Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Эпоха правления Петра I для российской государственности и ее вооруженных сил была подлинно реформаторской. Военные реформы конца XVII – первой четверти XVIII вв. по своей важности и значимости для укрепления государственной мощи стоят в ряду эпохальных событий исторического процесса. Их изучение имеет важное значение для понимания эволюции русского военного дела и патриотического воспитания военнослужащих Вооруженных Сил современной России.
Как военный деятель Петр I стоит в ряду наиболее образованных и талантливых строителей вооруженных сил, полководцев и флотоводцев русской и мировой истории ХVIII века. Делом всей его жизни было усиление военной мощи России и повышение ее роли на международной арене.
По замечанию видного русского историка Василия Ключевского: "Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа. Она имеет очень важное значение в нашей истории; это не просто вопрос о государственной обороне: реформа оказала глубокое действие и на склад общества и на дальнейший ход событий".
Военная реформа Петра I включала комплекс государственных мероприятий по реорганизации системы комплектования армии и военного управления, созданию регулярного военно-морского флота, совершенствованию вооружения, выработке и внедрению новой системы обучения и воспитания военнослужащих.
1. Экономические, политические и социальные первоосновы реформ
Понятно, что военные реформы не могли быть осуществимы при наличии лишь строго ограниченных военных предпосылок. Возникает вопрос об экономических и социально-политических первоосновах реформ. В этом отношении в исторической науке сложилось твердое убеждение в том, что конец XVII в. явился тем переходным периодом, когда были созданы экономические и политические предпосылки для проведения преобразований в военном деле.
В дооктябрьский период большинство ученых считало, что военные реформы служили исключительно внешнеполитическим целям. В исследованиях же последних десятилетий, судя по имеющимся работам, мы вправе выделить, по меньшей мере, три взгляда. Одни историки видят цели военных реформ Петра I в решении внешнеполитических задач, в центре внимания других стоят внутренние проблемы государства, и преобразования в военном и военно-морском ведомствах связывают с ними, а третьи целью петровских реорганизаций считают решение специфических военных задач.
В связи с этим нельзя в полной мере согласиться с замечанием известного датского ученого X. Баггера о том, что в современных исследованиях отчетливо наметилась тенденция акцентировать внимание на роли армии как инструмента внутренней политики .
Рассматривая функциональную сторону реформируемых вооруженных сил, можно заметить, что в нашей историографии сложилась прочная тенденция выделять две основные функции армии Петра I – внутреннюю и внешнюю. Особенность состоит лишь в том, что значительная часть историков считают решение внутренних задач определяющей функцией. К примеру, Л. Я. Макаров, признавая наличие двух функций армии Петра I, пишет: «... Петр создал армию не только для борьбы с внешним врагом, но, прежде всего, для внутренних целей» .
В отечественной исторической литературе всегда остро стоял вопрос о наличии у Петра I планов преобразования вооруженных сил России. Причем одни историки подтверждают наличие подобных планов, другие же не менее убедительно говорят об их отсутствии. У известного русского исследователя В. О. Ключевского находим: «Мы склонны думать, что Петр родился с мыслью о реформе ... Между тем у самого Петра долго не заметно такого взгляда на себя ... Он просто делал то, что подсказывала ему минута, не затрудняя себя предварительными и отдаленными планами, и все что он делал, он как будто считал своим текущим, очередным делом, а не реформой... Только разве в последнее десятилетие... у него начинает высказываться сознание, что он сделал кое-что новое и даже очень немало нового» .
Основная же масса советских исследователей отстаивает тот взгляд, что Петр I, приступая к военной реформе, имел строго продуманный план-программу военных преобразований. «Задача перестройки армии и повышения ее военного искусства, – пишет П. П. Епифанов, – была осознанна». Специалист в области артиллерии эпохи Петра I Е. Е. Колосов утверждает, что массовый выпуск однотипной материальной части артиллерии был вызван правительственной программой по развертыванию и перевооружению русской регулярной армии. В свою очередь, Е. В. Анисимов отмечает наличие у Петра I плановой системы послевоенного размещения и содержания армии.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баггер X. Реформы Петра Великого : обзор исследований. М., 1985
2. Брикнер, А.Г. История Петра Великого / А.Г. Брикнер. - М. : АСТ : Астрель, 2005 (Твер. полигр. комб. дет. лит.). - 607 с.
3. Верходубов В. Строительство регулярной русской армии в начале XVIII века // Военная мысль. 1951. № 4. С. 58-77
4. Евгений Анисимов "Время петровских времен". – М.: Центрполиграф, 2010. – 419 с.
5. Ключевский В. О. Сочинения : в 9 т. М., 1989. Т. 4.
6. Макаров А. Я. Развитие русской военно-теоретической мысли в первой четверти XVIII столетия : дис. ... канд. ист. наук. М., 1950
7. Мещеряков Г. П. Военное искусство России и стран Западной Европы в конце XVII и первой четверти XVIII в. М., 1952.
8. Мещеряков Г. П. О военных реформах Петра I // Военная мысль. 1946. № 5. С. 4863.
9. Орлов В. С. Преобразования в России в первой четверти ХУШ века. Петр I. М., 1970.
10. Орлов В. С. Преобразования в России в первой четверти ХУШ века. Петр I. М., 1970.
11. Павленко, Н.И. Петр I / Н.И. Павленко. - М. : Молодая гвардия, 2000. - 428 с.
12. Тарле Е. В. Северная война и шведское нашествие на Россию. М., 1958
13. Чистяков А. С. История Петра Великого. - М, 2010. – 528 с.