Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. В современном российском обществе существует ряд актуальных социальных проблем: это сохранение здоровья населения, развитие образования, повышение уровня жизни и другие. Одной из них является разобщенность поколений. Отсюда возникает необходимость вовлечения в общую деятельность людей, независимо от пола, возраста, социального статуса и т.п. Связано это с тем, что у пожилого человека «зачастую снижается самооценка, возрастает неуверенность в себе. Распространенные в обществе стереотипы оказывают влияние на формирование отношения к себе у пожилых людей. Теряя веру в себя, они испытывают чувство вины, у них падает мотивация и, следовательно, снижается и социальная активность. Выходя на пенсию, человек, как правило, утрачивает значимую социальную роль и оказывается выключенным из системы межличностных связей, в которую входят представители разных поколений».
Вместе с тем пожилые люди обладают большим жизненным и профессиональным опытом, свободным временем, желанием помогать другим. В тех странах, где развиты добровольческие традиции, пожилые люди вносят существенный добровольческий вклад в улучшение жизни в обществе.
Цель работы – выявление особенностей организации работы с сотрудниками «серебряного возраста».
В соответствии с целью предусматриваются исследовательские задачи:
1. Обзор основных теорий социального возраста.
2.Характеристика процесса найма работников «серебряного возраста».
3.Анализ зарубежного и отечественного опыта работы с персоналом «серебряного возраста».
1. Обзор основных теорий социального возраста
Реляционная концепция времени рассматривает время как свойство отношений, взаимодействия между материальными сущностями, в частности между людьми. Так, например, Р. Ленуар показывает, что скорость взросления человека и освоения им соответствующих возрасту социальных ролей определяются межпоколенческой конкуренцией . П.Бергер и Т.Лукман в своих работах говорили о синхронности временных перспектив социальных акторов как основы их совместного существования . Временные вектора развития, таким образом, кардинально отличаются друг от друга. Несмотря на то, что во многих сферах общественной жизни в России управление ориентировано на модернизацию на основе инноваций, реализация управленческих решений «спотыкается» о традиционные ментальные матрицы.
Препятствием в осуществлении модернизационного проекта служит понимание роли различных возрастных когорт, совокупность и взаимоотношения которых образуют еще одну временную структуру российского общества. Примерно четверть россиян принадлежат старшей возрастной группе. В то же время обозначение этого возраста как «возраста невидимки» и анализ различных социальных программ, направленных на решение проблем этих людей, свидетельствуют о том, что старшее поколение рассматривается не как ресурс модернизации, а как социальный «балласт», который «втаскивается» в новый мир или даже остается за его границами. Исследование проблемы и возможностей «серебряного возраста» давно актуализировано в западной науке и получило практическое воплощение в социальной практике, позволяющей пожилым европейцам быть если не в авангарде, то, по крайней мере, равноправными акторами социального взаимодействия.
Особенностью российской культуры и препятствием к интеграции в европейское пространство является неоднородность ее временной структуры, которая прослеживается на многих уровнях. Конечно, в любых системах есть более и менее динамично изменяющиеся элементы, подсистемы. Но для России различия между ними приобретают особый масштаб. Крупные российские города-мегаполисы откололись от общей временной структуры традиционной российской культуры. В них скорости повседневной жизни, социального, технологического развития значительно отличаются от хронотопов малых городов и сельских поселений.
Особое значение имеют инструменты конструирования временной перспективы. Образы будущего строятся как иррациональными, так и рациональными методами .
Временную картину мира дополняет ретроспективное конструирование, интересное не только в плане его «механики», но и значения для социальной практики.
Важным механизмом регулирования настоящего времени отдельного человека, социальной группы и общества в целом являются «социальные часы», представляющие собой нормативные биографические схемы, которые выстраивают настоящее в соответствии с представлениями о будущем. Понятие «социальных часов» определяет основные возрастные периоды в жизни человека, в которые предписывается или дозволяется освоение тех или иных социальных статусов и ролей, видов деятельности. Временное измерение человеческой жизни включает представления о «старте» разворачивания тех или иных «жизненных сюжетов», их длительности и привязке к определенному возрасту. Временная картина мира и «социальные часы» в различных культурах имеют свою специфику, что отражается на содержании и значимости различных этапов социализации.
Другим средством конструирования времени выступает планирование, регулирующее деятельность различных социальных субъектов (человека, организации, общества). Например, социальное время может рассматриваться как элемент организационной культуры, а планирование - как инструмент согласования времени различных внутриорганизационных процессов, индивидуальных временных траекторий сотрудников, синхронизации времени организации и окружающей среды. Планирование задает принципы
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М., 1995.
2. Зарубин А. Г. Социальное время и особенности его свойств в периоды общественно-политических кризисов [Электронный ресурс]. URL: http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/zarubin_social_vremya.htm
3. Ленуар Р., Мерлье Д., Пэнто Л., Шампань П. Начала практической социологии. СПб., 2001.
4. Михайлова С.Р. Люди старшего поколения и добровольчество / Сборник статей, лекций, методических и аналитических материалов «Добровольцы - старшему поколению»: В 3 т. / Под общ. ред. В.А. Лукьянова и С.Р. Михайловой. - СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2015. Т. 2: Социализация людей старшего поколения с участием добровольцев. С. 131—145.
5. Непрерывное образование и психическое здоровье: материалы международной научно-практической конференции, 24-25 апреля 2015 г., г. Санкт-Петербург / Межрегиональный ресурсный центр «Серебряный возраст», общественная организация «Экологическое здоровье человека. 2015. 156 с.
6. Сурина И. А. Ценностные ориентации как управляющий параметр организации «жизненного мира» [Электронный ресурс]. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/professor.ru/Surina_IA2/M
7. Trager G., Hall E. Culture as Communication: A Model and Analysis. N. Y., 1954.