Фрагмент для ознакомления
2
Главный вопрос заключается в том, будет ли усиливаться разрыв между риторикой по поводу продовольственной безопасности и реальной продовольственной ситуацией в стране по мере того, как правительство будет все больше уделять внимания протекционистской политике.
Обеспечение населения продовольствием в достаточном количестве и разнообразии является сложной задачей, которая включает в себя целый ряд вопросов, связанных с производством продовольствия, зависимостью от импорта, экспортной ориентацией продовольственного рынка, а также платежеспособностью и особенностями питания населения.
Доктрина продовольственной безопасности России рассматривает достижение продовольственной безопасности как увеличение внутреннего производства продовольствия до уровня продовольственной самообеспеченности. Проблема такого подхода заключается в том, что продовольственная безопасность достигается скорее за счет минимизации иностранного импорта, чем за счет обеспечения доступа к достаточному количеству продовольствия.
Критерии продовольственной безопасности могут быть выполнены технически (соотношение производства и импорта), но не качественно (достаточный доступ к продовольствию). При рассмотрении вопроса о продовольственной безопасности важно, чтобы достигается устойчивая структура потребления продуктов питания, обеспечивающая достаточное поступление основных продуктов питания и продуктов, богатых микроэлементами [5].
В настоящем документе устранен этот недостаток, предложен индекс, определяющий продовольственную безопасность как сочетание наличия продовольствия на внутреннем рынке за счет отечественного производства и экономической доступности достаточного количества продуктов питания в соответствии со стандартами ВОЗ по адекватному потреблению продуктов питания и здоровому образу жизни.
Исследования показывают, что существующие индексы продовольственной безопасности не в состоянии обеспечить охват всех аспектов продовольственной безопасности, в частности, взаимосвязь между меняющимися рамками внешней торговли и моделями потребления продовольствия.
Индекс RFS отражает влияние внешней торговли на продовольственную безопасность, дифференцируя потребление продуктов питания отечественного и импортного производства, увязывая продовольственную безопасность с основами сельского хозяйства и внешней торговли и избегая различий в подходе к потреблению калорий. В случае с Россией расчеты производились с использованием индекса RFS к десяти основным продуктам питания, выявляет разрыв между уровнем продовольственной самодостаточности и рациональной продовольственной безопасностью.
Разрыв увеличивается в периоды усиления защиты внутреннего продовольственного рынка, в то время как либерализация сельскохозяйственной системы и системы внешней торговли способствует повышению рациональной продовольственной безопасности. Более высокие тарифы повышают уровень как внутреннего, так и импортного продовольствия и подпитывают продовольственную инфляцию.
Протекционистские меры снижают доступность и качество продовольствия продуктов и, следовательно, угрожают устойчивости поставок продовольствия и продовольственной безопасности страны.
Надо отметить, что в условиях обычного экономического развития это актуально, однако в условиях экономических санкций, которые продолжаются уже около десятилетия, ситуация выглядит иным образом.
Со времени демонтажа СССР ситуация развивалась таким образом, что РФ импортировала достаточно большой процент продовольствия. И это не вызывало особых вопросов до момента начала санкций. На рисунке 1 представлена динамика импорта продовольствия с 1991 по 2013 год. 2013 год стал максимальным, с точки зрения размеров импорта продовольствия.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ариас, Дж. Каковы наилучшие показатели Индекса продовольственной безопасности? Доступно онлайн: https://www.researchgate. net/post/What_would_be_the_best_predictors_of_food_security_index
2. Бенузе, М.; Ихейис, З. Улучшила ли либерализация торговли доступность продовольствия в развивающихся странах? Эмпирический анализ. J. Econ. Dev. 2014, 39, 63-78.
3. Васильева Ю.; Смит М.Э. Россия: доктрина продовольственной безопасности 2008. Доступно онлайн: https://apps.fas.usda. gov/gainfiles/200811/146306496.pdf
4. Вегрен С.К., Никулин А. М., Троцук И. Российский вариант продовольственной безопасности. Пробл. Посткоммунизм 2016.
5. Ерохин В., Иволга А., Хейман У. Либерализация торговли и государственная поддержка сельского хозяйства: последствия для Развивающихся стран. Сельхоз. Экономика. 2014, 60, 524-537.
6. Калугина, З. Аграрная политика в России: глобальные вызовы и жизнеспособность сельских сообществ. Инт. Ж. Социол. журн. Сельхоз. Продукты питания 2014, 21, 115-131.
7. Лунзе К., Юрасова Е., Идрисов Б., Гнатиенко Н., Мильорини Л. Продовольственная безопасность и питание в Российской Федерации
8. Массе, Э. Обзор показателей голода и методов мониторинга приверженности стран борьбе с голодом. Продовольственная политика, 2011, 36, 102-108.
9. Пангарибово, Э.Х.; Гербер, Н.; Тореро, М. Показатели продовольственной безопасности и питания: обзор; Центр по Исследование в области развития, Боннский университет: Бонн, Германия, 2013.
10. Спур, М.; Мамонова, Н.; Виссер, О.; Никулин, А. Продовольственная безопасность в суверенном государстве и “Спокойное питание” незащищенного населения: пример постсоветской России. В материалах Международного Конференция “Продовольственный суверенитет: критический диалог”, Нью-Хейвен, Коннектикут, США, 14-15 сентября 2013 г.; Йельский университет: Нью-Хейвен, Коннектикут, США, 2013.
11. Херат, Х.М.С.П. Повысила ли либерализация торговли продовольственную безопасность? Сравнительное исследование Китая и Шри-Ланки Ланка. Автобус Eur. J. Руководство. 2014, 18, 62-67.
12. Шагайда Н.; Узун В. Продовольственная безопасность России: мониторинг, тенденции и угрозы; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации: Москва, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. https://novvedomosti.ru/news/unclassified/10944/