Фрагмент для ознакомления
2
1 Легенда об Агасфере в творчестве В. К. Кюхельбекера
Одним из самых популярных преданий, положенных в основу сюжета романтических поэм того времени, стала легенда об Агасфере (в традиционной терминологии – Вечном Жиде). Он – герой многочисленных сказаний, возникших в средние века, еврей-скиталец, осужденный Богом на вечное существование за то, что не дал Христу, изнемогавшему под тяжестью креста, отдохнуть на пути к месту распятия .
Агасфер – стилизованное библейское имя, произвольно заимствовано из ветхозаветной легенды об Эсфири (где передаётся имя персидского царя Ксеркса); в более ранних версиях легенды встречаются и другие имена – Эспера-Диос («надейся на бога»), Бутадеус («ударивший бога»), Картафил. Согласно легенде, Агасфер оскорбительно отказал в кратком отдыхе и безжалостно велел идти дальше Иисусу Христу во время его страдальческого пути на Голгофу под бременем креста; за это ему самому (Агасферу) отказано было в покое могилы, он был обречён из века в век безостановочно скитаться, дожидаясь второго пришествия Христа, в его только власти было снять с него зарок. На возникновение легенды оказали влияние религиозно-мифологические представления о том, что некоторые люди являют собой исключение, не подчиняясь общим законам человеческой смертности, и дожидаются эсхатологической развязки (согласно Библии, таковы Енох и Илия), такая судьба должна постигнуть некоторых очевидцев первого пришествия Иисуса Христа (ср. Матф. 16, 28); в легенде можно увидеть и реминисценцию ветхозаветного мотива проклятия Каину, которого Яхве обрекает на скитания, но запрещает лишать его жизни (Быт. 4, 10–15). В легенде отразились и некоторые аспекты отношения средневековых христиан к евреям: в них видели людей, не имевших родины и обречённых на скитания, но «чудом» сохранявших этническую и религиозную самобытность, легенда воспринималась и как живая реликвия «священной истории» Ветхого и Нового заветов, история убийц Христа и осквернителей «завета с богом», но в эсхатологическом будущем – примиряющихся с богом через обращение к Христу наследников древнего обетования (так понимали во взаимосвязи Захар. 12, 10, Ос. 1, 7, Малах. 4, 5, Матф. 17, 10 и Рим. 11). Важные моменты, отражающиеся в легенде об Агасфере: это враг Христа, но в то же время свидетель событий жизни Христа; это грешник, поражённый таинственным проклятием и пугающий одним своим видом как привидение и дурное знамение (ср. более позднее предание о Летучем голландце), но через само проклятие соотнесённый с Христом, с которым непременно должен встретиться ещё в «этом мире», а в покаянии и обращении способный превратиться в доброе знамение для всего мира. Структурный принцип легенды – двойной парадокс, когда тёмное и светлое дважды меняются местами: бессмертие, желанная цель человеческих усилий в данном случае оборачивается проклятием, а проклятие – милостью (шансом искупления).
«Агасверу» суждено было стать исповедью Вильгельма Кюхельбекера. В самом деле, здесь поэт отождествлял свою судьбу с судьбой того или иного из действующих лиц. Своеобразие данной поэмы в чрезвычайно сильном автобиографическом акценте: странствия Жида – аллегорическое изображение жизни Кюхельбекера и современного ему общества.
Развитие сюжета происходит на фоне событий мировой истории, интерес к которой также был одной из черт романтического мышления. Формально поэма состоит из пяти частей и заключения; в каждой из частей отображается конкретная историческая эпоха: первая вводная часть – события до момента Распятия Христа, вторая – осада Сиона, в ней на сцену выводится пророк, трижды возглашающий на обломках Иерусалима: «Увы народу, граду и святыне!» Третья часть – время правления римского императора Траяна, четвертая – Средневековье, пятая часть повествует о Лютере и о Великой французской революции.
В начале поэмы Кюхельбекер объясняет, каким образом стало возможным настроить против Христа пораженных чудом воскрешения Лазаря простых иудеев.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Архипова, А. В. Религиозные мотивы в поэзии декабристов / А. В. Архипова // Христианство и русская литература. – СПб.: Наука, 1994. – С. 185–208.
2) Кюхельбекер В. К. Избранные произведения. – М.: Советский писатель, 1967. – 236 с.
3) Кюхельбекер, В. К. Агасвер / В. К. Кюхельбекер. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kyuhelbeker.lit-info.ru/kyuhelbeker/stihi/agasver.htm
4) Леонтьева А. И., Тростина М. А. Интерпретация образа прощеной грешницы в русской поэзии XIX века//ПРАВОСЛАВИЕ И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Сборник статей участников VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Отв. редактор С.Н. Пяткин. Арзамас, 2023. С. 50-57
5) Никольский Е. В. Интерпретация образа вечного жида в творчестве Вильгельма Кюхельбекера Сибирского периода//LIBRI MAGISTRI. 2018. № 5. С. 15-20
6) Сидорин Е. Ю. Сонеты В. К. Кюхельбекера: опыт реконструкции религиозного контекста // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. – Т. 1. № 3(55). – С.196–200.