Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Аннотация. Целый ряд влиятельных направлений зарубежной философии и научной мысли выдвигают игру в качестве самостоятельной области изучения. Это, в частности, герменевтика (Гадамер), философская антропология (Финк) и др. Несколько различных философских дисциплин рассматривали концепции и феномен игры, используя очень разные подходы. Некоторые подходят к играм как к чему-то вроде текста, используя теоретические основы изучения повествования, художественной литературы и риторики, чтобы исследовать игры на предмет их репрезентативного содержания. Другие рассматривали игры как произведения искусства и задавали вопросы об авторстве игр, об онтологии произведения и его исполнении. Третьи сосредоточились на нормативных вопросах справедливости, применения правил и конкуренции. Основная цель этой работы— предоставить обзор нескольких различных философских подходов к играм и рассмотреть игру как метод познания.
Актуальность исследования обусловлена следующими аргументами.
Практически игра сейчас рассматривается и как способ обучения, и как метод моделирования тех или иных ситуаций, позволяющий просчитывать и прогнозировать их реальные последствия, и как метод психотерапии, и т. д. Подобная популярность этого понятия диктует необходимость его целостного осмысления, которое возможно только в рамках философского анализа.
В игре человек переступает границы собственной пространственно-временной определенности, освобождается от жесткой природной и социальной детерминированности, открывает себя в большей степени миру и даже способен создать свой собственный игровой мир. В этом процессе игрового трансцендирования индивид претерпевает кардинальное преобразование собственного «Я». Именно в многообразных формах игры происходит выявление и постижение человеческой сущности. Игра позволяет высветить значимые элементы в духовном и телесном облике человека.
Без теоретического осмысления и обобщения игрового феномена затруднено изучение природы и общества. В гуманитарных науках развернуты исследования игрового начала; систематические концепции игр в теории и практике общественного устройства представлены, на наш взгляд, ещё недостаточно. Создание философской концепции игры может послужить методологическим основанием будущих разносторонних исследований игровых форм социума, а, следовательно, выявлению новых источников существования в условиях, когда всё бытие стало чрезвычайно хрупким. Главная актуальность состоит в исследовании игры как предмета философского познания, что предполагает изучение различных форм познавательной деятельности с точки зрения игры и свободы.
Различные аспекты игры изучались представителями различных научных дисциплин и направлений. Исследование многообразных аспектов игры, а также игры, как отдельной категории содержится в трудах античных, средневековых философов, в трудах мыслителей эпохи Возрождения, эпохи Просвещения, немецкой классической философии, в трудах классиков марксизма, представителей отечественной и современной зарубежной мысли.
Представители немецкой классической философии (И. Кант, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель) усматривали в игре активную и созидательную силу в становлении различных форм духовности человека.
К.Маркс, Ф.Энгельс исследовали игровые явления, связывая их с характером трудовой деятельности.
Разнообразные аспекты игры выделены в трудах отечественных и зарубежных педагогов. Н.П. Аникеева, Ш.А. Амонашвили, P.M. Асадуллин, Э. Берн, Дж. Брунер, А.А. Вербицкий, JI.C. Выготский, М.З. Грузман, В.В. Давыдов, А. Дистервег, Р.И. Жуковская, Е.В. Заика, Д.Н. Кавтарадзе О.А. Карабанова, Р. Киппер, Я.А. Коменский, В.И. Леви, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, П.И. Пидкасистый, Е.А. Покровский, С.Л. Рубинштейн, Н.В. Самоукина.
Тема традиционной игры получила достойное отображение в творчестве отечественных исследователей: М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, А.И. Герце.
Объектом работы выступает игра как познание.
Предмет исследования: онтологический и гносеологический аспекты игры.
Целью работы выступает исследование игры как предмета философского познания.
Задачи работы:
- проанализировать философскую и историческую мотивация теории игр;
- рассмотреть игру как объект философского исследования и метод познания.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты позволяют до некоторой степени разрешать противоречия между возможностями субъекта войти в социальную систему и сложной природой самой этой системы.
Методологию работы составили всеобщие (философские) методы, такие как метод диалектики, общенаучные методы, такие как анализ, синтез, обобщение.
1. Философская и историческая мотивация теории игр
«Теория игр в той форме, которая известна экономистам, социологам и биологам, получила свою первую общую математическую формулировку Джоном фон Нейманом и Оскаром Моргенштерном (1944). Теория игр принадлежит к семейству теорий, которые часто объединяются под общим термином «Теория рационального выбора». Все эти теории (в частности, теория принятия решений, теория игр и теория социального выбора) обсуждают условия, при которых действия агентов или, по крайней мере, их решение действовать, можно назвать рациональными» . В зависимости от того, как интерпретируются эти условия, теория рационального выбора может иметь положительную или нормативную функцию: она может способствовать прогнозированию и объяснению поведения агентов или может способствовать консультированию агентов, что им следует делать.
