Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Для России периода реформ было характерно слабо развитое промышленное производство, отставание по многим показателям от ведущих европейских стран, необходимость быстрой форсированной модернизации.
Процесс разложения феодально-крепостного строя отчётливо проявился ещё в предшествовавшем, XVIII в. Уже тогда в недрах старого строя стал развиваться капиталистический уклад. В силу этого начало нового, XIX в. не является историческим рубежом, не знаменует собой начала новой исторической эпохи, а лишь продолжает уже начавшуюся, прежнюю. Первая половина XIX в. тесно примыкает в этом отношении к предшествовавшему историческому периоду, в ней основной, ведущий процесс времени лишь протекает ещё отчётливее и интенсивнее, а накопление противоречий достигает, наконец, степени кризиса всей системы
Царская Россия «позже других стран вступила на путь капиталистического развития. До 60-х годов прошлого столетия в России было очень мало фабрик и заводов. Преобладало крепостническое хозяйство дворян-помещиков». Россия начала XIX в. была отсталой сельскохозяйственной страной, в которой господствовали феодально-крепостные отношения. Она ещё не являлась в это время страной капиталистической: капитализм как общественно-экономическая формация сложился в России лишь после крестьянской реформы 1861 г. Но в крепостной России первой половины XIX в. внутренне, подспудно, уже развивались элементы новых хозяйственных отношений, рос капиталистический уклад. Это отчётливо сказывалось в области промышленного развития страны, в сфере мануфактурного производства: увеличивалось число промышленных предприятий, рос вольнонаёмный труд, постепенно внедрялось машинное производство. Новые процессы были заметны и в сельском хозяйстве.
Вступив в стадию капиталистической индустриализации, Россия должна ускоренно совершить модернизацию своей промышленности.
1. Кризис феодализма в первой половине XIX в.
Процесс разложения феодально-крепостного хозяйства является одновременно процессом складывания новых, капиталистических элементов хозяйства в недрах крепостного строя.
Развитие товарно-денежных отношений, рост обмена являются показателями разложения феодально-крепостного хозяйственного строя с присущей ему натурально-хозяйственной системой. Рост спроса на сельскохозяйственные продукты приводил к развитию товарного производства в земледелии.
Вместе с развитием промышленности росло промышленное население страны, рос обмен, развивался внутренний рынок.'1 Все отрасли хозяйства России всё более охватывались товарно-денежными отношениями. Это означало «отделение все большей и большей части населения от земледелия, т. е. рост промышленного населения на счет земледельческого» *.
Господствовавшие в России феодально-крепостные отношения были сильнейшим тормозом роста внутреннего рынка и выделения промышленного населения. Насильственно прикреплённое к земле крестьянство не имело права свободного передвижения и выбора занятий. Но всё же новые хозяйственные процессы были так сильны, что пробивались сквозь толщу крепостных отношений. Промышленное население России значительно возросло в первой половине XIX в., прежде всего за счёт городских жителей, число которых за полвека почти удвоилось. Увеличилось и число временных, сезонных обитателей городов, приходивших на поиски работы. Тысячи людей приходили на заработки в столицы, в портовые города, к пристаням перевалочных пунктов. Значительная часть наёмных рабочих состояла из оброчных крестьян.
Значительное развитие в первой половине XIX в. получила мелкая кустарная крестьянская промышленность. Старинные гнёзда крестьянских промыслов - село Павлово Нижегородской губернии, Кимры Тверской губернии, Великое Ярославской губернии, Иваново Владимирской губернии и др. - превратились в довольно крупные промышленные центры. Земледелие в них было почти совсем заброшено. Владелец Павлова граф Шереметев приказывал в 1802 г. «понудить» крестьян «сверх своего мастерства производить и хлебопашество, понеже в Павлове земля, за необрабатыванием её своими, отдаётся в наём посторонним крестьянам по дешёвой цене». В селе Иванове, по наблюдению современника, в 1820-х годах земледелие находилось в «посредственном состоянии, потому что жители более находят пользы в тканье миткалей... Недостаток хлеба дополняется привозом из ближайших мест. Огородные же растения, лук, огурцы и прочее, привозятся в село Иваново, через 76 верст, из города Суздаля». Старинный город Суздаль превращался в деревню, а село Иваново вырастало в промышленный город. Так под гнётом крепостного права и в противоречии с ним всё же развивалось и крестьянское товарное хозяйство.
Во второй четверти XIX в. стали возникать новые виды мелкого производства, удовлетворявшие более разнообразный спрос: изготовление ситцевых и шёлковых тканей, тонких полотен и позументов, детских игрушек и мебели. Целые, районы становились средоточием того или иного промысла: подмосковные уезды славились своими шёлковыми материями и лентами; Иваново, Шуя и многие сёла Владимирской губернии специализировались на бумажном ткачестве; в Костромской губернии было распространено тканьё полотен; на Урале и в Нижегородской губернии широкое распространение получило массовое производство металлических изделий.
Феодально-крепостные отношения были тормозом промышленного развития. Крепостное крестьянство, насильственно прикреплённое к земле, не могло служить источником регулярного пополнения рабочих кадров. Узость рынка в крепостной стране тормозила промышленное развитие. В России в 1804 г. было 224 882 рабочих, в 1825 г. - 340 568, в 1860 г. - 859 950 рабочих.
Крупнейшими центрами промышленного производства были: Московская губерния, поглощавшая почти четверть рабочей силы, Владимирская с её многочисленными мануфактурными посёлками, Петербург с его металлообрабатывающими заводами и текстильными предприятиями и, наконец, Приуралье с его давней металлургической промышленностью.
В промышленности происходили не только количественные, но и качественные изменения: вместе с ростом предприятий и увеличением количества вырабатываемой продукции менялась также их социальная структура. Число наёмных рабочих неуклонно возрастало, что было новым явлением в промышленном развитии. По официальным, хотя и не вполне точным данным, в 1804 г. вольнонаёмные рабочие составляли 48% всех занятых в обрабатывающей промышленности рабочих, в 1825 г. - 54%, в 1860 г. - 87%. В отдельных отраслях промышленности наёмный труд резко преобладал; так, в 1825 г. в хлопчатобумажной промышленности 94,7% рабочих были наёмными.
Показать больше