необходимо обеспечить достойную оплату его труда.
Зарубежная практика представлена несколькими эффективными системами оплат труда: выплата комиссионных (фиксированный процент от заключенной сделки); денежные вознаграждения за выполнения работ, не входящих в обязанности сотрудника; специальные индивидуальные вознаграждения . В качестве признания ценности и незаменимости работника для данной компании, за опыт работы, а также, за владение определенными навыками; специальные программы по разделению прибыли компании (выполняет ролька индивидуального стимулирования, так и психологического объединения сотрудников компании); выплаты по имеющимся у сотрудников акциям.
Кроме материальных способов мотивации особенно важно использовать нематериальные способы вознаграждения. Среди них наиболее распространены: льготные условия работы; материальные нефинансовые вознаграждения (подарки, оплата медицинской страховки и скидки на приобретения продукции организации); участие в организационных мероприятиях (различные корпоративные праздники, корпоративные путешествия и культурно-массовые мероприятия); причастность развитие причастности сотрудника (устная благодарность, упоминания в средствах массовой информации, фотография на доске почета); вознаграждения, связанные с изменениями рабочего места сотрудника (предоставление отдельного рабочего кабинета, специального офисного оборудования, предоставлении секретаря и/или предоставлении служебного автомобиля.
Одна из наиболее распространенной чертой российской мотивационной системы является отсутствие теоретического обоснования и ее «интуитивный» характер. При том, что результаты исследований страховой группы Generali PPF и online сервиса «Recruitnet.ru», проведѐнного среди директоров и HR-менеджеров 104 ведущих международных компаний,
показали, что наиболее важным мотивационным инструментом является медицинское страхование - 62 % респондентов ,42% - свободный рабочий график, 35% - система страхования персонала и их детей .
Отсутствие в России собственной мотивационной теории вынуждает руководителей, осознающих важность мотивации, прибегать к опыту зарубежного менеджмента. Особенно важно при этом учитывать совместимость психологических профилей работников, характерных для различных культур. На взгляд автора, наиболее успешно в нашей стране можно применить опыт японского менеджмента. Так как по параметрам Хофстеде, в наших культурах можно выделить ряд общих черт, например, в стремлении избежать неопределенности и в преобладании коллективизма при распределении ответственности.
В японской промышленности с 50-х годов прошлого века широкое развитие получила концепция Кайдзен – непрерывное совершенствование
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Алдашева А.А. Профессиональный менталитет и особенности профориентации и переориентации в период социально-экономического кризиса: на примере пандемии вируса COVID-19. / А.А. Алдашева, А.С. Баканов, М.Е. Зеленова, О.В. Рунец. // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. - 2020. Т. 5. No 2 (18). - С. 269-290.
2) Бузгалин А.В. Рынок и собственность: социально-экономические уроки пандемии. / А.В. Бузгалин, А.И. Колганов // Социологические исследования. - 2020. No 8. - С. 145-157.
3) Евтихов О. В. Психология управления персоналом: теория и практика. — Санкт-Петербург: Речь, 2020
4) Жуков Я. Д. Современные подходы к мотивации персонала// Социальные науки: social-economic sciences No 4 (19) 2017. С. 27-30
5) Иванова С. В. Развитие потенциала сотрудников: профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. — М.: Альпина Паблишерз, 2019. — 278 с.
6) Маслоу А.Г. Мотивация и личность/ – СПб: Питер, 2012 – 352 с.
7) Милитдинова М.Э. Значение мотивирования и стимулирования труда в условиях экономического кризиса. /М.Э. Милитдинова, Н.Л. Антонова // Modern Science. - 2020. No 5-3. - С. 128-134.
8) Яшин Н.С., Андреева Т.А. Понимание контекста предприятия в рамках системы менеджмента качества // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. - No3 (67). - С. 115-124