Теория принятия решений, как и теория игр, оценивает рациональность решений в свете предпочтений по отношению к результатам и убеждений о вероятности появления этих результатов. Основное различие между ними заключается в том, как они рассматривают вероятность результатов. Теория принятия решений рассматривает все результаты как экзогенные события, «движения природы». Теория игр, напротив, фокусируется на тех ситуациях, в которых результаты определяются взаимодействием размышляющих агентов. Он предполагает, что агенты принимают результаты, определяемые рассуждениями других агентов, и поэтому этот агент оценивает вероятность результата, пытаясь выяснить, как будут рассуждать другие агенты, с которыми они взаимодействуют. Таким образом, вероятность результатов становится «эндогенной» в том смысле, что игроки принимают во внимание выигрыши и рациональность своих оппонентов при определении последствий своих стратегий.
Инструменты теории игр можно использовать для объяснения самых разных вещей: от функции морали и общих особенностей наших моральных практик до динамики морально или политически значимых социальных проблем и возникновения, существования и устойчивость отдельных моральных норм. Второе отношение теории игр к этике – оправдательное. Здесь инструменты теории игр используются для обоснования самых разных вещей: от конкретных норм или принципов до крупномасштабных социальных институтов или общих характеристик наших моральных практик.
Каждый игрок в игре сталкивается с выбором между двумя или более возможными стратегиями. Стратегия — это заранее определенная «программа игры», которая сообщает ей, какие действия следует предпринять в ответ на каждую возможную стратегию, которую могут использовать другие игроки.
Важнейшим аспектом спецификации игры является информация, которой располагают игроки при выборе стратегий. Простейшие игры (с точки зрения логической структуры) — это игры, в которых агенты обладают полной информацией, а это означает, что в каждый момент, когда стратегия каждого агента предписывает ему совершить действие, он знает все, что произошло в игре до этого момента. Настольная игра с последовательными ходами, в которой оба игрока наблюдают за всеми действиями (и знают общие правила), например, шахматы, является примером такой игры.
Формальная теория определяет игру как состоящую из двух или более игроков, набора чистых стратегий для каждого игрока и функций выигрыша игроков. Чистая стратегия игрока определяет его выбор каждый раз, когда ему приходится делать выбор в игре (а это может быть более одного раза). У игроков должно быть, как минимум две стратегии на выбор, иначе игра будет тривиальной. Все игроки игры вместе определяют последствия. Каждый выбирает конкретную стратегию, и их комбинация (называемая профилями стратегий) приводит к определенным последствиям. Последствием профиля стратегии может быть материальный приз – например, деньги – но это также может быть любое другое значимое событие, например, победа или чувство вины. Теорию игр на самом деле интересуют только оценки игроков этого последствия, которые указаны в так называемой функции выигрыша или полезности каждого игрока.
Часть теории, которая рассматривает ситуации, в которых выбор стратегий игроков не может быть реализован, называется теорией некооперативных игр. Теория кооперативных игр, напротив, позволяет сделать соглашения, заключенные перед игрой, обязательными (например, посредством юридически обеспеченных контрактов)
Теория игр — это набор аналитических инструментов, призванных помочь понять явления, которые человек наблюдает при взаимодействии лиц, принимающих решения. Основные предположения, лежащие в основе теории, заключаются в том, что лица, принимающие решения, преследуют четко определенные экзогенные цели (они рациональны) и принимают во внимание свои знания или ожидания поведения других лиц, принимающих решения (они рассуждают стратегически).
«Игра — это описание стратегического взаимодействия, которое включает ограничения на действия, которые игроки могут предпринять, и интересы игроков, но не определяет действия, которые игроки совершают. Решение — это систематическое описание результатов, которые могут возникнуть в серии игр» . Теория игр предлагает разумные решения для классов игр и исследует их свойства. Теория игр применялась к широкому спектру ситуаций, в которых выбор игроков влияет на результат. Подчеркивая стратегические аспекты принятия решений или аспекты, контролируемые игроками, а не чистой случайностью, теория одновременно дополняет и выходит за рамки классической теории вероятностей.
Все игры объединяет общая черта – взаимозависимость. То есть результат для каждого участника зависит от выбора (стратегии) всех. В так называемых играх с нулевой суммой интересы игроков полностью конфликтуют, так что выигрыш одного человека всегда является проигрышем другого. Более типичны игры, в которых возможна либо взаимная выгода (положительная сумма), либо взаимный вред (отрицательная сумма), а также некоторый конфликт.
