Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Конфуцианство - этико-политическое и религиозно-философское учение о нравственном поведении человека, основанном на морали и социальном порядке, которое возникло в Древнем Китае на рубеже VI-V вв. до н. э. Своё название данное учение получило в честь его основателя, выдающегося древнекитайского мыслителя, философа и просветителя, Конфуция. Его философские воззрения стали значимым фактором духовного и политического развития Китая.
Трезво мыслящий китаец конечно не задумывается над тайнами бытия и проблемами жизни и смерти, однако он всегда видит перед собой эталон доброчести и считает своим долгом ему следовать. Китаец выше всего ценит материальную оболочку, то есть собственную материальную жизнь. Значительными и общепризнанными пророками тут считались, прежде всего, те, кто учил жить достойно в соответствии с принятой нормой - жить ради жизни, а не ради благополучия в том мире или спасения от страданий.
Все эти специфические особенности системы ценностей, которые возникли в Китае на протяжении тысячелетий, предшествовали эпохе Конфуция. Они подготовили страну к восприятию тех принципов и норм жизни, которые навсегда вошли в историю под названием «конфуцианство». Их сущность задолго до Конфуция сводилась к обособлению иррациональных основ религии и возвеличивания рациональных основ этики, подчинению религиозно-этических норм требованиям социальной политики и администрации.
По определению Л. С. Васильева: «Не будучи религией в полном смысле этого слова, конфуцианство стало большим нежели, чем просто религия, конфуцианство – это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов, - словом, основа всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества, квинтэссенция китайской цивилизации».
История возникновения конфуцианства
Китай представляет собой цивилизацию очень отличную от иных цивилизаций. Административная практика и социальная этика здесь всегда играли существенно большее значение, чем индивидуалистические поиски спасения и мистические абстракции. Мыслящий рационалистически китаец никогда много не задумывался над таинствами бытия и проблемами смерти и жизни, зато он всегда прослеживал перед собой эталон высшей добродетели и своим долгом считал ему подражать. Истинный китаец превыше всего ценил материальную оболочку, т.е. свою личную жизнь. Общепризнанными и величайшими пророками здесь считались в первую очередь те, кто учил жить достойно и в полном соответствии с принятой нормой, жить ради самой жизни, а не во имя спасения от страданий или блаженства на том свете. При этом детерминированный этически рационализм был доминантой, которая определяла нормы семейной и социальной жизни китайца.
Специфике китайской религиозной структуры присущ ещё один значительный для характеристики и судеб всей китайской цивилизации момент - социально несущественная и незначительная роль жречества и духовенства. Ни влиятельной касты брахманов, ни сословия улемов, китайцы никогда не знали. Ученые конфуцианства выполняли очень важные функции жрецов, в Китае они были уважаемы, при этом, они выступали не столько жрецами, сколько чиновниками, таким образом собственно религиозные их функции оставались всегда на втором месте [1].
Все вышеприведенные особенности системы культов и верований в древнем Китае сыграли существенное значение в становлении оснований китайской цивилизации: не метафизические абстракции, но с определенная государственная польза и строгий рационализм, не связь индивида с обществом, но отказ в пользу общественного от личностного и т.д. Вся описанная система ценностей, формирующейся за тысячелетие, которое предшествовало эпохе Конфуция, в иньско-чжоуском Китае, подготовила всю страну к восприятию норм жизни и принципов конфуцианства. Суть их тогда, задолго до Конфуция, сводилась только к возвеличиванию рационального начала этики и ослаблению иррационального начала религии, к подчинению этических и религиозных норм требованиям администрации и социальной политики. Вместо связи «бог - личность» сформировалась связь принципиально нового типа: «Небо, в качестве символа высшего порядка, - земное общество, которое основано на добродетели». Связь выступает опосредованной личностью осенённого благодатью небес правителя. Это императив древнего Китая, усиленный конфуцианством, определил на многие тысячелетия наиболее важные стороны жизни Китая, включая структурную прочность общества и государства и ограничение роли личности с её страстями и эмоциями.
Слово «конфуцианство» происходит от имени Конфуция, китайского философа, мудреца и учителя, который жил примерно с 551 по 479 год до н.э. Имя Конфуций в действительности является формой китайского исконного имени мудреца, которое звучало как Кун Фу-цзы, что приблизительно можно перевести как «наставник Кун» [10].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Книжный дом «Университет», 2019. - 432с.
2. Всеобщая история религий мира. - М.: Эксмо, 2016. - 736 c.
3. Гершун В.И. История религии / В.И. Гершун. – Костанай, 2014 568с.
4. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение: Учебник - М.: Гардарики, 2012 -384с.
5. Классическое конфуцианство /Пер, статья., коммент. А. Мартынова, И. Зограф - СПб.: Нева; M.: Олма-Пресс, 2010 -Т.1.Лунь юй. -381 с.; Т.2.Мэн цзы, Сюнь цзы. -205 с.
6. Козловский Ю.Б. Конфуцианские школы: философская мысль и авторитарные традиции // Народы Азии и Африки. 2017. № 3. - 277с.
7. Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 2016. - 264c.
8. Мартынов, А. С. Конфуцианство. Этапы развития. Конфуций. «Лунь юй» / А.С. Мартынов. - М.: Азбука-классика, Петербургское Востоковедение, 2006. - 352 c.
9. Поликарпов В.С. История религий. Лекции и хрестоматия. – М.: Гардарика, 2017. – 312 с.
10. Симпкинс, А. Конфуцианство / Александер Симпкинс, Аннелен Симпкинс. - М.: София, 2014. - 292 c.