Фрагмент для ознакомления
2
договариваться. Для людей на Западе присоединение Крыма уже история, а для российской власти это все еще „вчера“, это актуально» [3].
Другим результатом эксперт называет начало новой холодной войны. «Можно говорить о терминологии, но по сути это новый вариант холодной войны в условиях, когда у России нет прочной системы союзов и Россия не является лидером одного из полюсов — в отличие от Советского Союза, экономика которого не выдержала противостояния. У всякой экономики свой запас прочности, но [у российской] он еще не исчерпан, она держится, — считает Макаркин. — При этом „держится“ не значит „развивается“ — мы видим низкие темпы роста, проблемы с перспективами: Россию по сути отсекают от возможности дальнейшего развития, на мировых финансовых рынках расценивают как страну под санкциями, ее внутренние ресурсы не безграничны, и любая передача России технических новинок — фактор крайне токсичный. Отставание от ведущих стран было очевидно до Крыма, и сейчас оно усиливается». Главными рисками он называет не текущие экономические проблемы, а верятность того, что это отставание станет непреодолимым [2, 3].
Оценивая влияние на Украину присоединения Крыма к России, Алексей Макаркин называет в числе негативных факторов не только потерю территории и базы ВМС, но и снижение доверия к военным, а также ощущение поражения как важный психологический момент для нации. «Кроме того, Украина получила неясную ситуацию с границей, что является одним из сдерживающих факторов от дальнейшей интеграции в ЕС и НАТО. Немалая часть общества этого хочет, а Запад не желает дальнейшего обострения отношений с Россией», — добавляет он. Но есть и плюсы: «Крым и Донбасс способствовали изменению электоральной картины Украины, ведь те люди, которые голосовали за коммунистов и партию регионов, ушли в ДНР-ЛНР или Россию и более не голосуют. Если ранее Восток и Запад были примерно равны, а затем Восток стал сильнее, то теперь восточный фактор использует только Владимир Зеленский — частью восточных элит он не является и в 2014-м поддерживал украинскую армию. Вообще, восточные элиты дезорганизованы и расколоты, на президентских выборах они выглядят весьма неудачно» [3].
По мнению Макаркина, эффект осажденной крепости есть и на Украине, но он сыграл на руку президенту Порошенко и позволил ему как верховному главнокомандующему, несмотря на множество недоброжелателей, благополучно завершить каденцию [2]. «В условиях другой политической культуры и реальной электоральной конкуренции Порошенко не смог стать фигурой, консолидирующей общество, его рейтинг начал падать вскоре после выборов, — говорит политолог. — Но вспомните, в 2014 году многие говорили, что Украина разваливается, даже называли ее „государство-404“, а украинцы смогли сохранить и укрепить страну, и нынешняя армия — совсем не то, что было пять лет назад. Во многом это произошло за счет эффекта мобилизации в условиях противостояния с Россией» [4].
Среди зарубежных аналитиков отмечаются различные взгляды на политику Украины в отношении Крыма. Большинство иностранных представителей поддерживает политику Украины в отношении Крыма. Так, государственный департамент США заявляет, что Крым - это Украина, и США не прекратят санкции против России. Об этом сообщает пресс-служба Госдепаратмента США: «Мы подтверждаем нашу приверженность суверенитету и территориальной целостности Украины в ее международно признанных границах. Крым является частью Украины, и наши санкции в отношении Крыма останутся в силе до тех пор, пока Россия не вернет контроль над полуостровом Украине», - говорится в сообщении.
В Госдепе подчеркнули, что референдум (о присоединении к России — прим. ред.) является нелегетимным, так как на нем вооруженные российские войска насильно заставили жителей полуострова голосовать. «В течение последних четырех лет Россия вела кампанию принуждения и насилия, брав на прицел всех, кто выступал против аннексии», — говорится в сообщении [6].
Политики Германии и США часто расходятся во мнении относительно того, как Украине следует выстраивать отношения с Москвой. Министр экономики Германии Бригитта Циприс назвала законопроект США по санкциям против России нарушением международного права.
«Это просто нарушает международное право. Америка не может штрафовать немецкие предприятия за то, что они осуществляют экономическую деятельность в другой стране», — заявила Циприс [6].
В отчёте библиотеки палаты общин Великобритании не исключается, что после смены власти на Украине Киев вряд ли сможет восстановить
Показать больше