Теорию игр разработал математик из Принстона Джон фон Нейман. В первые годы упор делался на игры чистого конфликта (игры с нулевой суммой). Остальные игры рассматривались в кооперативной форме. То есть участники должны были совместно выбирать и реализовывать свои действия. Недавние исследования были сосредоточены на играх, которые не являются ни играми с нулевой суммой, ни чисто кооперативными. В этих играх участники выбирают свои действия отдельно, но их связи с другими игроками включают элементы как соревнования, так и сотрудничества.
Сущность игры – взаимозависимость стратегий игроков. Существует два различных типа стратегической взаимозависимости: последовательная и одновременная. В первом случае игроки ходят последовательно, каждый из которых знает о предыдущих действиях другого. В последнем случае игроки действуют одновременно, не зная о действиях других.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Власов, Д. А. Философско-методологические проблемы классической теории игр / Д. А. Власов // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 286-288.
2. Волкогонова, О.Д. Основы философии: Учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. - М.: Форум, 2018. - 244 c.
3. Гаврилов, С. А. Проблема человека в западной философии конца XIX — начала ХХ века / С. А. Гаврилов // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 284-285.
4. Глаголева, К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка / К. С. Глаголева // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 324-326.
5. Захаров, А.В. Теория игр в общественных науках: Учебник / А.В. Захаров. - М.: ИД ВШЭ, 2015. - 304 c.
6. Иодль, Ф. История этики в новой философии: Кант и этика в девятнадцатом столетии. Пер. с нем. / Ф. Иодль. - М.: КД Либроком, 2016. - 528 c.
7. Конюховский, П.В. Теория игр: Учебник для бакалавров / П.В. Конюховский, А.С. Малова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 252 c.
8. Кропоткин, П. А. Этика / П. А. Кропоткин. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 434 с
9. Лисичкина, О. И. Проблемы современной философии как науки / О. И. Лисичкина, В. В. Котлярова // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 634-635.
10. Ляо, Сюэ. Исследование «языковых игр» Витгенштейна / Сюэ Ляо // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 214-215.
11. Макаревич, В. Н. Целостность личности как философская проблема / В. Н. Макаревич // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 542-545.
12. Надолинская, Т. В. Игра в контексте истории философии, культуры и педагогики / Т. В. Надолинская // Образование и наука. — 2015. — № 7. — С. 139-153.
13. Полещук, Л. Г. Философия : учебное пособие / Л. Г. Полещук. — 2-е изд. — Томск : ТПУ, 2016. — 112 с.
14. Пузикова, В. С. Ориентиры целостного восприятия феномена человеческого бытия / В. С. Пузикова // Молодой ученый. — 2017. — № 21.1 (155.1). — С. 26-28.
15. Рекшинская А.Я. Философские концепции игры ХХ столетия: компаративный анализ / А. Я. Рекшинская // Universum: общественные науки : электрон. научн. журн. -2017. - № 1 (31). – С. 2-4.
16. Скачок, В. Е. Игра как философский феномен человеческой деятельности / В. Е. Скачок, А. М. Демьяненко, Е. А. Демьяненко, А. А. Котлярович// Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 1193-1195.
17. Спиркин, А.Г. История философии: Учебник для академического бакалавриата / А.Г. Спиркин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 136 c.
18. Султанахмедова, С. Н. Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте / С. Н. Султанахмедова, Л. Д. Мусина // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 108-112.
19. Тарасова, Ю. И. Актуальные проблемы игровой деятельности в современном мире / Ю. И. Тарасова // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 412-415.
20. Тупиченко, Н. А. Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности и её развитие в дошкольном возрасте / Н. А. Тупиченко // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 150-156.
21. Чепелева, А. Э. Педагогическое обеспечение игровой деятельности: понятие и структура / А. Э. Чепелева // Молодой ученый. — 2019. — № 36 (274). — С. 64-66.
22. Шагин, В.Л. Теория игр: Учебник и практикум / В.Л. Шагин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 223 c.
23. Игра: опыт философской теории / [Электронный ресурс] // Cyberleninka : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igra-opyt-filosofskoy-teorii (дата обращения: 15.11.2023).
24. Как учёные говорят об играх: краткий экскурс в две концепции / [Электронный ресурс] // Stopgame: [сайт]. — URL: https://stopgame.ru/show/131187/kak_uchenye_govoryat_ob_igrah_kratkiy_ekskurs_v_dve_koncepcii (дата обращения: 15.11.2023).
25. Основные феномены человеческого бытия. Эуген Финк. / [Электронный ресурс] // Medium : [сайт]. — URL: https://mikhail-moroz.medium.com/fink-predslovo-70ba86002819 (дата обращения: 15.11.2023).