Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Интерес к купеческому сословию и отдельным его представителям обусловлен тем, что оно являлось одной из основных групп населения России XIX в., и составляло ядро отечественной торгово-промышленной элиты. Одновременно купечество являлось носителем особой системы ценностей и национальной предпринимательской традиции. Кроме того, велико значение вклада купечества в развитие отечественной культуры и благотворительности, игравшей важную роль в развитии системы социального обеспечения в России в указанный период. Именно российское купечество являло собой «центр» меценатства и благотворительности. Поэтому вопрос о роли и месте купечества в структуре российского общества имеет большое значение.
«Видовой состав» купечества в России в силу специфических правил вступления в купеческое сословие был довольно пёстрым: помимо родовитых купеческих фамилий в данное сословие часто записывались мещане, евреи и иностранцы. Постепенно, со второй половины XVIII и особенно в начале XIX вв., когда освободились наиболее предприимчивые представители крепостного крестьянства, гильдейские свидетельства начали брать бывшие крепостные, предки тех самых купеческих фамилий, которые составят деловую элиту второй половины XIX в. По сути, отличительной чертой русского купечества в указанный период являются, то, что большинство его именитых представителей «вышло из мужиков», т. е из крестьян, чего Прохоровы и Рябушинские, например, не скрывали и даже не стыдились, и то, что купеческие фамилии насчитывали в лучшем случае 3-4 поколения (примерно сто лет), а древние роды, напротив, могли потерять влияние и авторитет. Тем не менее, русское купечество в плане традиций и быта оставалось удивительно цельным сословием.
1. Содержание досуговой культуры купеческого сословия
Купечество - привилегированное сословие в России в XVIII - начале ХХ вв. Так называемое «третье сословие» - после дворянства и духовенства. Купечество было неоднородным общественным слоем. Различия в социальном статусе и экономическом положении обусловило разный подход отдельных групп купеческого сословия к образованию и музыкальному досугу. Представители новых образованных богатых кругов, особенно проживающих в столичных городах, ориентировались на формы досугового времяпрепровождения дворянства, приобретали вкус к светским условиям жизни. Внуки купцов уже учились в университетах, иногда и заграничных.
Купеческая семья, как и любая семья, вносила значительный вклад в социализацию молодого поколения. В одном доме могло жить несколько семей одной фамилии (собственно, одна большая межпоколенная семья), как у Вишняковых, чей дом состоял из соединения двух зданий: двухэтажного с мезонином и трёхэтажного, и вмещал, по меньшей мере, три семьи, две из которых с детьми. О развлечении детей особенно не заботились, воспоминания самого купца Вишнякова о детстве путаются, потому что ничего примечательного в то время не происходило – его и братьев держали в строгости, резвиться в парадных комнатах не давали и водили гулять.
Воспитание мальчиков и девочек, безусловно, было разным. Забота родителей по отношению к сыновьям заключалась в том, чтобы в будущем сделать из них достойных приемников отца, самостоятельных деловых людей. В результате к 16-17 года молодые люди становились неплохими торговцами, многие умудрялись скопить капитал и открыть собственное дело. Девочкам довольно долго излишнего образования старались не давать, предпочитая видеть их хорошими матерями и хозяйками. Тем не менее, купеческих дочерей обучали как минимум русской грамоте, в некоторых семьях, в подражание семьям дворянским, девочки знали французский язык и умели «приседать», т.е. танцевать. А.Ф Кони упоминает о том, что давал барышне из купеческой семьи уроки арифметики и географии. Таким образом, становится ясно, что в образе зажиточной купчихи, сидящей дома и распивающей чаи с приживалками, есть доля правды. Бывали и неприятные исключения в плане женского образования у купцов – в некоторых особо традиционных старообрядческих семьях всё образование девушек заключалось в чтении Псалтири, те же купчихи, которых отдавали в пансион, иной раз учились плохо и совершенно не усваивали русской грамоты (как невеста брата Вишнякова).
Впрочем, разница в достатке и воспитании одновременно со сходством жизненного уклада в купеческой среде прослеживается на протяжении всей второй половины XIXв., в то время, как наиболее масштабные изменения в мировосприятии и самоидентификации происходят в других областях: в частности, изменяется внешний вид купцов и купчих, происходит осознание купеческого сословия как сословия самодостаточного.
Выросла социальная база потребителей нового (классического) искусства - европейского по форме и преимущественно национального по содержанию.
Важным каналом распространения новой культуры и ярким проявлением ее были благородные собрания и клубы. С ростом уровня благосостояния и образованности местных купцов произошла демократизация (расширение социального состава и коммерциализация) этих заведений в конце 1850-х гг.
Хотя клубы и благородные собрания были ориентированы на удовлетворение запросов своих членов, они сыграли свою роль в усвоении норм и ценностей модернизированной культуры для более широкого круга горожан. Благородные собрания, допускавшие в свои залы на концерты и публичные маскарады, и простых горожан, способствовали знакомству последних с выступлениями гастролировавших музыкантов, с современными
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бойко В.П. Томское купечество конца XVII – XIX вв/ В.П Бойко. – Томск.: Водолей, 1996. – 320с.
2. Бурышкин П. Москва купеческая/ П. Бурышкин. – М.: Захаров, 2002. – 304 с.
3. Купечество Москвы. История. Традиции. Судьбы. – М.: АСТ: Олимп, 2008. – 538 с.
4. Маркина Т. Д. Московское купечество: социальный портрет/ Т.Д Маркина. – МГСУ, кафедра социальной истории России, 1998. – 77 с.
5. Москва в очерках 40-х годов XIXв./ сост. А.Р. Андреев. – М.: Крафт+, 2004. – 336 с.
6. Перхавко В.Б. История русского купечества/ В.Б Перхавко. – М. : Вече, 2008. - 512 с.
7. Петров Ю.А. Династия Рябушинских/ Ю.А Петров. – М.: Русская книга, 2011. – 195 с.
8. Петров Ю.А. Коммерческие банки Москвы конца XIX – 1914г/ Ю.А Петров. – М.: РОССПЭН, 1998. – 368 с.
9. Ушаков А.С. Наше купечество и торговля с серьёзной и карикатурной стороы/ А.С Ушаков. – М.: Книга по требованию, 2011. – 195 с.