Фрагмент для ознакомления
2
предполагаемых партнеров по коалиции разделяют непримиримые противоречия. Возглавить ему предстоит лишь правительство меньшинства, которое в скором времени будет свергнуто. Аденауэр последовал древней мудрой поговорке «Лучше синица в руках, чем журавль в небе» и отказался от предложенного ему высокого поста.
В конце 1920-х – начале 1930-ч гг. положение политика пошатнулось. Кризис наступил как экономический, так и политический. 17 ноября 1929 г. К. Аденауэр с большим трудом (с перевесом всего в два голоса) выиграл выборы на пост кельнского обер-бургомистра.
Наступали тяжелые времена как для Аденауэра, так и для всей Германии. Веймарская республика с нестабильной властью, вялой экономикой и социальной напряженностью шла навстречу национал-социалистической диктатуре. И в жизни Аденауэра наступал период длительной отстраненности от активной политической деятельности. С 1933 г. судьба зрелого политика, да и всего немецкого народа стала зависеть от одной фигуры – Адольфа Гитлера. Но когда этот период германской истории завершился, бесценный политический и жизненный опыт, полученный в свое время К. Аденауэром, стал основой для его деятельности на посту канцлера ФРГ.
ФРГ времён Конрада Аденауэра
История Федеративной республики Германии времён правления канцлера Конрада Аденауэра (1949 — 1963), а также последующего периода канцлера Людвига Эрхарда (1963 — 1966) была ознаменована событием, растянувшимся почти на два десятка лет и ставшим важной вехой в современной истории страны. Это событие — знаменитое «германское экономическое чудо», «чудо на Рейне». Страна, лежащая в 1945 году в руинах, понёсшая колоссальные людские и материальные потери, всего лишь за двадцать лет превратилась в мощнейшую экономику Западной Европы и государство с очень высоким уровнем жизни населения.
Заслуга столь блистательного скачка лежит на двух германских канцлерах, Конраде Аденауэре и Людвиге Эрхарде (последний был министром финансов в кабинете первого). Именно они обеспечили Западной Германии не только экономическое чудо, но и всестороннее укрепление государственных общественных институтов, возрождение культурной жизни, развитие собственных вооружённых сил — бундесвера, усилили роль Германии в мировой политике.
Опыт западногерманской экономической и внутренней политики, на наш взгляд, может пригодиться не только современным государствам Европейского Союза, в которых присутствуют и экономические проблемы, и проблемы, связанные с преступностью, и миграционные проблемы, но также и другим европейским государствам, на повестке дня в которых стоят во многом схожие вопросы. Например, РФ. Думается, что изучение ФРГ 1950-х — начала 1960-х гг. может помочь многим политическим исследователям выработать собственные, применительные для своих стран, «рецепты» выхода из кризиса.
Конрад Аденауэр был избран канцлером Федеративной Республики Германия 15 сентября 1949 года на заседании бундестага 202 голосами депутатов из 402. Его власть поддерживалась широкой коалицией из четырёх политических партий: Христианско-демократического союза (к которому принадлежал и сам канцлер), Христианско-социального союза, крайне консервативной Немецкой партии и либеральной Свободной демократической партии (до 1956 года).
Конрад Аденауэр объективно рассматривался многими немцами как опытный и дальновидный политик, за плечами которого было более трёх десятилетий политической деятельности — сначала в католической партии Центра, а затем в рядах Христианско-демократического союза. Возглавив эту партию, Аденауэр провёл в ней чистку откровенно социалистических элементов, усилив консервативные политические тенденции. Вообще, как отмечали современники, его кабинет был наиболее правым (т.е. консервативным) правительством со времён едва ли не кайзеровской Германии.
В рамках данной работы не входит подробное историческое описание эпохи существования послевоенной Западной Германии. Хотелось лишь обрисовать в общих чертах те аспекты правления К. Аденауэра и Л. Эрхарда, которые могут быть актуальны и в настоящее время.
Прежде всего, это поддержка тезиса о первичности личности, индивида над коллективизмом и этатизмом. Аденауэр полагал, что новому поколению немцев, да и тем, кто уже пережил кровавую войну, не стоит полагаться всегда и во всём на государственные институты, считать, что государство может решить насущные общественные проблемы. Коллективизм в социально-экономической сфере и этатизм в политике — вот те причины, которые, по мнению Аденауэра, привели ко всем бедствиям, которые германский народ терпел на протяжении первой половины ХХ столетия.
Канцлер был убеждён в том, что индивид — отдельная личность — является двигателем всестороннего общественного развития. Развиваясь самостоятельно (интеллектуально, морально, физически), она делает и общество более развитым, данная концепция является актуальной и в наши дни, когда многие несознательные граждане в различных европейских государствах излишне полагаются на государственные институты, наивно
Показать больше