Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Принято считать, что теория распознавания максимально приспособлена для освещения разного рода психологических механизмов политического и социального сопротивления. Та как переживания неверного узнавания так или иначе нарушают идентичность субъектов, то считается, что пострадавшие наиболее мотивированы сопротивляться, иными словами, принимать участие в своего роде «борьбе за признание». В целом, теории признания примерно начиная с 1990-х гг. пользуются живым общественным и академическим. Они обещают осветить немало новых социальных движений. При этом ни одно из такого рода движений не борется за более благоприятное распределение благ. Они, преимущественно, ведут борьбу борются за утверждение именно своей особой идентичности и, тем самым, считаются вовлеченными в иную, новую форму политики, в ряде случаев называемую в качестве «политикой различий» либо же в качестве «политикой идентичности». Но немало исследователей стремятся концепции признания приписать намного более фундаментальную роль, которая охватывает мораль человеческих отношений практически во всей ее полноте. С такого рода более общей позиции, и более ранние кампании, борющиеся за равные права, например, это борьба со стороны женщин, рабочих либо афроамериканцев, необходимо обязательно понимать ее в качестве «борьбы за признание». Формулировка такого рода политических движений с позиции признания неизменно подчеркивает именно относительный характер справедливости и морали. При этом в первую очередь справедливость касается вовсе не того, сколько конкретно благ иметь должен человек, а первоначально того, какого конкретного положения он заслуживает по отношению к другим людям.
В рамках данной работы будет рассмотрено понятие парадигмы признания, основные социальные условия для качественной индивидуальности, отдельные вопросы ведения борьбы за признания, а также гегелевская этическая составляющая в рамках ведения борьбы за признание.
1.Понятие парадигмы признания
Рассматривая понятие признания укажем, что с точки зрения Берт ван ден Бринк для контекстуализации парадигмы признания важны следующие три ключевых момент.
Во-первых, данная парадигма исходит непосредственно из антиатомистического понимания современной индивидуальности, то есть она утверждает имеющую место зависимость процесса становления современной личности, а также ее полноценного развития именно от общественных отношений уважения, любви, престижа.
Во-вторых, она базируется непосредственно на антиатомистической теории социальных институтов, то есть в институтах государства, семьи и общества видит выражение ценностного ядра трех видов именно первичных социальных отношений (уважения, любви, престижа), тем самым отличаясь от моделей, где институты выступают в качестве социальных инструментов, учреждаемые индивидами с помощью общественного договора, существующими вне зависимости от институтов и при этом действующими ради своего эгоистического интереса.
В-третьих, она неизменно опирается именно на антиатомистическую теорию социальной борьбы, то есть социальные конфликты рассматривает не столько в качестве борьбы за удовлетворение эгоистических интересов индивидов, а именно в качестве борьбы ради улучшения имеющихся общественных условий в целях развития личности [1].
Теоретики признания, являясь наследниками философии Гегеля, сохраняют свою верность диалектике и считают, что исторически отношения признания являются изменчивыми, то есть они изначально не предопределены неизменной сущностью человека, а также его природными способностями и потребностями. Они полагают, что институциональные, а также неформальные стандарты должного признания изменяются и переосмысливаются в процессе социальных конфликтов. Борьба за признание каждый раз сопровождается спором о том, какие стандарты в данной ситуации применимы. Так, участники рабочих движений, которые требовали для себя более справедливой оплаты, а также достойных условий труда, подчеркивали при этом значение для общества их работы. Смысл подобной борьбы заключается в том, что если бы вклад и значение рабочих в общественное разделение труда адекватным образом оценивались бы, тогда условия труда и оплата являлись бы лучше. Таким образом, рабочим, с одной стороны, воздавалось бы должное, при том, что с другой стороны, конкретное общество ценило и признавало бы значение их труда.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бринк, Б. Парадигма признания в социальной философии / Б. Бринк – URL:file:///D:/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BA%D 0%B8/981-1934-1-SM.pdf. – Текст: электронный.
2. Инишев, И. Признание, амнезия и социальные патологии: Хайдеггер и социальная онтология «третьего поколения» Франкфуртской школы / И. Инишев // Топос. 2007. № 3. С. 144-152. – URL: http://ecsocman.hse.ru/text/28585256/. – Текст: электронный.
3. Кукарцева, М.А. Аксель Хоннет – социальный теоретик и социолог / М.А. Кукарцева // Социологические исследования. 2014. № 4. С. 38-45. – URL: http://socis.isras.ru/article/5891. – Текст: электронный.
4. Михайлов, И.А. «Борьба за признание». Идея признания в социально-критической теории А. Хоннета / И.А. Михайлов // Западная философия конца XX – начала XXI в. Идеи. Проблемы. Тенденции. 2012. – URL: | https^||iphras/ru|uplfile|modph|411_sovrzapfilos|im_doc|Mikhaylov_I_2012c_Priznanie_Honneth_printpdf/pdf Ghbpyfybt (recognition)/ Стэнфордская энциклопедия философии. https://plato.stanford.edu/entries/recognition/. – Текст: электронный.
5. Рикр, П. Путь признания. Три очерка / П. Рикер; пер. с фр. И.И. Блауберг, И.С. Вдовиной. М.: РОССПЭН, 2010. – URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/filosofija_zhizni/rikjor_p_put_priznanij a_tri_ocherka/1-1-0-3396. – Текст: электронный.
6. Фурс, В. Социальная философия в непопулярном изложении / В. Фурс. Минск: Пропилеи, 2005. Гл. 1. «Критическая теория» – это больше, чем кажется на первый взгляд. – URL: //https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/socialnaja_filosofija/furs_v_socialnaja_filosofija_v_nepopuljarnom_izlozhenii/24-1-0-5273. – Текст: электронный.