Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С 1991 года Грузия сильно изменилась и во многих отношениях избавилась от советского наследия .Как известно, страна понесла огромные потери в 90-х годах: война в Южной Осетии, гражданская война, война в Абхазии, экономический коллапс. Все эти испытания объяснялись не только дефицитом политической культуры и отсутствием элементарного знания принципов рыночной экономики, демократии и вообще государственного управления со стороны Грузии, но еще и тем, что в Москве не простили Грузии «отступничества» и довольно жестко сыграли на всех ее слабостях.
Перечислять взаимные противоречия и претензии между Россией и Грузией в 90-е годы XX столетия можно до бесконечности. Намного сложнее найти что-то общее между интересами России и Грузии в рассматриваемый исторический период. Между тем, были общие интересны, о которых периодически говорили в Москве и в Тбилиси. Другая проблема заключалась в том, что эти точки соприкосновения не были объединены в определенную систему. Экспертные сообщества – как России, так и Грузии – не торопились создать новую схему российско-грузинских отношений. Однако такая схема должна была быть составлена как можно быстрее.
В 90-е годы XX столетия в Грузии никак не осознавали, насколько опасным и трудным мог быть путь к независимости. На митингах не только серьезно рассуждали, как страна может прожить за счет только боржоми и грузинского чая, но и призывали войти в НАТО, не теряя ни дня. На осетинскую и абхазскую автономии смотрели отчасти как на недоразумение.
Права абхазцев на автономию признавали все, но в то же время никак не понимали, почему это у абхазцев появилась претензия на большее. Они составляли меньшинство в самой Абхазии и при этом имели свой университет, телеканал и даже союз композиторов. В общем, становилось ясно, что страну ожидали кое-какие осложнения, но думалось, что их можно было легко преодолеть.
Основная часть
Как известно из исторических источников, грузинам жилось в СССР чуть ли не лучше всех. При этом после выхода из состава СССР Грузия сразу же окунулась в серьезный экономический, социальный и политический кризис. Гражданская война и проигранная война в Абхазии имели тягостные последствия. Исчезли иллюзии и амбиции, наступили хаос, коррупция, бедность.
Москва поддерживала абхазов во время войны, но дальше пути России и Грузии разошлись. К русским относились тепло (что сохранилось даже после войны 2008 года), но вот к российской политике стали относиться настороженно и с еще большим недоверием, чем раньше [3].
Возможно, все могло быть гораздо проще, если бы Грузия во время распада СССР продемонстрировала лояльность к Москве. Молодая страна избежала бы многих бед. Так поступили многие из бывших республик и, в отличие от Грузии, ничего не потеряли, а независимость все равно обрели.
Но горячим и амбициозным грузинам такие тонкие игры претили. На приглашение в СНГ поначалу ответили гордым отказом, но на это все равно пришлось пойти после войны в Абхазии, причем на гораздо худших условиях. Равнение на Прибалтику тоже оказалось ошибочным:
В отличие от Литвы, Латвии и Эстонии Грузия не получила поддержку Запада, и к тому же грузины, по сравнению с прибалтийцами, оказались не очень готовыми к независимости. В результате стечения всех этих обстоятельств, пресловутые 90-е годы Грузия пережила особенно тяжело.
Российско-грузинские отношения остаавались важным компонентом внешней политики России на Южном Кавказе. Россия стремилась поддерживать стратегическое партнерство и добрососедские отношения с Грузией. В то же время необходимо было учитывать объективную взаимосвязь между ситуацией в Грузии и Кавказе, в целом, с ситуацией на российском Северном Кавказе.
Непросто было в тот период развивать российско-грузинские торгово-экономические отношения. Оборот взаимной торговли в конце 90-х годов был значительно сокращен и составил, по предварительным оценкам: в 1999 году – 172,5 млн. долл. США против 290 млн. долл. США – в 1997 году, 265,4 млн. долл. США – в 1998 году. В то же время доля России во внешней торговле Грузии продолжала снижаться, в то время как, например, доля Турции все больше увеличивалась.
Вообще говоря, доля Грузии во внешнеторговом балансе России была совсем незначительной – 0,6%. В то же время, российский рынок Грузии имел жизненно важное значение: более 20% зарегистрированного грузинского товарооборота приходилось на Россию, и, по мнению экспертов, он был представлен гораздо большим количеством неучтенного товара, чем официально экспортируемого [1].
Так, на долю России приходилось 53% зарегистрированного экспорта чая, 72% вина, 80% минеральной воды «Боржоми» и 90% ферросплавов. Учитывая, что ассортимент грузинского экспорта, в основном, был ограничен этими товарами, другой возможности торговать у Грузии на тот момент не было.
Российский экспорт в Грузию, в основном, был основан на ключевых, жизненно важных для самого существования Грузии, поставках электроэнергии и газа (Грузия не получала этот продукт из Турции и США).
Вообще говоря, сохранение такого важного сектора жизнеобеспечения страны, как энергия, в условиях труда, во многом зависело от России, которая почему-то на тот момент не превратила ее в серьезный рычаг российской политики в южном направлении. Прекращение или возобновление поставок российской электроэнергии, нефти и газа не было связано с политическими процессами в двусторонних отношениях.
Между тем, считается что сокращение поставок газа и электроэнергии в Грузию, которая находилась в долгах, должно было неизбежно повлиять на
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникеева С.М., Филатова О.В. Российско-грузинские отношения: история и современность. – Саратов: Мега, 2015. – 120 с.
2. Куприянова В.Ф., Матвеева Ю.С., Фалеева С.О. Политические и экономические связи России и Грузии в 90-е годы XX века // Геополитика: вчера и сегодня. – 2012. – № 11. – С. 64–73
3. Мансурова И.П., Иконников Р.А., Передрягина А.С. Показатели экономического развития Грузии и роль России в развитии грузинской экономики в конце XX века // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы политических и экономических процессов в странах СНГ». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2014. – С. 100–109
4. Озерцковская Ю.Г., Причинина А.Р. Значение и роль России в урегулировании грузино-абхазского конфликта // Политические исследования. – 2014. – № 6. – С. 80–94
5. Селиверстова Г.А., Медведенко Е.А. Особенности экономического и политического сотрудничества России и Грузии в 1990-годы (теоретические и практические исследования в области экономики, политики и международных отношений) // Материалы научно-практической конференции «Экономико-политические проблемы взаимодействия стран бывшего СССР: история и современность». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012. – С. 57–66