Фрагмент для ознакомления
2
Введение
25 февраля 1956 года, в последний день работы ХХ съезда КПСС, генсек Н.С. Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором среди прочего осуждались сталинский террор и репрессии. Несмотря на секретность, весть о докладе распространилась мгновенно: сначала по странам Восточного блока, потом текст опубликовали в США и почти одновременно с этим официально обнародовали в СССР. Именно с этой «секретной речи» и началась эпоха невиданной свободы, которая затронула почти все стороны жизни советского человека.
Заметно ослабла цензура в литературе и кино. СССР стал более открытой страной, и даже США в официальных источниках теперь позиционировались не как враги, а как «оппоненты».
В 1957 г. в Москве прошел Международный фестиваль молодежи и студентов, буквально открывший для советского человека другой мир. В 1959 г. Хрущев и Никсон презентовали национальную выставку США и начали налаживать культурный обмен между двумя странами. В 1961 г. Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, полетевшим в космос 1, с. 17.
В СССР начала происходить культурная эволюция: началась эпоха больших имен и больших произведений, которые повлияли на дальнейшее развитие всего советского и постсоветского искусства. Данный факт определяет актуальность темы реферата.
Целью реферата является рассмотрение особенностей советского искусства при Н. С. Хрущёве.
Задачи реферата:
1. Рассмотреть особенности развития кинематографа и музыкального искусства в период хрущевской «оттепели».
2. Проанализировать развитие поэзии, художественного искусства и архитектуры в период правления Н.С. Хрущева.
1. Кинематограф и музыкальное искусство хрущевского периода
Космический и научный прорыв Советского Союза вывел на киноэкраны новых романтических героев – ученых, инженеров, геологов.
Данной моде поспособствовал фильм режиссера Михаила Ромма «Девять дней одного года», который вышел в 1962 г. и стал одной из самых значимых картин советского кино. Образ интеллигентного физика-ядерщика в исполнении Алексея Баталова, который губит свое здоровье на благо науки, надолго стал романтическим идеалом и образцом для нового поколения отечественных ученых.
На фоне все тех же космических успехов развивался и жанр научной фантастики. Также в 1962 г. вышел фантастический фильм ленинградского режиссера Павла Клушанцева «Планета бурь». Новаторская лента оказала сильнейшее влияние не только на советскую, но и на мировую кинофантастику.
Отдельные эпизоды из картины позже были использованы в известных голливудских фильмах – причем под видом оригинального материала. А тридцать лет спустя в «Терминаторе» появилась сцена гибели робота, которая почти буквально воспроизводила гибель героя из «Планеты бурь»
3, с. 147.
В оптимистическом настрое начала оттепели ключевым был дух свободы, в том числе – свободы быть не-героем, обыкновенным юношей или девушкой со своими личными надеждами и мечтами и весьма точно данное настроение самый отразилось в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» (1963), герои которого на протяжении всего фильма занимаются в основном тем, что гуляют, то есть ничего не делают.
В комедийном жанре дебютировал Эльдар Рязанов смкартиной «Карнавальная ночь», в которой высмеивается не только советская бюрократия, но и механика ее культурного заказа. Здесь ирония по поводу коллективных идеалов общества еще вполне добродушна.
Однако через несколько лет, и эта ирония стала более смелой в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элема Климова. Картина о детском пионерском лагере открывала понимающему зрителю намного больше смыслов. Здесь нашлось место и для сатиры на нравы советского общества, и для критики политической повестки дня.
В начале 1963 года состоялась знаменитая встреча генсека Хрущева с деятелями литературы и искусства, также известная как «встреча партийного руководства с интеллигенцией». Тогда глава государства весьма жестко высказался о фильме «Застава Ильича» Марлена Хуциева, сценарий к которому, как и к «Я шагаю по Москве», написал Геннадий Шпаликов. Новый фильм к тому моменту еще не вышел в прокат, ожидая финального одобрения киночиновников. Генсек укорял создателей в том, что главные персонажи – трое рабочих парней – только показаны положительными. А на самом деле «не знают, как им жить и к чему стремиться», а значит, новое поколение Советского Союза явно не олицетворяют 3, с. 150.
Действительно, Н.С. Хрущев представлял себе советскую молодежь в первую очередь устремленной к священной утопии – строительству коммунизма за 20 лет. А в картине увидел героев, которые испытывают экзистенциальные сомнения и не спешат взрослеть, поэтому Марлену Хуциеву пришлось частично переснять фильм «Застава Ильича», прислушиваясь даже к самым нелепым поправкам – например, к требованию убрать сцену танца со свечами по соображениям пожарной безопасности.
Однако, несмотря на сложности, «Застава Ильича» стала настоящим символом эпохи именно потому, что была исключительно ей созвучна. В том числе благодаря полудокументальному эпизоду во второй части фильма – это вечер в знаменитом Политехническом музее с участием Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадулиной, Евгения Евтушенко, а также поэтов старшего поколения: Бориса Слуцкого, Булата Окуджавы, Михаила Светлова.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксютин Ю. В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР 1953-1964 гг. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. – 486 с.
2. Двуликая «оттепель» в советской литературе. (Смена времен и поиски новой парадигмы развития:1956-1964 гг.) - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://imli.ru/images/pdf/dvulikaya-ottepel.pdf - Дата обращения: 16.05.2019.
3. Косинова М.И. История взаимоотношений отечественного кинематографа со зрительской аудиторией // Культура и общество. – 2014. – №4. – С. 147-155.
4. Киласония Э. Н. Музыкальная культура 60-х годов XX века в России: от традиций к инверсиям : Дис. ... канд. искусствоведения : 24.00.01 : Саранск, 2005 – 159 c.
5. Тюрин А.В. Ленинградское отделение Союза писателей СССР в годы хрущевских реформ (1953-1964 гг.): дис. … канд. ист. наук. СПб. гос. университет, 2015. – 186 с.
6. Хатынский В. Т. Интеллигенция и Россия: историческое прошлое и перспективы. 60-е годы. – М.: Прогресс, 2002. – 213 с.